Статья посвящена анализу понятий «религиозное пространство» и «религиозное время» как оснований религиозной культуры.
Ключевые слова: религиозная культура, религиозное пространство, религиозное время.
Формирование пространственно-временных отношений человека имеет непосредственную связь с нахождением человеком своего места в мире. Религиозное сознание, лежащее в основе религиозной культуры, закономерным образом связано с основополагающими категориями религиозного времени и религиозного пространства.
Изменения положения внешних объектов окружающей среды происходят относительно друг друга на определенном фоне. Этот фон и получает название пространства. Таким образом, понятие «пространство» используется для объяснения относительности, взаимного положения, взаимосвязи и взаимодействия материальных и идеальных систем.
Категории пространства и времени присутствуют в китайской и индийской мифической деятельности Паньгу и Пуруши. Наличествуют в гомеровой «Одиссее» и гесиодовой «Теогонии». Разработка этих категорий прослеживается у Зенона, Платона, Аристотеля, Плотина, Полибия, Августина, Фомы Аквинского и др.
Религия, будучи традиционной формой мировоззрения, осваивает окружающее пространство на основе веры в существование как «естественного» так и «сверхъестественного» мира. Вера в сверхъестественное, являясь способом существования религиозного сознания, обнаруживается в особой внутренней динамике переживаний, наделении «сверхъестественного» человеческими гипостазированными качествами.
Внешней, социально значимой формой выражения религии, является религиозная культура, как утвердившаяся система религиозного сознания, религиозных институтов, культа, религиозных личностей и групп, а также материальной базы их деятельности. Сущностью религиозной культуры является восприятие человеком взаимосвязи мира реального, познаваемого и мира сверхъестественного, непознаваемого, но, вместе с тем, крайне желаемого в стремлении к единению человека с его гипостазированным идеалом.
Религиозная культура, существующая на основе религиозного сознания и средств его овеществления, предполагает веру в существование сверхъестественного мира, содержит как физические так и метафизические объекты и явления. Религиозным пространством, таким образом, представляется мыслимая системная составляющая общекультурного пространства, являющаяся базовой для развития религиозных феноменов.
Все объекты, имеющие положение в пространстве относительно других объектов, обладают определенной продолжительность своего существования. Временное измерение, которое раскрывается как текучесть событий из прошлого через настоящее в будущее, связанно с пространственностью восприятия мира.
Системную составляющую общекультурной категории «время», которая в отношении религиозного пространства характеризует продолжительность развития разнообразных религиозных процессов, мы будем рассматривать в качестве религиозного времени. Как религиозное пространство, так и религиозное время выступают частными проявлениями социального пространства и социального времени.
Близкая связь религиозного пространства и религиозного времени проявляется в традиции измерения пространства временными категориями, например, в днях измеряется путь паломника; или измерения времени пространственными категориями, например, единица времени — количество обходов вокруг буддийской или исламской святыни.
Сама природа является источником последовательно повторяющихся процессов, восприятие которых легло в основу развития религиозного темпорального сознания как осознанного переживания продолжительности и сменяемости религиозного бытия, которое происходит в процессе религиозной деятельности.
Интересно, что традиционная индийская культура не знает хронологии, ее носителям чужды представления о необратимом, линейном однонаправленном времени. «В Индии не было, не могло быть своего Геродота... вообще не могло быть своей истории» (М. Ф. Альбедиль)[1, с. 39], естественно, в европейском понимании истории. Индийская культура выделяется цикличностью всего сущего в «кругу вечного возвращения» (М. Элиаде) [5]. Индийская культурная история заключается в повторяемости, которая соединяет современника с прошлым, периодически воспроизводя акты сотворения мира.
Религиозное темпоральное сознание зарождается одновременно с возникновением религиозного пространства и развивается на его фоне. Примером служит древнеегипетская религиозная культура, которая кроме «населения» всего окружающего пространства богами, детерминирована однородностью ландшафта, на котором все неоднородное привлекало внимание (холмы и др.). Человек наделял эти пространственные особенности жизнью, делал их «обожаемыми» (обжитыми божеством). Выступающие над поверхностью обожествлённые природные и архитектурные объекты ландшафта, отбрасывая солнечную тень, указывали религиозное время от утра к ночи. Ночью внимание привлекало звездное небо. Большинство ярких звезд, за ночь «проходя» по небосклону, исчезали за горизонтом — их движение отмечало время ночи. Лишь звезды близкие к Полярной звезде, вращаясь вокруг нее, никогда не сходили с египетского небосвода. Эти звезды были выбраны символами умерших, обретших вечную жизнь. В древнеегипетской культуре время впервые проявляется в сосуществовании со своей противоположностью — вечностью.
