The article entitled «Social — moral look of Podshohodji the poet and thinker of XVI century in Central Asia» dedicated to the analysis of this rarely investigated aspects of world outlook from the objective and concrete-historical points of view.
Ключевыеслова: Сentral, Podshohodji, analysis, investigated, Social, moral.
С обретением независимости в Узбекистана резко возрос интерес и изучению духовного наследия узбекского народа, его богатого культурного прошлого. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своих трудах и выступлениях постоянно подчеркивает необходимость освоения национальных культурных ценностей как важной предпосылки дальнейшего общественно-духовного развития современного общества. «Особое внимание должно быть уделено возрождению самобытности национальной культуры. Вместе с тем возрождение национального самосознания не может быть оторвано от идеалов мировой гуманистической культуры и общечеловеческих ценностей, традиций нашего многонационального общества».[1]
В связи с этим перед учеными независимого Узбекистана встают актуальные задачи по возрождению и объективному изучению общественно-философской мысли народов нашей страны, восстановлению исторической правды, незаслуженно забытых имен, c которыми связана неотделимая часть сокровищницы национальной и мировой культуры.
Одним из тех, чье богатое философским содержанием наследие оказалось неизученным с историко-философской, в частности общественно-этической точки зрения, являетсяПодшоходжа бин Абдулваххобходжа — талантливый узбекский поэт XVIвека. Его общественно-нравственные воззрения имели важное значение в развитии общественно-философской, этической мысли в Мавераннахре того периода. Они пронизаны глубоким гуманизмом и общечеловеческими идеями, которые до сих пор не потеряли своего теоретического и практического значения, требуют нового обращения к себе, своего более углубленного и объективного исследования.
К тому же исторический период, который представлен творчеством Подшоходжи, наименее изучен в историко-философской науке и не случайно в настоящее время привлекает особое внимание наших ученых. Этот период отличается тем, что в то время с приходом к власти шайбанидов образуется самостоятельное централизованное государство, которое сыграло немаловажную роль в дальнейшем развитии национальных духовных традиций и формировании национального самосознания в целом.
Творчество Подшоходжи весьмабогато по своему общественно-нравственному содержанию и представлено произведениями «Мифтохул- адл» («Ключ к справедливости»), «Гулзор», состоящего из небольших рассказов и стихов, сборником этико-дидактических маснави «Максадул-атвор», а также некоторыми газелями и рубаи. В источниках сообщается, что ему принадлежит поэма «Лайли и Маджнун», которая пока не найдена.
В книге “Мифтохул-адл и Гулзор” он подчеркивает свои религиозные воззрения и суфийские позиции, которые занимают центральное место в его общественно- нравственной мысли.
Как показывают наши исследования, Подшоходжа пытался строить свои мировоззренческие позиции на органическом сочетании наиболее важных общечеловеческих аспектов в общественно-нравственной концепции накшбандийа и кубравийа, о чем косвенно свидетельствует содержание его рассказа «Искандер Зулькарнайн и принц-дарвиш» («Гулзор») и некоторых стихотворений. Согласно суфийским воззрениям Подшоходжи, в процессе сулука, т. е. поэтапного совершенствования суфия, ему следует прежде всего глубоко освоить и выполнять все требования шариата, как необходимой ступени данного сулука. Далее в этих рамках суфий осваивает идеи своего тариката, которые призваны еще эффективнее раскрыть и практически использовать духовно-нравственные ценности ислама. Подшоходжа в ряде случаев показывает, что отдельные представители духовенства в своих корыстных целях нарушают священные заповеди и даже искажают учение ислама. Поэтому Подшоходжа, опираясь на Коран и Хадисы, пытается внести свой вклад в преодоление такого рода искажений исламской религии.
“Одно из центральных мест в суфийской” концепции Подшоходжа занимает проблема любви, которая. проявляясь прежде всего по отношению к божественному началу, т. е. Аллаху, затем распространяется на всю действительность, особенно на людей, на каждого человека. Любовь — это не только чувство, но и знание, наука, ведущая к вышей истине и красоте — богу, к неисчерпаемому духовному богатству.
