In the article we are talking about the use of ICT in the process of learning music. According to the author, information and communication technologies in the educational process are a reflection of the further improvement of the system of music education in General. Also offers training computer programs to work with young musicians.
Keywords: Information and communication technology, music education, computer, Internet, teacher, encyclopedia, program.
В данной статье рассмотрено использование информационно-коммуникационных технологий в процессе музыкального обучения и предлагает обучающие компьютерные программы для работы с юными музыкантами. Исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях, это — глубокое заблуждение. Музыка и компьютер — совершенно совместимые вещи. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. В музыкально-образовательной деятельности могут быть задействованы различные электронные издания и здесь главнейшая задача педагога — определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра и т. д.). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели; музыкальные конструкторы; музыкальные энциклопедии; обучающие программы; программы для импровизации; сочинения музыки; программы для пения караоке.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий в музыкальное образование является программа Microsoft Power Point, использование которой позволяет повысить интерес учащихся к музыкально-образовательной деятельности. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point позволяет за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки и развивать способности учащихся, сравнивать произведения искусства различных эпох и стилей, различные манеры исполнения произведений, проводить проверку знаний произведений композиторов и художников [1]. Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: “Энциклопедия классической музыки», “Шедевры музыки”, “Музыкальные инструменты”, “Классическая музыка”, “Популярная музыка”.
Работая с программой “Энциклопедия классической музыки” возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран.
В энциклопедии “Музыкальные инструменты” собрана коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия, можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных инструментов [2].
Благодаря различным компьютерным программам у педагога, есть возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте педагогической деятельности педагогов — музыкантов.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют педагогу новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества.
Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей (“из первых рук”), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах. Всё это способствует оптимизации учебного процесса. При подготовке к урокам именно из Интернета на различных сайтах можно узнать о новинках в мире музыки; использовать материалы сайтов, посвящённых современной музыке и современным композиторам [4].
Использование информационно-коммуникационных технологий помогает педагогу в процессах самообучения и самоорганизации, в планировании учебного процесса. Также информационно-коммуникационные технологии могут применяться педагогом для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы), для хранения различной информации (программы концертов, сценарии праздников, каталоги CD и DVD дисков), для создания базы по учащимся.
Таким образом, применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы в деятельности педагога-музыканта. Повышается результативность обучения и, главное, повышается интерес учащихся к музыкальным занятиям [5].
В целом, говоря о пользе и важности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, необходимо отметить решение проблем мотивации и личностно-ориентированного подхода к обучению, рациональной организации учебного времени и более глубокому освоению изучаемых предметов.
Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм “минус один”. Компьютер может стать в этой работе незаменимым помощником. Простейшие фонограммы можно изготовить с помощью “музыкальных конструкторов”, более сложные — с использованием клавишных электронных инструментов и специальных программ. С помощью компьютера учащийся музыкальных учреждений смогут самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте [3].
Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и “сжимания” звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации. Учащийся музыкальных учреждений могут использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему. Недорогие современные устройства для записи аудиодисков сделают его библиотеку доступной другим пользователям компьютеров.
Издательские возможности компьютера позволяют с типографическим качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок и тому подобное. Издание может быть дополнено иллюстрациями, текстом, комментариями, украшено рисунками и другими элементами графического дизайна. Изданный с помощью компьютера реферат, посвящённый, творчеству какого-либо композитора, будет выглядеть безукоризненно. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.
Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-кпавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания.
Литература:
- Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования. М.: Музыка, 2006.
- Белов Г. Г., Горбунова И. Б., Горельченко А. В.. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Учебное пособие — СПб: издательство “СМИО Пресс”, 2006.
- Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер //Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации. — Вып. 6. — СПб., 2002.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. — М.: Издательский дом “Классика — XXI”, 2006.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие, 2-е изд Под ред. Е. С. Полат. — М., Издательский центр “Академия”, 2005.