Современные исследования религиозного пространства и религиозного времени, базирующиеся на фундаментальных разработках Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, представлены в культурологии (А. Гуревич, И. Арзуманов), истории (А. С. Лавров) и социальной философии (В. И. Воловик, К. М. Магомедов, А. В. Саввин). И. А. Арзуманов, например, считает, что в философско-антропологическом и философско-культурологическом смысле религиозное пространство детерминировано потребностями, интересами, аксиологическими, семантическими и семиотическими факторами взаимоотношений, целями и ориентирами общества отраженными в плоскости религиозной культуры [2, с. 13]. Религиозное пространство, в определении В. И. Воловика, категория философии религиозного сознания, обозначающая часть социального пространства, параметры которой фиксируют место, направленность, глубину и протяженность деятельности религиозных субъектов, направленная на постижение потустороннего, небесного, сверхъестественного мира, в реальность существования которого они уверовали и приобщение, к которому посредством соблюдения религиозных норм в процессе их земной жизнедеятельности [3, с.75].
Общие признаки социального пространства (объективность, многомерность, неразрывная связь со временем и др.) наследуются религиозным пространством, преломляясь в нем под углом утверждения воли божьей (христианство) или человеческого потенциала (буддизм).
Религиозное пространство характеризуется своей спецификой, В. И. Воловик выделяет взаимосвязь субъекта, как с реальными объектами материального мира, так и с ирреальными; существование системы разнокачественных точек религиозного пространства; неопределенность естественного пространственного положения сверхъестественных объектов; непостоянство плотности религиозных объектов и субъектов в критические периоды развития социумов.
По субъективному признаку религиозное пространство разделено исследователем на религиозное пространство верующей личности, церковной общины, объединения верующих, сторонников одного культа, всех верующих одной конфессии…» [3, с.81].
Кроме того, важно заметить, что религиозное пространство:
не является извечным, что становится очевидным благодаря мифам творения;
является антропным (соответствующим человеку) и измеряется человеческими мерками (шагами, локтями и др.);
является субъектным: человек наделяет религиозное пространство собственными чертами, общаясь с землёй — матерью, рекой — сестрицей и др [4, с. 199–202].
эмоционально насыщено, что иллюстрируют холодный, скучный Хель, и обильная, вольготная Вальгала скандинавов;
имеет прикладной характер: «намоленная» площадь храма и проклятая пустошь;
одушевлено: религиозный и природный мир человека традиционного общества населен живыми существами;
структурировано по вертикали и горизонтали в виде Мирового дерева с локализацией религиозного центра Омфалоса («пупа земли») для разных религиозных культур в Дельфах, Риме, Иерусалиме, Багдаде, Мекке.
Таким образом, религиозное пространство — категория философии религиозного сознания, обозначающая условие проявления, переживания и осознания религиозного бытия, характеризующая системные отношения пространственных объектов.
Религиозное время как элемент социального времени «имеет объективный характер, так как не зависит от воли, религиозных субъектов, социальных групп и общества в целом» [3,с.82–83]. Религиозное время и пространство являются динамическими диалектическими категориями, которые имеют как объективный, так и субъективный характер. Человек, руководствуясь категориями пространства и времени, наполняет их содержанием, которое зависит от конкретных религиозно-общественных отношений, культурных и природно-исторических факторов.
Религиозному времени, как и времени вообще, присущи диалектическое единство конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности, так как продолжительность деятельности каждого религиозного субъекта имеет свои пределы. Сама религиозная деятельность получает продолжение в преемственности религиозных знаний и опыта.
Архаичные культуры тяготели к непременному соблюдению традиций, поэтому начальное время практически не отделено от пространства. Образ времени на этом уровне развития религиозной культуры представляется в виде Уробороса (змея, кусающая свой хвост), отражая циклично-кольцевую модель времени.