Подшоходжа большое внимание уделяет практической стороне суфизма т. е. таким вопросам; как быть искренним перед богом, добрым, терпеливым, вежливым, как жить в согласии с окружающими людьми, заниматься только честным трудом и т. д. Но с другой стороны, в общественных воззрениях Подшоходжи большое место занимает критика духовно-нравственного мира некоторых шейхов (суфиев), несовместимого с канонами ислама. В своих произведениях поэт беспощадно вскрывал их ханжество, алчность, корыстолюбие, двурушничество, лицемерие. В частности он пишет:
Днем ты правоверный шейх.
Ночью же предстаешь ночным разбойником и вором.
Благодаря твоим зикрам люди следуют за тобой.
Но ты порвал с надеждой познать божественную истину.[2]
Ценность воззрений Подшоходжи по данным проблемам состоит прежде всего в том, что он старался эффективно использовать одну из главных особенностей суфийских таракатов, особенно накшбандийа, связанных в неукоснительным соблюдением единства теории и практики, отработкой механизма его реализации.
В целом проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что воззрения Подшоходжи на религию и тасаввуф, на наш взгляд, были основаны на его стремлении возродить подлинную сущность ислама, используя особенности своего суфийского тариката, способствовать раскрытию и развитию его духовно-нравственного потенциала, гуманистических ценностей во имя духовного совершенствования человека. Он старался формировать и у своих сторонников, и у других людей активное отношение к жизни, которое проповедовалось основоположниками накшбандийа.
В труде поэта «Мифтохул-адл» и некоторых стихотворениях даётся проблема «Адл» (справедливость). Его понимание этой проблемы соотносится с воззрениями великих предшественников, таких как Фараби, ибн Сина, Туси, Яссави, Джами, Навои, которые связывали торжество социальной справедливости прежде всего с вопросами управления государством и обществом.Подшоходжа вырос в условиях монархизма и сам был сторонником просвещенной монархии, поэтому решение проблемы социальной справедливости он связывал с личностью правителя, а также с широким кругом высокопоставленных лиц общества, в частности имамов, купцов, казиев и др. Если социально-политические аспекты справедливости проявляются в вопросах управления государством согласно законам, правильного функционирования органов власти, в том чтобы выслушивать и выполнять социальные требования членов общества, то правовые аспекты этой категории связываются с соблюдением шариатских законов. Вместе с тем, справедливость имеет еще один немаловажный аспект,духовно-этический, который проявляется в нормативно-нравственных взаимоотношениях между людьми, т. е. на основе взаимопонимания, уважения, любви, честности, взаимовыручки, взаимопомощи, следования мотивам добра и т. п.
Однакообщественное, духовное обеспечение справедливости Подшоходжа связывал с целым рядом других необходимых условий, поэтому торжество социальной справедливости Подшоходжа, как и многие его предшественники, связывает с т. н. «идеальным обществом», что особенно близко идеям Фараби, Низами, Джами, Навои, Давани. Эти мыслипоэта нашли свое отражение в рассказе «Ажойиб шахар”, «Замечательный город», [3] По мнению Подшаходжи, во главе идеального общества должен стоять просвещенный правитель, который устанавливает законность, порядок. Его главной опорой выступает справедливость.
В таком обществе собственностью владеют все его члены, нет бедных, неимущих, искоренены насилие, беззаконие, все люди равны перед богом, способны бороться за свои идеалы.
Эти представления Подшоходжи обретают особый интерес в наши дни, ибо свидетельствуют о том, сколь в далекое прошлое уходят отдельные идеи о правовом государстве, установление которого ставится целью в нашей республике.
Таким образом, воззрения Подшоходжи на справедливость базируются, с одной стороны, на исламских идеалах, с другой — на суфийских идеях о приоритете духовных ценностей, необходимости довольствоваться малыми материальными благами и в то же время сложившимся под влиянием накшбандийа утверждением активных жизненных позиций.
