Анализ каналов утечки конфиденциальной информации в информационных системах предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.02.2016

Статья просмотрена: 7321 раз

Библиографическое описание:

Трунова, А. А. Анализ каналов утечки конфиденциальной информации в информационных системах предприятий / А. А. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25842/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Конфиденциальная информация, циркулирующая на предприятии, играет важную роль в его функционировании. Под конфиденциальной информацией понимают документированную информацию, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации. Это могут быть сведения, которые составляют коммерческую тайну предприятия, персональные данные сотрудников или клиентов, служебная информация и др. Соответственно, эти данные могут стать объектом интереса злоумышленников. Поэтому необходимо создавать условия, при которых возможность утечки конфиденциальной информации будет минимизирована.

Утечка — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым она была доверена [3]. Утечка информации может осуществляться по различным каналам. Каналом утечки информации называют канал коммуникации, позволяющий процессу передавать информацию путем, нарушающим безопасность системы [3].

Утечка информации может происходить в трёх формах:

разглашение информации;

утечка по техническим каналам;

несанкционированный доступ к информации.

Все каналы проникновения в систему и каналы утечки информации подразделяют на прямые и косвенные. Под косвенными каналами понимают такие каналы, использование которых не требует проникновения в помещения, где расположены компоненты системы (например, утеря носителей информации, дистанционное прослушивание, перехват ПЭМИ). Для использования прямых каналов необходимо проникновение (это могут быть действия инсайдеров, несанкционированное копирование и т. д.).

Рассмотрим, как и откуда возникает канал утечки конфиденциальной информации, с какими угрозами информационной безопасности можно столкнуться, и как с ними бороться.

Утечка конфиденциальной информации может произойти при наличии интереса к ней у организации-конкурента, а также при наличии условий, позволяющих злоумышленнику овладеть информацией. Возникновение таких условий возможно как при случайном стечении обстоятельств, так и при умышленных действиях противника.

Основными источниками конфиденциальной информации являются [2]:

персонал предприятия, допущенный к конфиденциальной информации;

материальные носители конфиденциальной информации (документы, изделия);

технические средства, осуществляющие хранение и обработку конфиденциальной информации;

средства коммуникации, используемые в целях передачи конфиденциальной информации;

передаваемые по каналам связи сообщения, содержащие конфиденциальную информацию.

Следовательно, конфиденциальная информация может стать доступна третьим лицам в результате [1]:

утери или неправильного уничтожения документа на каком-либо носителе, пакета с документами, конфиденциальных записей;

невыполнения работником требований по защите конфиденциальной информации;

излишней разговорчивости персонала в местах общего пользования;

работ с конфиденциальной информации в присутствии посторонних лиц;

несанкционированной передачи конфиденциальной информации другому работнику;

отсутствия грифов секретности на документах, нанесения маркировки на носителях.

В условиях жесткой конкуренции большое внимание организаций-конкурентов конечно же привлекает конфиденциальная информация. Ведь, чем больше информации доступно, тем больше шансов найти уязвимости соперника. Поэтому каналы передачи и обмена конфиденциальной информации в процессе их функционирования могут быть подвергнуты атакам со стороны злоумышленников, что, в свою очередь, может привести к возникновению каналов утечки конфиденциальной информации.

В настоящее время активно используется сеть Интернет. Безусловно, Интернет предоставляет большие возможности и удобства, но он становится еще одной причиной возникновения утечки конфиденциальной информации. В большинстве случаев утечка происходит при неосторожном обращении с конфиденциальной информацией при ее передаче или публикации на сайтах. Большая часть инцидентов приходится на электронную почту. Следующим по опасности каналом утечки конфиденциальной информации являются системы общения (в основном, IM-клиенты и Skype). Также сейчас особую популярность приобрели социальные сети, в которых стало возможно не только обмениваться сообщениями, но и публиковать файлы, которые после этого могут стать достоянием большого количества пользователей. И, конечно, Интернет-канал может быть подвергнут хакерской атаке, что также представляет большую опасность.

Существуют специальные технические средства, которые позволяют получить информацию без непосредственного контакта с персоналом, документами, базами данных. При их использовании возникают технические каналы утечки информации. Под техническим каналом утечки информации принято понимать физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посредством которого последний может получить доступ к охраняемым сведениям. Для образования технического канала утечки информации необходимы определенные пространственные, энергетические и временные условия, а также наличие на стороне злоумышленника соответствующей аппаратуры приема, обработки и фиксации информации. Основными техническими каналами утечки информации являются электромагнитный, электрический, акустический, визуально-оптический и др. Такие каналы прогнозируемы и прерываются стандартными средствами противодействия [3].

Теперь перейдем непосредственно к угрозам конфиденциальной информации в информационных системах. К основным угрозам конфиденциальной информации относятся разглашение, утечка, несанкционированный доступ. Под угрозой безопасности конфиденциальной информации понимают совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее [2].

