Характерной чертой современной рекламы в странах Центральной Азии и в частности в Узбекистане является приобретение ею новой роли в результате вовлечения ее возможностей в духовную сферу — в сферу формирования мировоззрения молодежи. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы информационного рынка стран Центральной Азии и Казахстана, способствуя внедрению в сознание молодежи идейных ценностей данного общества и, в конечном счете, оказывать определенное влияние на характер общественных отношений. Сегодня с уверенностью можно констатировать, что качество и эффективность рекламно-информационной деятельности непосредственно оказывает влияние на воспитание человека, в том числе молодежи.
Рынок рекламы в среднеазиатских республиках, в частности, в Узбекистане получил особенное развитие после приобретения независимости. На протяжении вот уже 24 лет мы не можем представить свою жизнь без рекламы, она стала неотъемлемой частью духовной жизни народов Центральной Азии и Казахстана. В первые годы независимости реклама в нашей жизни шагала робкими шагами, везде еще чувствовались следы коммунистической идеологии. Но в скором времени рыночная экономика начала диктовать свои условия и появилась острая потребность в рекламных услугах. Можно с уверенностью констатировать, что реклама — это детище развивающейся рыночной экономики в Узбекистане.
Место и роль рекламы в жизни общества велики, и она из года в год совершенствуется. Демократическое общество подразумевает рекламную деятельность, она создает рыночное пространство и требует постоянного развития этой отрасли. Яркий пример этому - общественно-политическая жизнь Республики Узбекистан.
Задачи по демократизации общества и расширению прав органов самоуправления граждан требовали дальнейшего развития общественных институтов в республике. В связи с этим, данные институты повернулись лицом к человеку. Известно, что объектом любой рекламы является человек, его желания, потребности, мировоззрение, понимание и принятие действительности. Можно с уверенностью сказать, что независимость ускорила развитие самосознания индивида и его социализацию. Появились широкие возможности воспитывать на этой основе молодежь и формировать ее мировоззрение.
Социализацию личности можно назвать духовной рекламой. Этот процесс требует, чтобы простые люди сами создавали для себя нравственное пространство, смогли эффективно и целенаправленно проявить себя по совершенствованию свою жизни и быта. В этом направлении немаловажное значение имеет процесс либерализации общества. Либерализация общества и расширение представительства народных масс в управлении государством дали возможность расширить формы и содержание рекламы. Реклама не пиар той или иной продукции отдельных фирм и компаний, а духовность и национальный менталитет народов многонациональных стран, таких как Республика Узбекистан.
Реклама — это источник формирования взглядов и отношений людей определенного общества на тот или иной факт. Более того, взгляд индивида на тот или другой предмет тоже своеобразная реклама. Ничего просто так не вывешивается или не ставится на зрительный уровень восприятия, каждая деталь в зрительном пространстве в умственном и физическом плане «работает», т. е. выполняет определенную задачу по формированию мировоззрения человека, служит его мыслительной деятельности. Формирует положительные или отрицательные мнения.
Мнения — немаловажный фактор, предварительная стадия в осознании и осмыслении фактов и событий, значит реклама непосредственно направлена на сознание, на размышления, и, наконец, на понимание этого явления. Таким эволюционным путем она проникает в душу человека.
Форма и содержание рекламы в Узбекистане из года в год развивается, появляются различные способы ее распространения. В текстах распространенной рекламы преобладает кириллица, хотя за последние годы увеличивается и доля латинского алфавита. По содержанию преобладает доля бизнес-рекламы, причем в основном лидирует продукция сотовой связи. Узбекистан в настоящее время входит в первую десятку стран мира по распространению сотовой связи. Также заметна реклама духовности народа и естественно, реклама политического характера, такая как «Узбекистан - страна с великим будущим», «Высокая духовность — непобедимая сила» и т.д. [1]
Вопросы духовности, нравственности и просветительства испокон веков были характерны для восточных народов. В советский период, в рамках однопартийной идеологии эти возможности были резко ограничены, более того рекламная деятельность преследовалась. Утверждение самобытности того или иного народа объявлялось шовинизмом или национализмом. Поэтому как таковой общественно значимой рекламы не должно было быть, и людям об этом мыслить было даже опасной затеей.
