Роль триады элементов коллегиального государственного управления и системы сдержек и противовесов в функционировании правового, демократического государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.02.2016

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Джоробеков, З. М. Роль триады элементов коллегиального государственного управления и системы сдержек и противовесов в функционировании правового, демократического государства / З. М. Джоробеков, М. Б. Татенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 544-546. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25916/ (дата обращения: 18.12.2024).



Автор в общем механизме государства выделяет наиболее важных три механизма, которые одновременно выполняют функции коллегиального государственного управления, сдержек и противовесов. Отражение данных механизмов в виде норм в конституции любого государства показывает, что это государство действительно правовое, демократическое с гражданским обществом и развитой экономикой.

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское общество, система сдержек и противовесов

Анализируя государственное управление, государственный механизм и систему сдержек и противовесов в развитых странах мира, следует выделить в них общие и самые основные элементы, благодаря которым в этих странах функционируют правовые, демократические государства.

Таковыми являются три таких главных элементаколлегиального государственного управленияи системы сдержек и противовесов как: 1) избрание главы государства или главы исполнительной власти законодательным органом, конституционное закрепление реальных полномочий законодательных органов по контролю за исполнительной властью; 2) избрание и контроль глав исполнительных органов местного самоуправления местными представительными коллегиальными органами; 3) функционирование в судебной системе этих стран судов присяжных заседателей, народных судов или иных коллегиальных судов.

Вышеназванные элементы одновременно являются компонентами, как коллегиального государственного управления, так и системы сдержек и противовесов. Как известно в государственном управлении принимают участие все органы государства и органы местного самоуправления, поэтому вышеназванные элементы действуют в сфере деятельности всех государственных и муниципальных органов. Одновременно вышеназванные составляющие являются сдержками и противовесами. Нужно отметить то, что формальное разделение властей произведено почти во всех странах мира, однако лишь простое разделение государственной власти на ветви не приводит к полной реализации данного принципа правового государства, необходимо формировать эффективную систему сдержек и противовесов, которой и является совокупность вышеназванных элементов. Данные элементы системы сдержек и противовесов не позволяют главе государства установить неограниченную (авторитарную, тоталитарную) власть, не допускают вмешательства одних органов в деятельность других органов, предотвращают коррупцию в государственных и муниципальных органах, устанавливают законность и т. д.

Наличие этих трех положений в конституции любого государства показывает, что это государство действительно правовое, демократическое с развитым гражданским обществом и развитой экономикой, где действительно гарантируются, защищаются права, свободы человека и гражданина. Эти три элемента коллегиального государственного управления были и есть в государственном механизме правовых, демократических государств начиная с античного мира и до настоящего времени.

Эти три элемента или отсутствие их составляют основную суть любой конституции. Так как отсутствие этих компонентов или наличие только одного из них в некоторых конституциях говорит о том, что данные страны являются развивающимися странами, где нет развитых демократических ценностей, где не развито гражданское общество, отсталая экономика, развитая коррупция, не защищаются должным образом права и свободы человека и гражданина.

Вышеперечисленные элементы коллегиального государственного управления выражают принцип приоритета коллегиальных органов над единоначальными органами государства.

Объяснение причин возникновения коррупции нужно искать в неправильной организации государственной власти. Естественно, коррупцией занимаются должностные лица, имеющие право принимать решения, не находящиеся под должным государственным контролем. У данных лиц, появляется соблазн использовать полномочия при ненадлежащем контроле в личных целях, а отсутствие достаточного контроля всегда наблюдается над единоначальным органом или должностным лицом. Единоначальное должностное лицо или данное лицо в единоначальном органе в отличие от коллегиального органа не советуется, не испрашивает чьего-либо разрешения, решение не ставится на голосование и поэтому единоначально принимает решения, а в период экономического кризиса, низкой заработной платы, низкого жизненного уровня, а возможно и без этих причин данное единоличное должностное лицо может принять данное решение в корыстных целях. В коллегиальном органе ставится заслон для совершения коррупционных правонарушений, так как члены коллегиального органа взаимно контролируют друг друга и решения принимают путем согласования и голосования. Должностные преступления, как известно, имеют латентный, тайный характер и поэтому их совершение в коллегиальном органе крайне затруднительно.