Результатом противоправных действий может стать нарушение конфиденциальности, достоверности, полноты информации, что, в свою очередь, может нанести материальный ущерб организации.

Все угрозы конфиденциальной информации по отношению к объекту можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними нарушителями могут стать администрация, сотрудники предприятия, имеющие доступ к информационной системе, персонал, обслуживающий здание (электрики, сантехники, уборщицы и т. д.). Источниками внешних угроз являются клиенты, посетители, представители конкурентных организаций, лица, нарушившие пропускной режим предприятия, а также любые лица, находящиеся за пределами контролируемой территории. Статистика показывает, что большинство угроз совершается собственными сотрудниками организации, в то время как доля внешних угроз сравнительно мала (Рисунок 1).

Рис. 1. Статистика угроз информационной безопасности

 

Самыми частыми и опасными по размерам ущерба являются непреднамеренные ошибки пользователей информационных систем. Особую опасность представляют «обиженные сотрудники», действия которых связаны с желанием нанести вред организации. Таковыми могут оказаться как нынешние, так и бывшие сотрудники. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его доступ к информационным ресурсам прекратился.

Стихийные источники угроз весьма разнообразны и непредсказуемы. Возникновение подобных источников сложно предусмотреть и им тяжело противодействовать. К ним относятся пожары, землетрясения, ураганы, наводнения и другие природные катаклизмы. Наступление таких событий может привести к нарушению функционирования предприятия и, соответственно, к нарушению обеспечения безопасности информации в организации.

Итак, какие же методы необходимо использовать для предотвращения утечки конфиденциальной информации? Необходимо комплексное использование различных средств защиты, таких как технические, программно-аппаратные, средства физической защиты.

Для защиты информации, хранимой в компьютере, необходимо использовать программные и аппаратные средства защиты. Рекомендуется использовать такие типы программных средств защиты персонального компьютера:

средства, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа в компьютер;

средства защиты диска от несанкционированных записи и чтения;

средства контроля за обращениями к диску;

средства удаления остатков секретной информации.

Основными мерами по предотвращению НСД к ПК являются физическая защита ПК и носителей информации, аутентификация пользователей, разграничение доступа к защищаемой информации, криптографическая защита, регистрация обращений к защищаемой информации. Так как существует вероятность заражения компьютера вирусами, не стоит забывать оснастить каждый ПК специальными противовирусными программами.

Итак, при обработке конфиденциальной информации в информационных системах предприятий возникает вероятность ее утечки. Утечка конфиденциальной информации может нанести серьезный материальный ущерб. Поэтому необходимо принимать меры по ее предотвращению. Для этого следует проанализировать все возможные источники и угрозы, и в соответствии с этим принимать решение о комплексном применении средств защиты информации.

 

Литература:

 

  1.                Гаврилов А. Д., Волосенков В. О. Угрозы информационной безопасности автоматизированной системы обработки данных. //Проблемы безопасности российского общества. — 2013.- № 4. С. 85–92.
  2.                Грибунин В. Г. Комплексная система защиты информации на предприятии. — М.: Академия, 2009. — 415 с.
  3.                Хорев А. А. Техническая защита информации: учеб. пособие для студентов вузов. В 3-х т. Т. 1. Технические каналы утечки информации. М.: НПЦ «Аналитика», 2010.- 436 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфиденциальная информация, технический канал утечки информации, утечка, утечка информации, защищаемая информация, информационная безопасность, источник, канал, канал утечки информации, стать.


Похожие статьи

Анализ проблем обеспечения информационной безопасности электронной коммерции

Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах

Обзор моделей распространения информации в социальных сетях

Методика контроля защищенности автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации от несанкционированного доступа к информации

Обеспечение защиты информации в инфокоммуникационных системах с использованием фильтрации сетевого трафика

Эффективность применения информационных технологий в системе здравоохранения

Особенности использования информационных технологий в маркетинговых коммуникациях с клиентами в интернет-пространстве

Особенности проведения анализа денежных потоков корпораций

Вопросы обеспечения безопасности информации в компьютерных сетях

Формирование информационной безопасности у студентов вузов

Похожие статьи

Анализ проблем обеспечения информационной безопасности электронной коммерции

Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах

Обзор моделей распространения информации в социальных сетях

Методика контроля защищенности автоматизированной системы обработки конфиденциальной информации от несанкционированного доступа к информации

Обеспечение защиты информации в инфокоммуникационных системах с использованием фильтрации сетевого трафика

Эффективность применения информационных технологий в системе здравоохранения

Особенности использования информационных технологий в маркетинговых коммуникациях с клиентами в интернет-пространстве

Особенности проведения анализа денежных потоков корпораций

Вопросы обеспечения безопасности информации в компьютерных сетях

Формирование информационной безопасности у студентов вузов

Задать вопрос