Христианство приносит с собой представление о линейном течении религиозного времени, позже заимствованное светским временем. Происходит фиксация исторического времени в точках рождения Христа, Вознесения и вероятного Второго Пришествия. Христианское время «выпрямлено» между этими пунктами. Хотя при более общем рассмотрении время в христианстве, исходя от Бога-Творца через искупление грехов Сыном Божьим, его Второе Пришествие время должно вернуться в Лоно Создателя — в вечность, идет по циклично-кольцевой модели.
К общим чертам религиозного времени, выступающим на фоне социального времени, отнесем:
- Зависимость человека от природного времени. Она была настолько сильной, что даже в языке и картине мира современного человека сохранились ценностные аспекты его неотделимости от природы («биологические часы», «природные ритмы»).
- Антропность измерения времени, как и пространства, заключалась в их переживании. Время имеет вполне практическое содержание, оно заполнено человеческими делами. В религиозной культуре время измеряется количеством религиозных действий.
- Религиозное время является событийным, а не хронологическим. Понятие жизни и времени не разделимы (например, «времена апостолов», «время молитвы» и др.).
- Циклическая воспроизводимость религиозных условий жизни является необходимым условием выживания, поэтому выступает высшей ценностью. Повторяемость ценится даже выше добрых перемен.
- Поколения, которые сменяли друг друга, отмеряли время. Преемственность поколений делала время семейным.
- Воспроизводство, единение поколений отражались и в слиянии культур. Приятие христианства произошло, в частности, благодаря наложению его литургического времени на природное время.
Общие черты времени, обусловленные культурной деятельностью человека, не исключают специфики религиозного времени, а именно:
- Внимание к времени как к фону, на котором разворачиваются действия мифа творения. Творение невозможно вне времени.
- Раздвоенность бытия религиозного субъекта, формирование двух качественно отличительных частей — времени реального бытия на земле и времени иллюзорного пребывания в загробном мире после окончания земной жизни.
- Особое внимание к настоящему времени религиозного субъекта как возможности повышения качества жизни в вечном будущем.
- На религиозное время возможно влиять. Ритуалы воспроизведения событий прошлого привносят древность в современность. Прошлое объединяется с современностью и будущим в религиозном ритуале.
- Религиозное время, как и религиозное пространство, выступает сложно структурированной системой. Выделяют время доминирования политеистических верований, время монотеистических верований и практик.
- В разных религиозных системах время исчисляется по разному: от рождения основателя (Будда — 563 г. до н. э., Иисус Христос — 4 г. н. э., Магомет — 570 г. н. э. и др.), по солнечному или лунному календарю.
«Религиозное время» — одна из категорий философии религиозного сознания, обозначающая внутренне связанную с религиозным пространством форму религиозного бытия, характеризующая последовательность, продолжительность, ритм и темп деятельности религиозных субъектов, направленная на постижение потустороннего сверхъестественного мира, в реальность существования которого субъекты уверовали и присоединились к нему с помощью соблюдения религиозных норм в процессе их земной жизни.
Подводя итоги, необходимо заметить, каждая форма культуры, является ответом на общественную потребность. Религиозное пространство и время выступают в качестве матрицы, способствующей воспроизводству в социуме различного рода отношений, формирующих религиозную культуру. Вместе в тем, необходимо заметить, непреодолимой преграды между религиозной и не религиозной темпоральностью и пространственностью не существует. Религиозная культура сохраняет за собой функцию объединения миров на основаниях гипостазированной человечности. В целом же, анализ пространственно-временных характеристик конкретной религиозной культуры позволяет зафиксировать её содержание и сущность, осознать её влияние на общество.
Литература:
- Альбедиль М. Ф. Индия: беспредельная мудрость М.: Новый Акрополь, 2013, — 416с.
- Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.). Специальность 24.00.01 — теория и история культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. Москва, 2008, — 52 с.
- Воловик В. И. Философия религиозного сознания. Монография. Запорожье: Просвіта, 2009. — 216с.
- Українські замовляння. Упор. М. Н. Москаленко, К.:Дніпро, 1993, — 310с.
- Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. — 414 с.