Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 3521 раз

Библиографическое описание:

Байбаева, М. Х. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе / М. Х. Байбаева, Назокат Юлдашева, Дилдора Хайдарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 746-749. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25654/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора, способствующие повышению результативности воспитательной системы современного вуза в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: обучения, процесс, образование.

 

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы. Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества высшего образования.

Обучение — самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение — это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика — учением. Термин преподаванием следует считать условным, поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами. [2]

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки. [1]

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками. На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

          цель (общая как приспособление к жизни), задачи;

          совместная деятельность учителей и учащихся;

          преподавание (руководство со стороны учителя);

          чтение (самостоятельная работа учащихся);

          организация процесса;

          соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

          сочетание технологичности и творчества учителей и учащихся;

          соответствие требованиям жизни;

          одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся. [2]

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Научные знания — главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления. [3]

Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности:

          планирование;

          организация деятельности учащихся;

          регулирование (стимулирование) процесса обучения;

          контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

          оценивание;

          анализ результатов решения педагогической задачи. [5]

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической беседы — постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания. Догматическое учение — первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание. Объяснительно — иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения — формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Самостоятельное добывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом это выглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной. [2]

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования применяются педагогические технологии. Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени. Основным требованием применения педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса, достижение учебного результата студентами за установленный срок. В вузах по направлениям бакалавриата студенты изучают общеинженерские, технические и специальные предметы.

Образование как целостное явление — одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы — это продукт внутренней самоорганизации. Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматривается как результат совокупного действия множества законов. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. [7]

В обучении находят свое применение законы диалектики:

          закон единства и борьбы противоположностей;

          закон переход количественных накоплений в качественные изменения;

          закон отрицания отрицаний. [4]

Большое значение для организации и осуществления процесса обучения имеет категория меры:

          категории сущности и явления;

          единство содержания и формы;

          категория необходимости;

          категории случайности;

          категории времени. [5]

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических). К числу значимых условий обучения относится профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремления к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. [4]

Основными структурными типами управления в вузах выступают преподаватель-студент, преподаватель-учебная группа, кафедра-учебная группа. В данной структуре студент всегда будет исполнителем. Сложившимися организационными формами обучения в высшей школы является лекции, семинары, самостоятельная работа, которым соответствуют групповые или коллективные и индивидуальные формы обучения. Взаимоотношения участников учебного процесса осуществляется через общения и коммуникации в обучении. Общение-это не только информационный процесс, но и процесс взаимодействия, в котором люди выступают друг относительно друга как объекты и субъекты воздействия. В ходе такого взаимодействия происходит формирование учащегося как личности. Поэтому общение в обучении становится также факторами воспитания, и главная задача педагогов состоит в том, чтобы организовать общение и коллективные формы обучения. [6]

 

Литература:

 

  1.    В. М. Кларин. Педагогическая технология в учебном процессе. М.; Знание, 2009.
  2.    И. П. Саченко. Психология творчества, 2009.
  3.    Т.Гулбоев. Новые педагогические технологии и использование их в процессе обучения. Навоий, 2001.
  4.    А. Р. Радугина. Педагогика и психология. Учебник М.: Прогресс 2009.
  5.    А. Х. Аминов. Организационно-педагогические основы совершенствования системы повышения квалификации работников народного образования. Самарканд, 2001.
  6.    Ш. А. Амонашвили. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвеўение.-1984
  7.    В. К. Бондаренко.Технические средства обучения. М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная функция, обучение, познавательная деятельность, процесс обучения, развивающая функция, учебный процесс, вид обучения, знание, метод обучения, педагогический процесс.


Похожие статьи

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Похожие статьи

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа»

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной сист...

Интеллектуальный ресурс современного студенчества в траектории развития общества

В статье рассмотрен комплексный подход к организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающий организацию систематической работы по повышению исследовательской культуры, приобщения к исследовательскому труду студентов с целью восп...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Задать вопрос