На сегодняшний день особые экономические зоны являются экономическими инструментами, использующие современный опыт и инвестиции на территории страны как элементы глобальной мировой экономики. Данные зоны могут носить различные названия — особые, специальные и т. д., но наиболее распространенным понятием является «особая экономическая зона» (ОЭЗ).
В соответствии с ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].
Создание ОЭЗ обычно рассматривается как один из способов активизации внешнеэкономической деятельности за счет привлечения иностранных инвестиций, использования современных технологий для повышения конкурентоспособности национальной продукции.
В некоторых случаях создание особых экономических зон нацелено на оживление экономики депрессивных регионов и увеличение поставок продукции на внутренний рынок.
Проблема функционирования особых экономических зон в Российской Федерации сегодня находится в центре внимания и множества научных дискуссий. Это связано с тем, что в России опыт создания ОЭЗ не несет никаких эффективных результатов ни в одном направлении: ни в привлечении инвестиций, ни в создании новых рабочих мест и тем более ни в качестве развития «депрессивных» регионов.
На сегодняшний день в России и всех существующих ОЭЗ половина либо не эффективна (значение показателя эффективности меньше 3), либо условно не эффективна (значение показателя больше 3). На Рисунке 1 указаны средние показатели эффективности по всем типам особых экономических зон за 2013 год. Такие данные представило Министерство экономического развития РФ в своем отчете о результатах функционирования особых экономических зон за 2013 год и за период с начала функционирования особых экономических зон.
Рис. 1. Оценка эффективности ОЭЗ в РФ в 2013 году
ОЭЗ в России, исходя из уровня их эффективности, не могут решать задачи территориального развития, а, следовательно, развития других регионов России и страны в целом. Как следствие, ОЭЗ не могут выполнять функции центров динамичного экономического роста. Проблемы функционирования и такая низкая эффективность вызваны многими причинами.
Первая проблема — это проблема привлечения резидентов и инвестиций в развитие и функционирование особых экономических зон. В сентябре 2013 года на официальном сайте Счетной Палаты РФ был опубликован отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». Исходя из данного документа, можно сказать, что за семь лет (2006–2013 года) государство вложило в развитие ОЭЗ около 112 млрд. рублей. Фактически к началу 2014 года управляющими компаниями были произведены работы на сумму 52 млрд. рублей, согласно данному отчету это лишь малая доля (26 %) от ожидаемой к 2017 году стоимости.
Для решения данной проблемы федеральными органами власти в качестве эксперимента передали управление нескольких ОЭЗ регионам из рук ОАО «ОЭЗ» на два года. Данное перераспределение повлечет за собой ряд негативных последствий: увеличение региональной дифференциации в рамках управления ОЭЗ, неконкурентоспособность кризисных регионов в борьбе за создание на их территории ОЭЗ и, как следствие, утечка кадров и упадок оставшихся предприятий, что идет в разрез с главными целями создания и функционирования ОЭЗ.
Помимо этого, стоит отметить, что на каждый рубль России приходится 74 копейки инвестиций, а для успешного развития ОЭЗ — это очень низкий показатель. Не смотря на то, что ОЭЗ предоставляют своим резидентам четыре категории различных льгот и стимулов: внешнеторговые льготы, налоговые льготы, финансовые льготы (различные формы государственных субсидий) и административные льготы.
Вторая проблема связана с нехваткой квалифицированных кадров в созданных ОЭЗ. Производство в некоторых зонах носит специфических характер (ядерная химия, медицина, авиа и авто строение), и в связи с этим подбор первоклассных специалистов на данный момент стоит очень остро.
Решить проблему дефицита кадров в ОЭЗ поможет опыт создания инжиниринговых центров, ориентированных на инновационные отрасли промышленности. Данные центры обеспечат сосуществование науки и технологий, а также помогут предприятиям в укомплектовании молодыми квалифицированными кадрами. Заинтересованность в данном проекте выразила ОЭЗ ТВТ «Дубна», в конце 2014 года на территории данной ОЭЗ запустили первую очередь ИЦ. Еще одним возможным решение данной проблемы является сотрудничество резидентов с университетами и техникумами о подготовке и возможной переподготовке необходимых им специалистов, а также создание на территории ОЭЗ специальных образовательных центров для завершения обучения студентов из других регионов с учетом специфики компаний-резидентов.
Помимо этого стоит отметить, что в отчете о результатах контрольного мероприятия функционирования ОЭЗ присутствуют сведения, из которых видно, что реальное количество созданных рабочих мест (на 2012 год) не соответствует запланированному количеству (Табл. 1).
Таблица 1
Отношение реально созданных на 2012 год рабочих мест к запланированному количеству
Тип ОЭЗ |
Создано, чел. |
Запланировано, чел. |
Технико-внедренческие ОЭЗ |
3350 |
5890 |
Промышленно-производственные ОЭЗ |
4603 |
9000 |
Туристско-рекреационные зоны |
104 |
530 |
Портовые ОЭЗ |
12 |
350 |
Итого |
8069 |
15770 |
Третья проблема связана с отсутствием в системе ОЭЗ контроля за финансовой эффективностью резидентов.
В настоящее время в сложившейся практике эффективность функционирования ОЭЗ в России определяется показателями:
- Количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ.
- Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ.
- Объем частных инвестиций.
- Объем производства на территории ОЭЗ.
- Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств ОАО «ОЭЗ» и его дочерних обществ.
- Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств резидентов ОЭЗ.
- Объем произведенных затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ
- Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет, осуществленных резидентами ОЭЗ.
- Объем налоговых льгот, полученных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ.
- Сумма таможенных пошлин, налогов, от уплаты которых резидент ОЭЗ освобожден в связи с применением таможенного режима свободной таможенной зоны (СТЗ).
Данные показатели не показывают в полной мере результаты эффективности финансовой деятельности резидентов ОЭЗ, так как они отражают в целом результат деятельности ОЭЗ. Для потенциальных инвесторов нужны более углубленные данные о деятельности резидентов, чтобы оценить их инвестиционную привлекательность.
Данную проблему можно решить с помощью создания на базе каждой ОЭЗ специальных комитетов по контролю за финансовой эффективностью резидентов. Данный комитет будет проводить анализ и мониторинг финансовых результатов резидентов, включающий в себя такие направления, как:
оценка прибыльности хозяйственной деятельности
оценка эффективности управления
оценка деловой активности
оценка ликвидности предприятия
Резиденты будут подавать данные о результатах своей деятельности за год в комитет. В свою очередь комитет будет проводить анализ эффективности деятельности предприятия, основываясь на этих данных, и интерпретировать результаты деятельности в зависимости от специфики данного предприятия. В итоге комитет формирует годовой отчет, в котором будут отображаться все показатели эффективности предприятий в динамике и перечень рекомендаций для улучшения данных показателей. Данный отчет будет публиковаться одновременно с годовым отчетом ОЭЗ, и поможет потенциальным инвесторам определить наиболее выгодный объектом для инвестирования. Следуя рекомендация, руководители компаний-резидентов смогут повысить эффективность своей деятельности, следовательно, будет повышаться эффективность деятельности самой особой экономической зоны, а также будет улучшаться инвестиционная привлекательность региона.
Также одной из острых проблем в деятельности особых экономических зон является тот факт, что ответственная за создание особых экономических зон в Россия одноименная компания «прокручивает» бюджетные средства, выделяемые на создание таких зон, на банковских счетах для получения прибыли.
Данную проблему необходимо решать с помощью проведения проверочных мероприятий в отношении деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ, государственного и муниципального имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в РФ.
Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //Российская газета — Федеральный выпуск № 3831, 27 июля 2005 г.