В статье определяется круг финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Автором приходит к выводу о необходимости выделения нового типа правового регулирования — публично-обязывающего.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, финансовое право, правовые основы, публично-правовое регулирование, финансовые отношения.
Отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, весьма разнообразны. Они включают в себя общественные отношения:
между субъектами предпринимательской деятельности и государством;
между субъектами предпринимательской деятельности;
между субъектами предпринимательской деятельности и потребителями товаров, работ, услуг;
внутриорганизационные.
Предметом финансово-правового регулирования являются общественные отношения властно-имущественного характера. По своей правовой природе они требует воздействия основного метода финансового права — метода государственно-властных предписаний. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности является составной частью финансовой деятельности российского государства [1].
Основополагающее значение для правового обеспечения предпринимательской деятельности имеет Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы конституционного строя, формирующая конституционные предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности.
Существование предпринимательства в России основано на конституционных нормах о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, в том числе частной (ст. 8). Ведение предпринимательской деятельностью обеспечивается основными экономическими правами и свободами: правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); правом частной собственности (ст. 35); правом на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37); правом на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); другими правами и конституционными гарантиями предпринимательства [2 с. 4–17.].
Важнейшую роль в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности играют международные договоры и общепризнанные нормы международного права, в частности, Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г». (ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ) [3].
Составной частью финансово-правовых основ предпринимательской деятельности являются федеральные конституционные законы, содержащие нормы финансового права. Например, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» на федеральный референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (в частности, вопросы установления или отмены федеральных налогов и сборов).
Существенное значение в механизме финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности играют федеральные законы. По своей значимости и всеобщности (касается всех субъектов предпринимательской деятельности) выделяется, прежде всего, Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативный правовой акт прямого действия, закрепляющий правовые основы налоговой системы Российской Федерации.
Ряд федеральных законов нацелено на регулирование определенных видов предпринимательской деятельности. Основу механизма правового регулирования кредитных организаций составляют Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
Предпринимательская деятельность регламентируется также и подзаконными нормативными правовыми актами — Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации [4].
Особое значение для регулирования некоторых видов предпринимательской деятельности имеют кодексы профессиональной этики. Например, согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторы и аудиторские организации обязаны при осуществлении аудиторской деятельности выполнять требования Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Составным элементом механизма финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности являются правовые обычаи, представляющие собой, не противоречащие действующим финансово-правовым предписаниям правило поведения, сложившиеся в результате их фактического применения в течение длительного времени. Правовые обычаи применяются при регулировании расчетных, банковских, страховых, валютных отношений. Например, в соответствии со сложившейся практикой при открытии расчетного счета юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представить в банк не только документы, предусмотренные Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», но и выписку из ЕГРЮЛ.
Существенное значение для правового обеспечения предпринимательской деятельности имеют локальные нормативные правовые акты, принятые самими субъектами предпринимательства. Например, при регулировании налоговых правоотношений учитываются нормы, содержащиеся в Положении об оплате труда. Отношения между страхователями и страховыми организациями регламентируются Правилами страхования, разрабатываемыми каждым страховщиком самостоятельно.
Значительное место в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности занимает судебная практика. Мы разделяем позицию ряда ученых, признающих судебную практику самостоятельным источником финансового права [5].
В юридической науке обсуждается вопрос о необходимости кодификации предпринимательского законодательства, принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса [6]. Данную позицию мы не разделяем, объединение норм частного и публичного права в единое целое создаст сложности при применении норм публичного права, в частности, финансового, нарушит ряд устоявшихся и оправданных правил (например, налоговые отношения регулируются исключительно актами законодательства о налогах и сборах); нарушение отраслевого принципа формирования и развития законодательства приведет к хаосу, создаст угрозу существования финансового права, в частности, и права в целом как высшей социальной ценности [7].
Выводы: финансово-правовые основы предпринимательской деятельности составляют нормы финансового права, содержащиеся в разнообразных источниках финансового права.
Нецелесообразным представляется принятие Предпринимательского кодекса, поскольку объединение норм публичного и частного права в единое целое создаст сложности в правоприменительной деятельности, нарушит ряд устоявшихся и оправданных правил (например, налоговые отношения регулируются исключительно актами законодательства о налогах и сборах).
Сущность общедозволительного типа правового регулирования выражается формулой «разрешено, все, что не запрещено», сущность разрешительного — «запрещено все, кроме». Финансово-правовой механизм правового регулирования предпринимательской деятельности, на наш взгляд, не «вписывается» ни в один из них, поскольку основным способом воздействия на поведения субъектов предпринимательства являются позитивные обязывания. В связи с чем предлагается выделить новый тип правового регулирования — публично-обязывающий, формирующийся благодаря действию основного метода финансового права — метода государственно-властных предписаний. Выделение нового типа правового регулирования позволит четко определить круг общественных отношений, требующих воздействия на них нормами финансового права.
Литература:
- Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
- Вайпан В. А. Источники предпринимательского права: теория и практика // Право и экономика. 2015. № 10.
- Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г».// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012.
- См., например: Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»// Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3306; Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (ред. от 03.06.2015) «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4089.
- Мирошник С. В. Источник права и форма права: соотношение понятий// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5.
- Вайпан В. А. Источники предпринимательского права: теория и практика // Право и экономика. 2015. № 10. С. 4–17.
- Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.