Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе. Предлагается программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, направленная на формирование представлений о семье и семейных ценностях. Новым в программе является выделение этапов развития семейно-брачных отношений, формирование в соответствии с ними учебных модулей с конкретными способами решения проблем для каждого этапа.
Ключевые слова: семья, семейно-брачные отношения, институт семьи.
Институт семьи является одним из важнейших институтов общества и именно он в последние десятилетия переживает кризис. Традиционные представления о семье и семейных ценностях не удовлетворяют не только молодое поколение, но и многих людей среднего и даже старшего возраста. Отсюда нестабильность семейно-брачных отношений, уход в «тень» духовно-нравственных ценностей и сведение отношений между супругами (неважно, состоят они в законном браке или нет) к партнёрству. Такая ситуация подрывает стабильность общества, а институт семьи нуждается во всесторонней поддержке и внимании. Одним из способов решения этой проблемы является формирование представлений о семье и семейных ценностях в образовательном процессе, который неотделим от воспитания обучающихся как граждан своей страны.
Целью обучения любом вузе, в том числе и военном, является подготовка высококлассных специалистов в определенной области. Но обучение не может быть оторвано от гражданского воспитания, где нет неважных моментов, начиная от государственно-правовых основ семейной политики и теоретических разработок в этой области, и заканчивая личным опытом преподавателя. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка молодых людей в период актуализации интимных отношений приобретает особую значимость и включает помощь в построении межличностных отношений, выборе брачного партнера, создании семьи, развитии супружеских отношений, поддержании благоприятного психологического климата в семье.
Для расширения представлений молодёжи об особенностях начальной стадии развития семейно-брачных отношений, формирования супружеской пары, особенностей выбора партнера, семейного воспитания и способов эффективного построения взаимодействия между членами семьи предлагается факультативный курс занятий с обучающимися «Семья». Формы проведения факультатива должны более демократичными: «круглый стол», «пресс-конференция», тренинги, сюжетно-ролевые игры и т. п. Обсуждая частные проблемы, молодые люди неизбежно выйдут на общие, и тогда выводы будут результатом их собственного поиска.
Факультативный курс «Семья» проводится на базе психологической службы вуза или воспитательного отдела на постоянной основе. Тематика и календарный план занятий разрабатывается на каждый семестр и находится в открытом доступе для всех обучающихся. Групповая работа происходит в течение одного учебного года. Посещение занятий добровольное. Данный курс проводится ежегодно, и тот, кто не смог посетить какое-то занятие, может это сделать в следующем учебном году.
Программа содержит три раздела:
теоретический (способствует приобретению знаний в области психологии брачных отношений, формированию мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке);
практический (направлен на развитие умений, навыков, качеств личности, необходимых для построения конструктивных отношений в браке, на развитие самосознания учащихся);
консультационный (включает индивидуальные консультации, которые помогают студентам осознать особенности собственной личности, способствуют развитию самосознания) [1, с. 195–199].
Цель программы: ориентация обучающихся на осознание и принятие ценности брака и семьи, формирование характеристик, способствующих построению конструктивных отношений в браке.
Задачи, способствующие реализации цели программы:
формирование системы знаний и представлений о предназначении семьи и брака, их функционировании, роли в человеческом обществе и жизни каждой отдельной личности;
формирование мотивов, направленных на создание и сохранение брака как социального института;
формирование представления о феномене родительства и его компонентах, о психологическом сопровождении родителей;
углубление интереса обучающихся к проблеме семьи, материнства и отцовства;
формирование системы практических умений, навыков и качеств личности, необходимых в общении и взаимодействии с партнером;
развитие самосознания молодых людей.
Реализация программы происходит посредством различных психолого-педагогических методов:
методы телесноориентированной терапии включают сеансы релаксации, что позволяет участникам перейти от негативных оценок себя к продуктивным оценкам и отношениям. Также, ориентируют не на конечный результат, а на процесс творчества, что позволяет преодолевать стереотипы самооценки у участников тренинга. Более того, посредством невербальной экспрессии, участники могут более успешно, чем в условиях вербального диалога, реализовать свои способности к интуитивному решению проблем, которые вербализуются в последствии; при активизации творческого воображения механизмы сознательного оценивания в значительной мере блокируются, что способствует безоценочному принятию всего, что происходит в психотерапевтической ситуации «здесь и сейчас»;
методы арттерапии используется как способ повышения креативности каждой личности в отдельности и группы в целом (рисование акварельными красками, лепка из пластилина, работа со сценариями родительско-детских или супружеских отношений);
методы трансактного анализа используются для фиксации и анализа эго-состояний участников, для коррекции интерперсональных отношений;
ролевые игры ориентированы на формирование и развитие психологической компетенции будущих супругов, родителей в выборе стиля внутрисемейного общения с учётом характерологических особенностей его участников;
психоанализ дает возможность исследования патологизации взаимоотношений личности с другими людьми;
гештальттерапевтические методы способствуют осознанию парадоксальности и метаморфозности развития отношений с другими людьми;
методы экзистенциальной терапии направлены на формирование нового понимания собственного существования; на развитие способности открывать для себя новые жизненные горизонты, видеть перспективы своего существования и реальность жизни; на поиск удовлетворяющего направления в жизни;
когнитивные методы теории личностных конструктов открывают закономерности детерминации поведенческого цикла «Ориентировка — Выбор — Исполнение», фиксированные представления о себе и о других;
бихевиоризм помогает определить нарушения атрибутов взаимодействия (трансферов) человека и общества, имеет в своем арсенале средства разрушения неэффективного взаимодействия, а также психологические механизмы приобретения навыков исправленного поведения в межличностных отношениях;
методы символодрамы обнаруживают неудовлетворенность каких-либо архаических потребностей, неразрешенных личностных проблем [2, с.95–97; 3, с.100].
После первого занятия обучающимся предлагается записываться на индивидуальные консультации, которые проводятся на базе психологической службы вуза или воспитательного отдела. Обучающиеся могут обращаться по различным вопросам: коррекция взаимоотношений в семье (с родителями, сестрами, братьями и другими родственниками), помощь в поиске удовлетворяющего стиля отношений с противоположным полом, разъяснение вопросов, касающихся семьи и брака, супружеских отношений и других. Эффективность консультаций основана на том, что молодой человек, получая информацию на групповых занятиях, может отрефлексировать её в индивидуальном порядке.
Таким образом, результатами реализации факультативного курса «Семья», как начальной программы комплексной модели психологического сопровождения семьи являются: укрепление семьи как ячейки общества, повышение статуса семьи в обществе; формирование положительного отношения к семье и браку, установки на осознанное родительство; приобретение необходимых психолого-педагогических и социальных знаний о семье и способах гармоничного общения между ее членами, а также навыков такого общения; снижение уровня девиаций во внутрисемейных отношениях.
Литература:
- Зудилина И. Ю. Психологические условия формирования готовности молодёжи к браку// Экспериментальная педагогическая психология и педагогика: сборник научных статей/ под редакцией В. М. Миниярова. — Прага. 2014. С. 195–199.
- Фридмен Д. Техники семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Издание четвертое, дополненное. — СПб.: Питер, 2011.