Ключевые слова:истоки русской культуры, патриотизм, культурное прошлое, национальное наследие.
Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д. С. Лихачев
Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.
Новизна проекта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Цель проекта: воспитывать чувство любви и уважения к национальной культуре, формировать познавательный интерес в процессе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, обычаями.
Задачи:
- Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
- Формировать познавательный интерес к народному творчеству через игровую деятельность.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.
- Воспитывать у детей чувство любви и уважения к старшему поколению, испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности.
- Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, который был составлен таким образом, чтобы каждый ребенок смог активно участвовать и сотрудничать в процессе образовательной деятельности.
Проект ориентирован на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Реализация проекта проходила в четыре этапа.
Этап 1. Теоретический.
План:
- Проведение опроса-анкетирования.
- Подбор методической литературы.
Этап 2. Подготовительный.
План:
- Создание предметно — развивающей среды: оформление мини-музея русского быта и народными игрушками.
- Составление планов работы для всех возрастных групп.
- Взаимодействие детского сада и социума села: школа, библиотека, родители.
Этап 3. Практический.
План:
- Дни открытых дверей.
- Встречи за круглым столом с родителями.
- Совместные экскурсии в библиотеку.
- Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры.
- Праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
- Беседы со старейшинами села.
Этап 4. Заключительный.
План:
- Фольклорно-игровая программа.
- Подведение итогов.
В процессе сбора материала был создан мини-музей «Что в доме хранится, все пригодится». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень. Представлены куклы в русских костюмах, куклы тряпичные и из соломы. После посещения музея были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходили к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливали понравившиеся предметы.
Совместно с родителями проводились встречи, в процессе которых были намечены ориентиры последующей совместной работы: сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также в каждой группе детского сады устраивались дни открытых дверей, тематические дни «К истокам русской культуры», где родители активно принимали участие в развлечениях, праздниках, спортивных и музыкальных досугах, драматизациях сказок. Созданные условия для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, что сформировало положительное отношение друг к другу.
Была организованна экскурсия в библиотеку села, где проводилась беседа-дискуссия по теме «Хранитель дома — домовой», «Русская печь». Дети познакомились с большим количеством сказок, потешек, загадок. И как итог проведенного мероприятия была оформлена выставка детских рисунков, в которой дети отразили полученные знания и впечатления.
Основной формой работы с детьми являлась организованная образовательная деятельность. Использовались комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ООД. Особое место в педагогическом процессе занимало речевое развитие. Была предусмотрена работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, все большее место отводилось народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, педагоги детского сада организовывали беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта.
Особое значение отводилось знакомству детей с народными играми. Все игры были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, исходя из тематики проекта. Знакомство с игрой проходило через различные виды деятельности и охватывало все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строилась в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом.
При тесном сотрудничестве детей и родителей был организован тематический вечер «Знакомство детей с традиционной народной кухней», в ходе которого было рассказано о простых блюдах русской кухни, о навыках работы с тестом, о работе с наглядной моделью — графическим изображением рецепта, где главной задачей было соблюдение последовательности приготовления блюда.
О жизни в старину детям нашего детского сада поведали и старейшины села, где они поделились опытом обустройства и ведения быта. Подобная совместная деятельность и беседы современных детей со старшим поколением способствуют сплоченности, пониманию и проявлению интереса к прошлому нашего наследия.
И в заключение была проведена фольклорно-игровая программа «Что в доме хранится — все пригодится», в котором дети старшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности с младшими дошкольниками и родителями. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях русского народа, отражающих культуру, быт, обычаи нации в сопровождении народных игр, игр-аттракционов, игр-шуток, где главным героем был домовой.
Ценность данного опыта работы заключается в том, что проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре. В ходе проделанной работы дошкольники получили обширные знания об устройстве русской избы и быте крестьян. У детей расширился и обогатился словарный запас. Данная форма работы помогла ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствовала раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них сформировалось чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.
Литература:
- Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт.-сост. А. П. Шаповалова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.:ил.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.