Особенности образовательной миграции в российском регионе (на примере Томской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 601 раз

Библиографическое описание:

Баталова, Л. Э. Особенности образовательной миграции в российском регионе (на примере Томской области) / Л. Э. Баталова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 745-747. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25896/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Ключевые слова: образовательная миграция, Томская область, научно-образовательный центр, образовательные услуги, университетский город.

 

Несмотря на то, что в научной литературе отсутствует единое и адекватное определение образовательной миграции, в целом, можно сказать, что речь идет о территориальном перемещении индивидов с целью получения образования различного уровня.

Нельзя не сказать, что вследствие усиления процессов глобализации образовательная миграция является одной из важнейших составляющих миграционных потоков и обладает высокой степенью интенсивности в современном мире.

Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира, принимающей мигрантов. Вместе с тем, миграционная политика России нередко критиковалась, ведь в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования, к сожалению, не приходилось говорить о взвешенной, конструктивной и целевой политике, направленной на привлечение иностранных студентов [5, с. 150]. В распределении общемирового контингента иностранных студентов в 2009 году Россия занимала лишь 9 место, после США, Великобритании, Франции и др.

В данной связи, лишь в 2012 году в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года молодежь рассматривается как мощнейший потенциал развития и ресурс инноваций, и провозглашается курс на более эффективное привлечение иностранных «умов» и поддержку академической мобильности [3].

Несомненно, г. Томск является одним из немногих городов России, который можно с полной уверенностью назвать университетским, наряду с такими именитыми, как Москва и Санкт-Петербург. Хотелось бы отметить, что уже с 1888 года г. Томск является первым научно-образовательным центром азиатской части России, а в Уставе города градообразующая роль принадлежит не машиностроению или промышленности, а именно научно-образовательному комплексу [7].

Томск является настоящим образовательным центром Сибири, в ВУЗы которого каждый год поступают тысячи людей. Если привести немного цифр, то в «ВУЗах Томска обучается более 100 тысяч человек, или каждый пятый житель нашего города. Преподают и проводят исследования около 3,5 тысяч докторов и кандидатов наук, ежегодно защищается более 60 докторских и 300 кандидатских диссертаций» [6].

Естественно научно-образовательный комплекс Томска очень привлекателен как для иностранных студентов, так и для граждан других субъектов РФ. В Томске действуют 6 университетов: классический, политехнический, педагогический, медицинский, архитектурно-строительный и систем управления и радиоэлектроники.

А с недавнего времени, ТГУ и ТПУ на конкурсной основе получили право именоваться национально-исследовательскими, что позволило им выйти на качественно новый уровень образования. ТПУ и ТГУ в 2013 года вошли в ТОП-15 ведущих российских университетов, и тем самым, получили федеральное субсидирование для реализации мер по повышению своих позиций в мировых рейтингах. Не менее привлекательным являются «признание Томска как центра инноваций, реализация проекта «ИНО Томск-2020», проводимые форумы, международные съезды и конференции, а также развитая инфраструктура инновационной деятельности» [1; С.18].

Вместе с тем, важность привлечения образовательных мигрантов для развития региона также очевидна. Во-первых, несмотря на демографический кризис многих регионов России, сокращение населения Томска не происходит, и даже наоборот, численность населения постепенно растет.

Так, согласно статистике по Томской области, подготовленной по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения Томской области, по сравнению с переписью 2002 года, увеличилась на 1.4 тыс. человек и составила 1047,4 тысяч жителей, из которых 735,7 тыс. человек — городское население [4]. В данном случае одной из важнейших причин миграционного прироста является активная политика Томских ВУЗов по привлечению иностранных граждан с целью обучения.

Анализируя миграционные процессы в период инновационного преобразования Томской области, исследователи отмечают, что «значительную часть мигрантов составляет молодежь, прибывающая в Томскую область на учебу (в 2011–25,9 %). За последние 5 лет в структуре миграционного прироста населения Томской области от 2,0 до 2,7 тысяч человек в год составляют студенты» [1; С.17].

Действительно, в 2013 году именно Томск занял первое место по России по проценту иногородних студентов среди общего числа учащихся. В Томских ВУЗах сегодня обучаются как жители других российских регионов, так и представители стран СНГ и Дальнего Зарубежья.

Преимущества образовательной миграции для Томска четко отслеживаются и с экономической точки зрения. Во-первых, сами по себе университеты Томска являются самостоятельной и достаточно внушительной частью экономического пространства региона. «Студенты тратят сегодня в Томске около миллиарда рублей в месяц, или 12 миллиардов в год. Годовой бюджет только двух ведущих ВУЗов Томска за 2013 год обошел по своим размерам городскую казну» [2].

Достаточно прибыльной отраслью в экспорте образовательных услуг Томской области составляют и различные языковые курсы, а также курсы повышения квалификации и др. Во-вторых, значительные финансы поступают в бюджет города за счет проживания, питания, использования транспорта, и досуга иногородних и иностранных студентов. При этом образовательная миграция в Томской области позволяет повысить долю перспективных, трудоспособных молодых людей, которые осваивают профессии, востребованные на рынке труда региона.

