Конъюнктурные параметры развития рынка радиорекламы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Бакаева, Е. Г. Конъюнктурные параметры развития рынка радиорекламы в Российской Федерации / Е. Г. Бакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/108/24802/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделаны выводы об уровне развития радиорекламного рынка в Российской Федерации. В результате анализа выявлено, что несмотря на динамичность своего развития, рынок радиорекламы в Российской Федерации все еще находится в стадии формирования своей структуры, что подтверждается процессами слияний и поглощений, которые изменяют уровень конкуренции на рынке.

Ключевые слова:рынок радиорекламы, конъюнктура рынка радиорекламы, структура рынка радиорекламы.

 

Конъюнктура рынкапредставляет собой совокупность условий, которые отражают текущее состояние рынка, которая характеризуется соотношением спроса и предложения, а также уровнем и соотношением цен [3, с. 45]. Для анализа конъюнктуры рынка необходимо осуществлять непрерывный мониторинг спроса потребительских предпочтений, а также проводить маркетинговые исследования [8, с. 15]. 2014 год был насыщен событиями на рынке радио. Уже с января «Радио Спорт» начала процесс ребрендинга для радиостанций, переименовавшись в «Спорт FM». Следующей радиостанцией стала «ФинамFM», с 1 марта переименованная в «Столицy FM». «Радио 7» ограничились сменой логотипа в марте 2014 года. В августе того же года «ХИТ FM» презентовал новый формат вещания, а «Детское радио» начало свое вещание.

Важным событием, с точки зрения перспективы развития структуры рынка, весной 2014 года стала новость о том, что «Газпром Медиа» приобретает 100 % уставного капитала «ProfMediaGroup». Ранее принадлежавшая холдингу «Вещательная корпорация «ПрофМедиа»» (ВКПМ) с радиостанциями «Авторадио», «Юмор FM», «Energy» и «Радио Romantika» присоединилась к станциям «Эхо Москвы», «Сити-FM», Relax-FM, «Детское радио», «СomedyRadio»; общее управление всеми станциями передано ВКПМ. Такое решение принял их акционер — холдинг «Газпром-Медиа». В итоге «ВКПМ» будет отвечать за девять станций в Москве — четверть всех столичных радиослушателей и более 3 млрд.рублей рекламного дохода.

Также следует отметить крупнейший рекламный холдинг ООО «Европейская медиа группа» (ЕМГ). В апреле 2014 года холдинг «ЕМГ» приобрел станцию «Дорожное радио». Вхождение «Дорожного радио» в состав «EMГ» позволит радиостанции участвовать в крупных сделках и рекламных кампаниях. В декабре холдинг «EMГ» получил от Роскомнадзора лицензию на запуск «Радио для друзей» на частотах «Кекс FM».

На фоне процессов слияний и поглощений, закрытий и открытий, потерь и приобретений, которые внесли свои изменения в структуру рынка в 2014 году, реклама на радио сохранила положительную динамику. Суммарный объем всех рекламных доходов радиостанции увеличилась на 2 % и составила 16,9 млрд.рублей. 2015год оказался тяжелым для рекламного рынка, и для рекламы на радио в том числе. Взаимные санкции Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации, наряду нестабильной макроэкономической ситуацией в экономике отразились на результатах 4 квартала 2014 года, в результате чего произошло снижение объема рекламных доходов радиосегмента на 6 % к аналогичному периоду прошлого года.

Традиционно радиорекламу принято делить на два подсегмента: сетевое, оно же федеральное (далее — «Москва+сеть») и региональное размещение. По оценке АКАР, в 2014 году федеральный подсегмент вырос на 4 % относительно 2013 года, а региональный снизился на 1 %. Таким образом, в 2014 году произошло перераспределение рекламных бюджетов в сторону федерального подсегмента. На региональном уровне увеличение объемов рынка радиорекламы происходило в пределах 2–3 % в 1–3 кварталах, а в 4 квартале рекламные бюджеты сократились на 11 %. Одной из основных причин общего сокращения активности рекламодателей как в сегменте «Москва+сеть», так и в регионах, стала экономическая нестабильность в стране. В отличие от телевидения, где рекламные контракты имеют долгосрочный характер, радиосегмент более мобилен, а поэтому быстрее реагирует на различные экономические ситуации. Это подтверждается существенным сокращением рекламных бюджетов на радио в конце 2014 года. Конец года для радио является самым большим по объему привлекаемых рекламных бюджетов, и на него приходится около 35 % годового бюджета анализируемого сегмента. Поэтому, несмотря на положительную динамику в течение первых трех кварталов, отрицательный прирост в заключительном квартале сказался на итогах года (+2 % в 2014 году против +14 % в 2013 году). Далее необходимо рассмотреть товарную структуру и крупнейших рекламодателей радиосегмента «Москва+сеть» (табл. 1).

