Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 2365 раз

Библиографическое описание:

Толстоносова, Р. В. Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности / Р. В. Толстоносова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25888/ (дата обращения: 17.10.2024).



Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, творчество, эмоционально-эстетическое развитие.

Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша

В. А. Сухомлинский

В настоящее время происходит ухудшение здоровья детей и подростков, что приводит к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в основе которого лежат разные причины и факторы. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья в художественно-творческом направлении эстетического воспитания становится механизмом творческой реабилитации детей.

Главной целью развития каждого ребенка, является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений, говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели.

Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь-то музыка, поэзия, театр. Приобщение ребенка с ОВЗ к элементам декоративно-прикладного искусства всегда радует и воодушевляет. Очень важно для ребёнка с ОВЗ непосредственное участие в процессе самого творчества, в которое он может вложить свои старания, мысли, чувства, настроение. Всё это позволяет обогатить мировоззрение, развить его мышление, воображение, мелкую моторику рук и эмоционально-эстетическое восприятие. Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно-прикладное искусство (ДПИ).

Этот вид деятельности связан с эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира, его явлений и законов. Занятия по ДПИ для воспитанников с ОВЗ играют не малую роль в эмоционально-эстетическом развитии детей. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает внимание и разжигает желание попробовать, и что-нибудь сделать самостоятельно. Огромным плюсом является то, что воспитаннику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Воспитанники могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.

Обучающиеся с особенностями в развитии, не менее талантливы и одарены, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей у детей с ОВЗ нужны специальные условия, помощь и поддержка.

В моём классе воспитанники с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Приобщая детей к народному творчеству, мы педагоги не только даём знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем его. Искусство народных мастеров помогает воспитывать любовь к прекрасному, развивать у них художественный вкус.

Во внеурочной деятельности, мы знакомим своих воспитанников с историей декоративно-прикладного творчества, путём показа презентаций, фильмов. Подбираем познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла. Используем в своей работе наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Беседы о народных промыслах включаем в циклы занятий, так как это расширяет кругозор о своем родном крае и способствует формированию эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям народов.

Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета ДПИ заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например: сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры т. д.

Но все ли виды ДПИ подвластны детям с ограниченными возможностями здоровья? Рассмотрим несколько вариантов: лепка помогает развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание. Воспитанникам нравится лепить народные игрушки, такие как: гжель, городецкая, хохломская, дымковская и т. д.

Обучение начинаем с рассматривания игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь воспитанникам разобраться в особенностях росписи. Яркие цвета, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия. Интересным занятием может служить лепка магнитика, из полимерной глины разных цветов или из соленого теста (с добавлением красителей). В работе можно использовать возможности бумаги: прогрунтованные листы самими детьми, различная цветная бумага, картон, можно комбинировать различные материалы, например: бумага плюс ткань, ткань плюс солёное тесто.

Данный вид работы очень нравится нашим воспитанникам, так как дает огромный полёт фантазии, воображению. Особое внимание уделяем работе с солёным тестом, работа имеет свои преимущества, тесто очень мягкое по сравнению с полимерной глиной и воспитанникам не трудно выполнять композиции. Сама техника вызывает большой интерес и даёт поле для творчества и воображения. Своим воспитанникам предлагаем работу с текстильными материалами, что вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей с ОВЗ. Наши воспитанники с удовольствием изготавливают народные куклы из разных материалов, используя только ткань и ножницы.

Роспись по стеклу, тоже не менее интересное занятие. Этот виддекоративно-прикладного творчества привлекает воспитанников, прежде всего своейдоступностью. Использование детьми трафаретов дает возможность собственноручно создавать предметыдекора.

Проводя работу систематически, воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки, у воспитанников развивается устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, игровой замысел: декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры.

Одним из важных условий получения результата является формирование эмоционально положительного отношения детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, учитываются их психофизические особенности.

Очень радует, что работа стала доставлять много радости и удовлетворения, у воспитанников появилось желание творить, создавать свои собственные изделия.

Это идет от души, а душа народная добра и красива. Мы стараемся воспитать эмоционально отзывчивую и эстетически развитую личность, применяя, конечно, то богатство, которое предоставляет нам декоративно-прикладное искусство.

В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка.

Литература:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова. — М., 2010.
  2. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. — М.: Аркти, 2008.
  3. Торшилова Е. М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. — Дубна: Феникс, 2007.
  4. Фадина Г. В., Андреева И. Г., Лобанова Е. А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, ограниченная возможность здоровья, воспитанник, ребенок, декоративно-прикладное творчество, интересное занятие, мелкая моторика рук, особое внимание, полимерная глина, соленый тест.


Ключевые слова

декоративно-прикладное искусство, творчество, дети с ограниченными возможностями здоровья, эмоционально-эстетическое развитие., эмоционально-эстетическое развитие

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Декоративно-прикладное искусство в аспекте формирования межнациональных отношений школьников Республики Дагестан

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается в аспекте формирования межнациональных отношений школьников, что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение, пиетет...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства

Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Декоративно-прикладное искусство в аспекте формирования межнациональных отношений школьников Республики Дагестан

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается в аспекте формирования межнациональных отношений школьников, что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение, пиетет...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников

В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Значение художественной культуры и народного искусства для творческой активности личности в художественном образовании

Статья посвящена развитию художественной культуры и народного искусства России в XX1 веке, где раскрывается их значимость, позволяющая содействовать худо-жественному просвещению и развитию творческой активности личности будущего спе-циалиста в област...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной п...

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...

Эстетическое воспитание детей школьного и дошкольного возраста средствами хореографического искусства

Последние годы характеризуются акцентированием внимания к проблеме эстетического воспитания как основополагающему средству и важнейшей основой формирования духовно-нравственной личности. Настоящая статья посвящена рассмотрению проблемы эстетического ...

Задать вопрос