Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 1492 раза

Библиографическое описание:

Долгова, А. Т. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры / А. Т. Долгова, Е. В. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 771-774. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25907/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова:истоки русской культуры, патриотизм, культурное прошлое, национальное наследие.

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.

Д. С. Лихачев

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Исследовательско-творческий проект «Истоки национальной культуры» посвящен ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Новизна проекта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

Цель проекта: воспитывать чувство любви и уважения к национальной культуре, формировать познавательный интерес в процессе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, обычаями.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
  2. Формировать познавательный интерес к народному творчеству через игровую деятельность.
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.
  4. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к старшему поколению, испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности.
  5. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для реализации проекта был разработан план мероприятий, который был составлен таким образом, чтобы каждый ребенок смог активно участвовать и сотрудничать в процессе образовательной деятельности.

Проект ориентирован на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Реализация проекта проходила в четыре этапа.

Этап 1. Теоретический.

План:

  1. Проведение опроса-анкетирования.
  2. Подбор методической литературы.

Этап 2. Подготовительный.

План:

  1. Создание предметно — развивающей среды: оформление мини-музея русского быта и народными игрушками.
  2. Составление планов работы для всех возрастных групп.
  3. Взаимодействие детского сада и социума села: школа, библиотека, родители.

Этап 3. Практический.

План:

  1. Дни открытых дверей.
  2. Встречи за круглым столом с родителями.
  3. Совместные экскурсии в библиотеку.
  4. Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры.
  5. Праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
  6. Беседы со старейшинами села.

Этап 4. Заключительный.

План:

  1. Фольклорно-игровая программа.
  2. Подведение итогов.

В процессе сбора материала был создан мини-музей «Что в доме хранится, все пригодится». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень. Представлены куклы в русских костюмах, куклы тряпичные и из соломы. После посещения музея были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходили к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливали понравившиеся предметы.

Совместно с родителями проводились встречи, в процессе которых были намечены ориентиры последующей совместной работы: сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также в каждой группе детского сады устраивались дни открытых дверей, тематические дни «К истокам русской культуры», где родители активно принимали участие в развлечениях, праздниках, спортивных и музыкальных досугах, драматизациях сказок. Созданные условия для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, что сформировало положительное отношение друг к другу.

Была организованна экскурсия в библиотеку села, где проводилась беседа-дискуссия по теме «Хранитель дома — домовой», «Русская печь». Дети познакомились с большим количеством сказок, потешек, загадок. И как итог проведенного мероприятия была оформлена выставка детских рисунков, в которой дети отразили полученные знания и впечатления.

Основной формой работы с детьми являлась организованная образовательная деятельность. Использовались комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ООД. Особое место в педагогическом процессе занимало речевое развитие. Была предусмотрена работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, все большее место отводилось народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, педагоги детского сада организовывали беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта.

Особое значение отводилось знакомству детей с народными играми. Все игры были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, исходя из тематики проекта. Знакомство с игрой проходило через различные виды деятельности и охватывало все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строилась в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом.

При тесном сотрудничестве детей и родителей был организован тематический вечер «Знакомство детей с традиционной народной кухней», в ходе которого было рассказано о простых блюдах русской кухни, о навыках работы с тестом, о работе с наглядной моделью — графическим изображением рецепта, где главной задачей было соблюдение последовательности приготовления блюда.

О жизни в старину детям нашего детского сада поведали и старейшины села, где они поделились опытом обустройства и ведения быта. Подобная совместная деятельность и беседы современных детей со старшим поколением способствуют сплоченности, пониманию и проявлению интереса к прошлому нашего наследия.

И в заключение была проведена фольклорно-игровая программа «Что в доме хранится — все пригодится», в котором дети старшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности с младшими дошкольниками и родителями. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях русского народа, отражающих культуру, быт, обычаи нации в сопровождении народных игр, игр-аттракционов, игр-шуток, где главным героем был домовой.

Ценность данного опыта работы заключается в том, что проект способствовал развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре. В ходе проделанной работы дошкольники получили обширные знания об устройстве русской избы и быте крестьян. У детей расширился и обогатился словарный запас. Данная форма работы помогла ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствовала раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети стали более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них сформировалось чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

Литература:

  1. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт.-сост. А. П. Шаповалова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.:ил.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, Знакомство детей, национальная культура, организованная образовательная деятельность, родитель, русская культура, русский быт, чувство любви, образовательная деятельность.


Ключевые слова

патриотизм, истоки русской культуры, культурное прошлое, национальное наследие., национальное наследие

Похожие статьи

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе (на примере национального костюма)

Статья посвящена развитию национальных ценностей у учащихся, воспитание отечественной культуры средствами искусства при изучении культурных традиций национального костюма.

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Народное воспитание детей эвенов

Рассматривается некоторые аспекты народного воспитания детей эвенов — коренных жителей Севера.

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекоменда...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Похожие статьи

Формирование национальных ценностей в учебно-воспитательном процессе (на примере национального костюма)

Статья посвящена развитию национальных ценностей у учащихся, воспитание отечественной культуры средствами искусства при изучении культурных традиций национального костюма.

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Народное воспитание детей эвенов

Рассматривается некоторые аспекты народного воспитания детей эвенов — коренных жителей Севера.

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, опр...

Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории

В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...

Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекоменда...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством сказок

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Задать вопрос