Категория «Медицина и фармацевтика» лидирует и показывает стремительные темпы роста. Фармацевтический рынок Российской Федерации обеспечивает население нашей страны социально значимой продукцией [7, с.29]. Фармацевтический рынок Российской Федерации, являясь одним из самых быстроразвивающихся рынков мира [5, с.42], и является крупным заказчиком (см. табл.1) радиорекламы в Российской Федерации [6, с.39].

 

Таблица 1

Товарные категории на радиорекламном рынке РФ в 2013–2014гг., млн.руб., %

Товарные категории

2013

2014

Доля в 2014, %

Прирост, %

Медицина и фармацевтика

1 135

1 290

20 %

+14 %

Торговые организации

905

1 115

18 %

+23 %

Легковые автомобили

930

1 035

16 %

+11 %

Досуг, развлечения, туризм, отдых

375

470

7 %

+24 %

Недвижимость

445

455

7 %

+2 %

Финансовые и страховые услуги

520

385

6 %

-26 %

Прочие

1 835

1 550

25 %

-16 %

 

Большая часть рекламных бюджетов на радио уже традиционно концентрируется в шести товарных категориях: «Медицина и фармацевтика», «Торговые организации», «Легковые автомобили» «Досуг, развлечения, туризм, отдых», «Недвижимость», «Финансовые и страховые услуги». В 2014 году эти категории обеспечили 3/4 всех бюджетов, направляемых на классическую рекламу в радиосегменте «Москва+сеть». Совокупный прирост бюджетов данных категорий за 2014 год составил 10 %.

Товарные категории, остающиеся за рамками представленных в таблице 1, суммарно занимают долю 25 % в рекламных бюджетах на радио. В период кризиса их динамика является достаточно предсказуемой. В таких товарных категориях размещаются преимущественно мелкие рекламодатели, которые в период экономической нестабильности либо снижают рекламные расходы, либо уходят с рекламного рынка вовсе. Примером могут служить рекламодатели сферы FMCG, на которые в сумме приходится всего лишь 2 % от всех рекламных бюджетов в радиосегменте «Москва+сеть». Именно поэтому в период экономической нестабильности предпочтение отдается наиболее эффективным средствам распространения рекламы для продвижения. В связи с этим уже по итогам 2014 года видно существенное сокращение доли прочих товарных категорий — на 6 п.п. В абсолютном выражении их бюджеты сократились на 16 %. В то время как рекламодатели-лидеры радиорекламного рынка продолжают наращивать свои бюджеты. Для удобства, рекламодателей принято делить на несколько групп: в первую группу входят 20 крупнейших (ТОР-20), во вторую — следующая двадцатка (ТОР 21–40), далее идут ТОР 41–100, ТОР 100+.

Каждая группа имеет свои особенности поведения в различных экономических ситуациях. Но, несмотря на общую тенденцию к снижению рекламных бюджетов, рекламодатели, для которых радио — приоритетное средство распространения рекламы, увеличивают рекламные бюджеты за счет сокращения своего присутствия в других сегментах рекламного рынка.

Таким образом, бюджеты ТОР-20 компаний в 2014 году увеличились на 12 %. Благодаря этому произошло увеличение доли данной группы с 29 % в 2013 до 32 % в 2014 году. Следует отметить, что состав первой двадцатки рекламодателей не претерпел за год существенных изменений: лидерами, как и прежде, являются медицинские и фармацевтические компании, торговые организации и производители легковых автомобилей, а эти категории демонстрировали стабильный рост объема рекламных бюджетов на протяжении всего 2014 года. Рекламодатели, которые не входят в первую сотню (ТОР-100), суммарно снизили бюджеты на 10 %, что сказалось на снижении их доли на 3,9 п.п. В группах ТОР 21–40 и ТОР 41–100 наблюдается рост объема рекламных бюджетов на 2 % и 1 %, соответственно. Несмотря на непростую ситуацию на рекламном рынке, радиосегмент продолжает развиваться, поскольку является достаточно востребованным среди определенных групп рекламодателей.

В завершении, подводя итоги, следует отметить несколько характерных особенностей для радиорекламы. В период экономической нестабильности мелкие рекламодатели, как правило, первыми снижают рекламные бюджеты на радио, либо совсем покидают медиасегмент. При этом крупные рекламодатели, несмотря ни на что, остаются в сегменте и порой даже увеличивают свои бюджеты. Радиосегмент отличается наличием довольно специфического распределения бюджетов по товарным категориям — бюджеты концентрируются всего лишь в шести основных товарных категориях. Они в сумме обеспечивают 3/4 всех рекламных бюджетов. В 2014 году их совокупный рост составил 10 % по сравнению с 2013 годом.

В 2016 году, в условиях экономического кризиса, сложно ожидать от радио положительной динамики. Однако радио является сегментом, быстро реагирующим на изменения, и в случае улучшения экономической ситуации сможет довольно быстро ответить ростом рекламных бюджетов.