Узбекистан — многонациональная страна, в которой дружно живут и строят гражданское общество представители более 130 наций и народностей. Поэтому рекламная политика ведется в республике с учетом этого уникального фактора. Согласно Закону Республики Узбекистан «О рекламе» [2], тексты реклам повторяются на русском языке, который, как средство межнациональных отношений, признан вторым языком в республике. За последнее время заметно стало увеличение количества случаев перевода рекламного текста вместе с тем и на английский язык. Здесь уместно напомнить, что в республике принята государственная программа по изучению иностранных языков, в том числе английского языка с начальных классов общеобразовательных школ.
Любое изображение или текст, вывешенные на обозримое пространство — т. е. на видное место, преследует определенную цель — оно обязательно должно «работать», формировать визуальную память человека, оказать позитивное или негативное влияние на сознание индивида. Возьмем, например, пространный текст, который висит перед въездом в город Янгиер («Новая земля», имеется в виду, что этот город был одним из центров освоителей Голодной степи) — «Голодная степь освоена и превратилась в цветущий край героическим трудом всех народов Узбекистана!»
Каждый посетитель города обязательно прочтет этот текст, начертанный рукой художника на фоне изображения строителей Голодной степи. Изображения героев и текст напоминает нам историю освоения степи и героизм первопроходцев. Вот воспитательная роль рекламной продукции! Таких примеров можно привести немало, их роль в воспитании молодого поколения из года в год растет. Их можно назвать примерами общественной рекламы, которая непосредственно связана с деятельностью человека.
Задача общественной рекламы — это возвеличивание его превосходительства человека. В научной литературе часто можно встретить интерпретации рекламы как экономического термина или термина из области бизнеса. Не оспаривая этих объяснений, считаем, что реклама является одним из средств формирования мировоззрения человека, особенно молодежи и по этим функциям ее можно отнести к области формирования национальной идеи и идеологии страны. Реклама — носитель определенной идеи, проявление менталитета народа, группы, прослойки или коммерческих структур.
Например, по мере развития товарного производства возрастает экономическая роль рекламы, благодаря которой потребитель отдает предпочтение какому-либо товару при выборе, тем самым, ускоряя процесс купли-продажи. Здесь реклама проявляется как средство стимулирования роста оборачиваемости капитала. Правильно организованная рекламно-информационная деятельность в условиях рынка оказывает влияние не только на экономическую систему в целом, но и на отрасли, предприятия, отдельных потребителей, через них на мировоззрение и духовность каждого человека. Когда реклама, через зрительное восприятие, оказывает влияние на позицию человека, то она уже становится объектом общественно-политической системы.
В Республике Узбекистан реклама действительно постепенно становится таковой. Она сообщает огромной массе людей сведения о предполагаемых новых и совершенных товарах, выпускаемых на тех или иных предприятиях. Она играет ключевую роль в развитии экономики и является ее важным элементом. Важнейшим условием эффективной предпринимательской деятельности, являются создание и производство новых конкурентоспособных товаров. Благодаря деловой рекламе в Республики Узбекистан динамично развивается средний бизнес и предпринимательство [3].
Так, 2011 год в Узбекистане был объявлен годом «Малого бизнеса и частного предпринимательства». Простая арифметика доказывает, как много дала реклама для развития предпринимательства в стране. Если в 1991 году доля среднего бизнеса в ВВП (внутренний валовой продукт) страны равнялась двум процентам, то по итогам полугодия 2015 года она достигла почти 60 процентов. Показатель внушительный и не нуждается в комментариях. В этом деле немаловажную роль сыграла реклама.
Наши наблюдения показывают, что реклама не только источник распространения информации, но и одновременно она непосредственно участвует в формировании мировоззрения человека и в его воспитании. Можно с уверенностью констатировать, что за последнее время она становится средством маркетинга и, при хорошей организации и мобилизации духовных ресурсов, эффективного бизнеса.
По итогам исследований Узбекского республиканского центра по изучению общественного мнения «Ижтимоий фикр» («Общественное мнение»), в 2010 году основным источником информации для молодежи Узбекистана стало телевидение (89 %). В целом в республике информированность населения через телевидение и другие средства массовой информации из года в год растет, особенно велика тут роль интернета. В настоящее время в республике ежедневно пользуются услугами интернета более 10 миллионов человек, и этот показатель изо дня в день растет. Последний опрос, проведенной центром в 2014 году, показал резкое увеличение количество рекламы в интернете.