Влияние вышеназванных элементов коллегиального государственного управленияи системы сдержек и противовесов на развитие экономики объясняется следующим. Как уже было сказано, вышеназванные элементы обеспечивают борьбу с коррупцией, преступностью, гарантируют неприкосновенность собственности, инвестиций. При таких условиях отечественный капитал не переводится за рубеж и вдобавок иностранные инвестиции развивают отечественную экономику. Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е. промышленности. Если развиваются промышленные предприятия, то развиваются естественные и технические науки. Так, в ст. 8 Закона Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» [1] сказано, что к научным учреждениям кроме других субъектов относятся научно-производственные объединения и фирмы. Последние и есть предприятия.

Развитие и упадок в зависимости от преобладания коллегиальных или единоначальных органов подтверждается и историей СССР. Так, с 1990 г. начинается развал СССР, экономический упадок, межнациональные столкновения, развитие преступности и коррупции. До этого периода в Советском государстве преобладали коллегиальные органы — советы всех уровней, народные суды и др., т. е. не было коррупции и сегодняшнего уровня преступности, было высокое благосостояние народа и развитая экономика. Начало преобладания единоначальных государственных органов над коллегиальными началось в 1990 г. реорганизацией государственной власти в СССР: введением поста Президента СССР [2] и постов президентов союзных республики, постепенным ослаблением влияния советов в государственном управлении, упразднением народных судов. В Кыргызской Республике единоначальные органы — это Президент, исполнительные органы, районные, городские суды, органы прокуратуры, Счетная палата, Национальный банк, Омбудсмен (Акыйкатчы), исполнительные органы местного самоуправления. Коллегиальные органы — это Жогорку Кенеш, местные кенеши, областные и Верховный суд, Конституционная палата, избирательные комиссии. Следует сказать, что во время функционирования Советского народного суда решения принимали коллегиально судья и два народных заседателя, после обретения независимости в районных и городских судах решение принимают единолично судьи без народных заседателей, что является условием для коррупции. В настоящее время в Кыргызской Республике в соответствии с ее Конституцией осуществляется единоначальное государственное управление, т. е. единоначальные органы доминируют над коллегиальными и поэтому Кыргызстан не относится к развитым странам мира.

Следует отметить, что во всех 40 развитых странах мира, таких как США, Япония, Германия, Великобритания, Канада, Италия и в других, в том числе Китае преобладают коллегиальные органы над единоначальными. В правовых государствах единоначальные органы и должностные лица избираются и назначаются коллегиальными органами и могут быть ими распущены и освобождены от занимаемой должности. Данный вид контроля самый эффективный. В Китае, где бурно развивается экономика, не вводили должности Президента, там до сих пор господствуют советы и народные суды. В США Президента жестко контролирует Конгресс США, в Германии и Италии президентов избирают парламенты и соответственно строго контролируют.

Вышеназванные три элемента коллегиального государственного управления и системы сдержек и противовесов в отличие от иных сдержек и противовесов отличаются многофункциональностью так избрание главы государства парламентом включает в себя не только сдержки при избрании, но и противовесы при импичменте. Вышеназванные элементы действуют и обеспечивают законность на всей территории страны, так на всей территории государства имеются органы местного самоуправления и суды.

Литература:

  1. Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 15 апреля 1994 года № 1485-XII [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30211965.
  2. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/185465.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, система сдержек, государственное управление, коллегиальное государственное управление, коллегиальный орган, местное самоуправление, противовес, элемент, государственная власть, гражданское общество.


Похожие статьи

Управляющий совет в общеобразовательных учреждениях как сложная социальная система

Исходя из общего понимания системы — весь окружающий нас мир является системой. С точки зрения системного подхода все объекты управления — государства, производства или общественные организации являются социальными системами. В изложенной статье пред...