 

Литература:

 

  1.      Аистова, Ю. Н. Преимущества и недостатки рекламы на радио / Ю. Н. Аистова // Материалы Международной научно-практической конференции.Саратов.– 2012. — С. 8–11.
  2.      Драгель, В. В. Влияние гендерного стереотипа на молодежь на примере рекламы радиостанции «Русское радио» / В. В. Драгель, М. Е. Нестеренко, Т. Г. Мигашева // Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2009. –– С. 94–100
  3.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
  4.      Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–100.
  5.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  6.      Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  7.      Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.
  8.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  9.      Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — 2006. — № 5. — С. 24–28.
  10. Евстратов, А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, А. И. Бережнова // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — Т.14. № 16 (103). — С. 35–39.
  11. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  12. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
  13. Сокол, Ю. О. Рынок маркетинговых коммуникаций: динамика и перспективы развития / Ю. О. Сокол, И. И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 12. — С. 76–85.
  14. Трубникова, Н. В. Будущее рекламного рынка России в контексте глобализации / Н. В. Трубникова // Вестник РУДН. Сер. Экономика. 2013. — C.180–187.
  15. Щепилова, Г. Г. Критерии классификации радиорекламы / Г. Г. Щепилова // Медиаскоп. — 2010. — № 1. — С. 2–8.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджет, Российская Федерация, категория, радио, рекламный рынок, экономическая нестабильность, положительная динамика, FMCG, группа, фармацевтический рынок.


Ключевые слова

рынок радиорекламы, конъюнктура рынка радиорекламы, структура рынка радиорекламы., структура рынка радиорекламы

Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об уровне развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации. Акцентировано внимание на отдельных аспектах развития российского телевизионного рекламного рынка, вызывающих наибольший интерес, а именно:...

Конъюнктурный обзор развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2015 годах

На основе анализа данных в 2008–2015 годах сделаны выводы об уровне развития фармацевтического рынка Российской Федерации. В результате конъюнктурного обзора выявлено, что несмотря на динамичность своего развития фармацевтический рынок Российской Фед...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Государственное регулирование деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных о развитии рынка сделан вывод об уровне государственного регулирования субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. В результате проведенного анализа выявлено, что государственное регулирование фармацевтического ры...

Особенности современного фондового рынка Российской Федерации

Научная статья посвящена исследованию основных тенденций, наблюдаемых в рамках современного этапа развития фондового рынка России. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день на рынке ценных бумаг наблюдается разворот тенденц...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделан вывод о текущей ситуации на рынке, соотношении спроса и предложения на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Выявлено, что фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним и...

Специфика и функционирование маржинальных сделок на российском рынке ценных бумаг

В статье рассмотрена действующая практика заключения маржинальных сделок, характерная для российского рынка ценных бумаг. Анализируются различные варианты предоставления займов со стороны брокеров, приведены факторы развития маржинального сегмента со...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Обзор российского рынка акций в современных условиях

В данной статье рассмотрены и проанализированы состояние и перспективы российского рынка акций в 2023 году. Цель работы — анализ текущего состояния рынка, его готовности ответить на вызовы и угрозы современной российской экономики. Для достижения пос...

Развитие рынка лекарственных средств в Российской Федерации

В статье указывается важность исследования рынка лекарственных препаратов в России. Анализируются основные показатели развития данного рынка в стране, выявляется место на нем государства и государственных закупок. Указываются факторы, влияющие на раз...

Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об уровне развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации. Акцентировано внимание на отдельных аспектах развития российского телевизионного рекламного рынка, вызывающих наибольший интерес, а именно:...

Конъюнктурный обзор развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2015 годах

На основе анализа данных в 2008–2015 годах сделаны выводы об уровне развития фармацевтического рынка Российской Федерации. В результате конъюнктурного обзора выявлено, что несмотря на динамичность своего развития фармацевтический рынок Российской Фед...

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных сделаны выводы об итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации. Выявлено, что на фо...

Государственное регулирование деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных о развитии рынка сделан вывод об уровне государственного регулирования субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. В результате проведенного анализа выявлено, что государственное регулирование фармацевтического ры...

Особенности современного фондового рынка Российской Федерации

Научная статья посвящена исследованию основных тенденций, наблюдаемых в рамках современного этапа развития фондового рынка России. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день на рынке ценных бумаг наблюдается разворот тенденц...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделан вывод о текущей ситуации на рынке, соотношении спроса и предложения на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Выявлено, что фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним и...

Специфика и функционирование маржинальных сделок на российском рынке ценных бумаг

В статье рассмотрена действующая практика заключения маржинальных сделок, характерная для российского рынка ценных бумаг. Анализируются различные варианты предоставления займов со стороны брокеров, приведены факторы развития маржинального сегмента со...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Обзор российского рынка акций в современных условиях

В данной статье рассмотрены и проанализированы состояние и перспективы российского рынка акций в 2023 году. Цель работы — анализ текущего состояния рынка, его готовности ответить на вызовы и угрозы современной российской экономики. Для достижения пос...

Развитие рынка лекарственных средств в Российской Федерации

В статье указывается важность исследования рынка лекарственных препаратов в России. Анализируются основные показатели развития данного рынка в стране, выявляется место на нем государства и государственных закупок. Указываются факторы, влияющие на раз...

Задать вопрос