Этот показатель дает возможность представить масштабы рекламного пространства. Однако нельзя считать рекламу панацеей от всех бед и использовать как безотказное средство. Эффективная реклама требует грамотного, целенаправленного подхода. В целях повышения эффективности рекламы принимается ряд мер на уровне министерств и ведомств. Так, министерством высшего и среднего специального образования введены специализированные курсы по подготовке специалистов по рекламе в нескольких высших учебных заведениях.
Разработаны учебно-методические программы, готовятся учебные пособия по этому предмету. Например, в нашем университете на уровне бакалавра и магистратуры изучаются основы рекламы и рекламной деятельности на узбекском и русском языках.
Реклама, как правило, представляет точку зрения того или иного индивида, интересы определенных субъектов. Они же люди со своими интересами, с кругом друзей и партнеров по рынку и конечно, работники рекламных агентств. Целенаправленные рекламные усилия должны присутствовать как в сфере производства, так и в сфере духовности.
Без умения пользоваться средствами рекламы, резко снижается возможность активно воздействовать на рынок, обеспечить себе успех в конкурентной борьбе за рынки сбыта и в воспитании конкретных людей, обладающих определенными идеями и соблюдающих требования конкретной идеологии. В данном случае мы подразумеваем конкретных людей, координирующих свои интересы с интересами общества. Реклама как общественный фактор заинтересована учитывать и данное обстоятельство.
Задачи рекламы на страницах СМИ и на зрительном пространстве по форме и содержанию не похожи друг на друга, хотя функция данных видов рекламной продукции одна — привлечь внимание массы к своей продукции. Наши исследования показывают, что представители организаций-рекламодателей часто не знают с чего начать, как правильно разработать и эффективно осуществить рекламную кампанию, затратив на нее определенную сумму. Конечно, каких-либо уникальных рецептов и рекомендаций «на все случаи жизни» пока не существует и вряд ли удастся их найти в перспективе, поскольку любая «рекламная ситуация» определяется уникальным и никогда не повторяющимся сочетанием обстоятельств.
К сожалению, многие работники предприятий и организаций плохо представляют себе, в чем состоят конкретные задачи и цели их рекламных планов. Мы считаем, что цели рекламы должны быть как можно более конкретными, но чтобы сделать их такими, необходимо понять, что может реклама и какой будет результат от этого шага. Например, на рекламном рынке Республики Узбекистан преобладают баннеры и рекламные щиты. В крупных городах увеличивается количество бегущих строк с различными изображениями и видеоматериалами. Инновация форсированными шагами вступает и в эту сферу и это правильно. Но пока мы не до конца изучили психологический фактор рекламы, которая влияет на психику людей на определенном пространстве общества. Важную роль здесь играют языковые и изобразительные средства, иногда не сочетающиеся с действительностью, так как создатели рекламы иной раз не учитывают спрос и предложение определенного рынка и общества.
Реклама будет эффективной тогда, когда учитываются все обстоятельства рекламного рынка. Здесь важны учет факторов времени, человеческий фактор и выбор пространства. Национальный менталитет и духовность тоже играют немаловажную роль в обеспечении эффективности рекламной деятельности. Поэтому рекламные специалисты считают, что рекламодатель должен не забыть о трех ее измерениях: время, деньги и люди.
Рекламе нужно время, чтобы набрать скорость, особенно если рекламируется не часто приобретаемый товар. В течении длительного времени, по мере увеличения вложенных в рекламу средств, происходит увеличение числа осведомленных о товаре людей. Сходным образом растет и количество усвоивших информацию, поверивших в нее, желающих приобрести товар и совершить конечное действие — покупку или духовный вывод для дальнейшего действия. Для этого, еще раз констатируем, важно воздействовать на зрительное (визуальное) восприятие реципиента, используя соответствующие рекламные средства. К этой группе относятся средства печатной рекламы, выставки, витрины, световая реклама, естественно, интернет и т. д.
Следовательно, должно произойти изменение целей рекламы замедленного действия. Вначале наибольшие усилия должны быть направлены на создание осведомленности людей, молодежи об объектах и средствах рекламы. Затем внимание должно быть сосредоточено на возбуждении интереса, желания иметь и стимулировать их действия. Вот тогда начинается воспитательная и мобилизационная роль рекламы.
Литература:
- Каримов И.А. «Юксак маънавият – енгилмас куч». /Высокая духовность непобедимая сила. Т:,2008. С-176
- Закон Республики Узбекистан «О рекламе». 1998.
- Газета «Правда Востока». 29.07.15. /Об итогах социально-экономического развития Республики Узбекистан за первое полугодие 2015 года/.