На наш взгляд, Подшоходжа одним из первых представителей общественной мысли Мавераннахра XVI в развивал идеи об «идеальном обществе».
Проблемы добра и зла в трудах Подшоходжи имеют особое значение для анализа его творческого наследия, т. к. этот вопрос выступает ключевым по ряду существенных аспектов его общественно-нравственных взглядов. Многие крупные восточные мыслители уделяли большое внимание изучению и решению этой проблемы, осуществляли ценностный подход ко многим общественно- личностным явлениям.
В то же время следует отметить, что Подшоходжа не занимался разработкой специального учения о категориях добра, зла, а его идеи и мысли о них носили больше практический характер. Они использовались преимушественно для поиска более эффективных путей утверждения позитивных и преодоления негативных явлений в жизни человека и общества. Это ярко проявляется, в частности, в его рассказах «Искандер и китайский хакан», [4] «Султан Махмуд на охоте”.[5]
В воззрениях Подшоходжи понятие добра и зла не носит абстрактный характер, но имеют весьма конкретный смысл, поскольку их истоки он искал в реальных, конкретных человеческих отношениях, считал, что при рождении человек бывает непорочным, как сотворил его бог, однакодальнейшая его судьба зависит от него самого и его окружающих. Добро и зло — два противоположных начала, которые постоянно борются друг с другом, никогда не могут примириться между собой.
Подшоходжа считал добродетельными людьми тех, кто приносит больше пользы обществу, чьи поступки служат интересам людей. Обращаясь к правителям, эмирам, царской знати, имущим людям, он указывает на то, что богатство, власть, деньги преходящи, вечно только добро, совершенное для блага других. По убеждению мыслителя, благородные свершения человека после него будут продолжать жить в памяти людей, станут достоянием эпохи. В «Максадул-атвор» он добром вспоминает имена Руми, Низами, Дехлави, Лутфи, Джами, Навоии многих других, кто оставил огромное духовное наследие для человечества во имя дальнейшего совершенствования людей.
Подшоходжа в своих произведениях старался раскрыть свое понимание нравственных качеств человека, который использует свое высокое искусство, чтобы прививать людям стремлениек знаниям, трудолюбию, душевной чистоте, правдивости, милосердию, скромности, любви к истине, мудрости, преданности, щедрости. Характерной особенностью мировоззрения мыслителя является то, что его духовно — нравственные воззрения проявляются через эстетические идеи, неразрывно связаны с ними и в целом были направлены на совершенствование человеческой личности.
Для воззрений Подшоходжи на вопросы воспитания, нравственности, обретения знаний существенное з начение имело то, что он вслед эа многими выдающимися мыслителями прошлого подчеркивал глубокую взаимосвязь между знанием и нравственными достоинствами человека между его интеллектуальным и духовно-нравственным совершенствованием, однакоон в еще большей степени настаивал на необходимости нравственного подхода к обретаемым знаниям.
В своих произведениях, в частности, в книге «Максадул-атвор”, Подшоходжа раскрывает достоинства науки, знаний, в целомих нравственную силу, призывает молодежь к их неустанному освоению. Конечно, Подшоходка, как и многие мыслители тех времен, вкладывает в науку широкий смысл, включая в нее и светские, и религиозные знания. Однако все они подчинены единой цели, связанной с формированием, развитием высокой духовности человека и достижением определенных общественных благ.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан; национальная независимость, экономика, политика, идеология. — Т. Узбекистан, 1993. — c. 18.
- Хожа. Мақсадул атвор. Асрлар нидоси. –Т.: Адабиёт ва санэат. 1983. –c. 112.
- Подшохожа. “Мифтохул-адл” ва “Гулзор” дан. –Т.: Уздавнашр. — 1962.,c. 43–45.
- Подшохожа. “Мифтохул-адл” ва “Гулзор” дан. –Т.: Уздавнашр. -1962.,c. 14–15.
- Подшохожа. “Мифтохул-адл” ва “Гулзор” дан. –Т.: Уздавнашр. — 1962.,c.15