Одним из приоритетов экономической политики российского государства является формирование условий, обеспечивающих повышение благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики за счет создания новых производств и снижения зависимости от продажи нефти и газа.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране, равно как и создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, являются теми задачами, от решения которых зависит рост экономического потенциала России. В связи с этим одним из механизмов решения поставленных задач является создание и функционирование на территории РФ особых экономических зон.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. No116 — ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ст. 2 закона, особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].
На сегодняшний день в России сформированы четыре вида особых экономических зон:
- Промышленно-производственная зона
- Технико-внедренческая зона
- Туристско-рекреационная зона
- Портовая зона
Промышленно-производственные зоны
Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочих кадров. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции за счет снижения издержек.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
Автомобилей и автокомпонентов
Строительных материалов
Химической и нефтехимической продукции
Бытовой техники и торгового оборудования
Технико-внедренческие зоны
Расположение технико-внедренческих ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах дает возможность для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и последующего вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам и спрос на новые технологии, а также модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Пять инновационных зон располагается на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Зеленограда и Дубны.
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
Нано- и биотехнологии
Медицинские технологии
Электроника и средства связи
Информационные технологии
Точное и аналитическое приборостроение
Ядерная физика
Туристско-рекреационные зоны
Туристско-рекреационные зоны расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в Северо-Кавказском федеральном округе.
Портовые зоны
Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создаются сроком на 49 лет. Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
Таблица 1
Цели создания ОЭЗ
Цели создания ОЭЗ с точки зрения государства |
Цели создания ОЭЗ с точки зрения инвесторов |
Привлечение прямого иностранного капитала, передовых технологий для производства товаров и услуг |
Приближение производства к потребителю |
Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала |
Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин |
Развитие экспортной базы |
Доступ к инфраструктуре |
Импортозамещение |
Использование более дешёвой рабочей силы |
Апробация новых методов менеджмента и организации труда |
Снижение административных барьеров |
Социальные цели ОЭЗ включают в себя:
создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
обучение и подготовку квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
насыщение рынка внутри страны высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
рост благосостояния и уровня жизни населения;
ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных ресурсов страны.
Условия создания:
В ФЗ N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
- На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
Туристско-рекреационные;
Портовые.
- Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
- На территории ОЭЗ не допускается:
Добыча и переработка полезных ископаемых;
Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
- ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.
К настоящему времени в РФ созданы 23 зоны, из них:
8 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»)
5 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург», Республика Татарстан «Иннополис»)
8 туристско-рекреационных («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский» и ещё туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея)
3 портовые («Советская Гавань» «Ульяновск», «Мурманск»)
Далее рассмотрим налоговые льготы, распространяемые на компании-резидентов ОЭЗ. Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы [2]:
- Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
- Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5–10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
указанное имущество находится на территории зоны;
имущество фактически используется на территории зоны.
- Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
- На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5–10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.
ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, занимающаяся развитием особых экономических зон, создана в 2006г. Единственный акционер ОЭЗ — государство. В 2006 году в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ и обеспечения условий для создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, а также для управления указанными объектами федеральное государственное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» было преобразовано в открытое акционерное общество «Особые экономические зоны». До ее создания управлением особыми экономическими зонами занималось уполномоченное Федеральное агентство (РосОЭЗ).
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.
- Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession, режим доступа — свободный.