Вместе с тем, приток учебных мигрантов позволяет развивать социальную инфраструктуру, а также совершенствовать инновационный потенциал образовательной системы региона в целом.

Хотелось бы отметить, что эффективность привлечения иностранных студентов во многом зависит от конкурентоспособности Томских ВУЗов как в Сибири, так и в России, и даже на международной арене.

Таким образом, наличие одного из ведущих в России научно-образовательных комплексов, а социальные, экономические и др. преимущества образовательной миграции вполне оправданно делают ее приоритетным направлением миграционной политики Томской области, и включают образовательные учреждения региона в конкурентную борьбу за привлечение иностранных «умов».

В данном случае стоит отметить высокую степень заинтересованности власти региона в привлечении образовательных мигрантов. Администрация г. Томска уделяет особое внимание данной проблеме.

Так, например, по ее инициативе, в сентябре 2011 года в г. Томске состоялось обсуждение российско-германского проекта «Имидж университетского города». Авторами данного проекта являются А. И. Щербинин, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии ТГУ и Клаус Шуберт, профессор политологии, бывший директор Института политической науки (Факультета политологии) Вестфальского университета им. Вильгельма в Мюнстере. Политологи обсуждали основные аспекты формирования конкурентоспособного имиджа города г. Томска, анализируя плюсы и минусы подобного опыта германских коллег в университетском городе Мюнстере.

В ходе дискуссии были разработаны несколько концепций, обозначены основные этапы реализации проекта имиджа университетского города, и в настоящее время, данный проект постепенно воплощается в жизнь. Осуществление данного проекта предполагало проведение ряда крупных сравнительных исследований российских ВУЗов-конкурентов соответствующего уровня, анализ и выявление недостатков внешнего позиционирования города Томска в медийном пространстве на уровне страны, и были предложены и реализованы конкретные предложения по повышению уровня имиджевой политики университетов Томска. Уже сегодня можно говорить об эффективности данного проекта, так как количество иностранных студентов, и студентов, приезжающих из других регионов России для обучения в Томских ВУЗах ежегодно растет.

 

Литература:

 

  1.         Барышева Г.А, Черданцева И. В. Миграционные процессы в период инновационных преобразований в экономике региона // Известия Томского политехнического университета. 2012. Том 321. № 6. С. 16–20.
  2.         Бюджеты ТГУ и ТПУ превышают объем городской казны [Электронный ресурс] // Городской портал Tomsk.ru. — URL: http://www.tomsk.ru/news/view/82310 (дата обращения 20.09.2015).
  3.         Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131046 (дата обращения 20.09.2015).
  4.         Статистический сборник № 1 «Численность и размещение населения Томской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области. — URL: http://tmsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tmsk/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/ (дата обращения 20.09.2015).
  5.         Сухорукова Н. В., Мартышева Е. М., Сенцов А. Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филолологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149–152.
  6.         Томский научно-образовательный комплекс [Электронный ресурс] // Официальный Интернет портал «Томская область». — URL: http://old.tomsk.gov.ru/ru/science_education/ (дата обращения 20.09.2015).
  7.         Устав города Томска [Электронный ресурс] // Официальный портал МО «Город Томск». — URL: http://www1.admin.tomsk.ru/ustav/chapter1 (дата обращения 20.09.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): томск, Томская область, образовательная миграция, Россия, университетский город, студент, численность населения, Мюнстер, научно-образовательный центр, Российская Федерация.


Ключевые слова

образовательные услуги, образовательная миграция, Томская область, научно-образовательный центр, университетский город., университетский город

Похожие статьи

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге после 2007 г.

В работе анализируется развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге в сравнении с Северо-Западным федеральным округом.

Анализ аграрного туризма и перспектив его развитие в Приморском крае

Социально-демографическое развитие Тюменской области

В статье рассмотрены основные социально-демографические критерии развития сельских территорий и качественные показатели уровня жизни населения на примере Тюменской области.

Социальная сфера сел Псковской области в рыночных условиях

В статье предоставлен анализ изменения социальной сферы сел и деревень, качества жизни сельских жителей за 1990–2013 гг. на примере Псковской области.

Особенности внутренней и внешней среды некоммерческой организации

В статье представлены результаты анализа внутренней и внешней среды некоммерческой организации на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды».

Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии: особенности и тенденции развития

В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы.

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды школы и внешкольных учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Похожие статьи

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге после 2007 г.

В работе анализируется развитие малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге в сравнении с Северо-Западным федеральным округом.

Анализ аграрного туризма и перспектив его развитие в Приморском крае

Социально-демографическое развитие Тюменской области

В статье рассмотрены основные социально-демографические критерии развития сельских территорий и качественные показатели уровня жизни населения на примере Тюменской области.

Социальная сфера сел Псковской области в рыночных условиях

В статье предоставлен анализ изменения социальной сферы сел и деревень, качества жизни сельских жителей за 1990–2013 гг. на примере Псковской области.

Особенности внутренней и внешней среды некоммерческой организации

В статье представлены результаты анализа внутренней и внешней среды некоммерческой организации на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды».

Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии: особенности и тенденции развития

В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы.

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Школьные и внешкольные учреждения в условиях закрытого административно-территориального образования

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды школы и внешкольных учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Задать вопрос