Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности
В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.
Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша
В. А. Сухомлинский
В настоящее время происходит ухудшение здоровья детей и подростков, что приводит к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которого лежат разные причины и факторы. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в художественно-творческом направлении эстетического воспитания становится механизмом творческой реабилитации детей.
Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели.
Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь-то музыка, поэзия, театр. Приобщение ребенка с ОВЗ к элементам декоративно-прикладного искусства всегда радует и воодушевляет. Очень важно для ребёнка с ОВЗ непосредственное участие в процессе самого творчества, в которое он может вложить свои старания, мысли, чувства, настроение. Всё это позволяет обогатить мировоззрение, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие. Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Этот вид деятельности связан с эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, его явлений и законов. Занятия по ДПИ для воспитанников с ОВЗ играют не малую роль в эмоционально-эстетическом развитии детей. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает внимание и разжигает желание попробовать, и что-нибудь сделать самостоятельно. Огромным плюсом является то, что воспитаннику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Воспитанники могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.
Обучающиеся с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей у детей с ОВЗ нужны специальные условия, помощь и поддержка.
В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Приобщая детей к народному творчеству, мы педагоги не только даём знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем его. Искусство народных мастеров помогает воспитывать любовь к прекрасному, развивать у них художественный вкус.
Во внеурочной деятельности, мы знакомим своих воспитанников с историей декоративно-прикладного творчества, путём показа презентаций, фильмов. Подбираем познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла. Используем в своей работе наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Беседы о народных промыслах включаем в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своем родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.
Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета ДПИ заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например: сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры т. д.
Но все ли виды ДПИ подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья? Рассмотрим несколько вариантов: лепка помогает развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание. Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая, хохломская, дымковская и т. д.
Обучение начинаем с рассматривания игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь воспитанникам разобраться в особенностях росписи. Яркие цвета, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия. Интересным занятием может служить лепка магнитика, из полимерной глины разных цветов или из соленого теста (с добавлением красителей). В работе можно использовать возможности бумаги: прогрунтованные листы самими детьми, различная цветная бумага, картон, можно комбинировать различные материалы, например: бумага плюс ткань, ткань плюс солёное тесто.
Данный вид работы очень нравится нашим воспитанникам, так как дает огромный полёт фантазии, воображению. Особое внимание уделяем работе с солёным тестом, работа имеет свои преимущества, тесто очень мягкое по сравнению с полимерной глиной и воспитанникам не трудно выполнять композиции. Сама техника вызывает большой интерес и даёт поле для творчества и воображения. Своим воспитанникам предлагаем работу с текстильными материалами, что вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ОВЗ. Наши воспитанники с удовольствием изготавливают народные куклы из разных материалов, используя только ткань и ножницы.
Роспись по стеклу, тоже не менее интересное занятие. Этот виддекоративно-прикладного творчества привлекает воспитанников, прежде всего своейдоступностью. Использование детьми трафаретов дает возможность собственноручно создавать предметыдекора.
Проводя работу систематически, воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки, у воспитанников развивается устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.
Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, учитываются их психофизические особенности.
Очень радует, что работа стала доставлять много радости и удовлетворения, у воспитанников появилось желание творить, создавать свои собственные изделия.
Это идет от души, а душа народная добра и красива. Мы стараемся воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя, конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно-прикладное искусство.
В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.
Литература:
- Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова. — М., 2010.
- Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. — М.: Аркти, 2008.
- Торшилова Е. М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. — Дубна: Феникс, 2007.
- Фадина Г. В., Андреева И. Г., Лобанова Е. А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2009.