О государстве и государственном устройстве в человеческом измерении: эскизный набросок научной гипотезы

В настоящей статье в качестве структурообразующего элемента государственного устройства используется феномен «отношения гражданства». При этом государственное устройство России рассматривается как трёхзвенная система, состоящая из таких статусных сос...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Способы формирования финансово-промышленных групп и роль в них коммерческих банков

Анализ происходящих изменений в производстве, экономике, организации современного воспроизводства отчетливо показывает, что мировая экономическая система постепенно приобретает качественно новые черты своего развития. Прежде всего, существенные измен...

Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой

Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...

Децентрализация государственного управления экономикой в условиях интеграционных процессов Украины

Активизация интеграционных процессов предполагает рост международной кооперации не только между странами, но и между их составными частями: отдельным регионами и их объединениями. Учитывая этот факт, для воплощения эффективной системы государственног...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Организационно-правовой аспект формирования проблем федерализма в нормотворчестве

В статье рассматривается, процедура государственного нормотворчества при двойственности политико-правовых процессов, протекающих в федеральном центре и его регионах. Предложено понятие «федерализма» как идеи политико-правовой организации государствен...

Современная типология политических систем общества

В данной статье автором анализируется наиболее обобщенная современная типология политических систем общества. Выделяются различные основания для классификации государств в зависимости от степени вовлеченности граждан страны в руководство ее делами и ...

Похожие статьи

Управляющий совет в общеобразовательных учреждениях как сложная социальная система

Исходя из общего понимания системы — весь окружающий нас мир является системой. С точки зрения системного подхода все объекты управления — государства, производства или общественные организации являются социальными системами. В изложенной статье пред...

О государстве и государственном устройстве в человеческом измерении: эскизный набросок научной гипотезы

В настоящей статье в качестве структурообразующего элемента государственного устройства используется феномен «отношения гражданства». При этом государственное устройство России рассматривается как трёхзвенная система, состоящая из таких статусных сос...

Порядок формирования правительства в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ

Значительную роль в конституционно-правовом развитии Российской Федерации и зарубежных стран традиционного играет принцип разделения властей, признаваемый неотъемлемым элементом правовой государственности. Коллегиальным органом исполнительной власти,...

История функционирования PR-служб в системе государственного управления финно-угорских стран

В статье рассматривается проблема роли и значения PR служб в системе государственного управления. Анализируется опыт реализации технологий, обеспечивающих связь с общественностью, на примере развития структуры государственного управления некоторых ев...

Способы формирования финансово-промышленных групп и роль в них коммерческих банков

Анализ происходящих изменений в производстве, экономике, организации современного воспроизводства отчетливо показывает, что мировая экономическая система постепенно приобретает качественно новые черты своего развития. Прежде всего, существенные измен...

Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления экономикой

Статья посвящена теоретическому осмыслению сущности государственно-частного партнерства как эффективного способа управления преобразованиями в различных сферах деятельности. Среди множества системообразующих факторов и условий развития этой формы сот...

Децентрализация государственного управления экономикой в условиях интеграционных процессов Украины

Активизация интеграционных процессов предполагает рост международной кооперации не только между странами, но и между их составными частями: отдельным регионами и их объединениями. Учитывая этот факт, для воплощения эффективной системы государственног...

Взаимосвязь организационной культуры и методов формирования трудового поведения работников организации

Эта статья нацелена на осознание того, что организационная культура, позиционируя себя как одно из самых эффективных средств мотивации и контроля, является главным инструментом управления. В результате мы пришли к выводу, что организационная культура...

Организационно-правовой аспект формирования проблем федерализма в нормотворчестве

В статье рассматривается, процедура государственного нормотворчества при двойственности политико-правовых процессов, протекающих в федеральном центре и его регионах. Предложено понятие «федерализма» как идеи политико-правовой организации государствен...

Современная типология политических систем общества

В данной статье автором анализируется наиболее обобщенная современная типология политических систем общества. Выделяются различные основания для классификации государств в зависимости от степени вовлеченности граждан страны в руководство ее делами и ...

Задать вопрос