Применение электронных справочников в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 2072 раза

Библиографическое описание:

Кодиров, З. З. Применение электронных справочников в учебном процессе / З. З. Кодиров, Э. Д. Имамназаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25939/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20–30 %. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Новым этапом глобальной технологолизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.

Примером успешной реализации ИКТ стало появление Интернета — глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации то есть визуальные данные, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

На современном этапе визуальные данные находят всё большее применение во всех сферах нашей жизни в связи с изменением стиля и средств получения и передачи информации. Компьютерные технологии, мультимедийные средства связи диктуют свои требования по отношению к передаваемой информации.

Однако следует отметить, что стремление представить нужную информацию посредством яркого, запоминающегося образа существовало во все времена. Первой в истории визуализацией можно считать наскальные рисунки, потом информацию технического характера представляли в виде схем, карт, планов. Это была своего рода система условных обозначений в точных науках, понятных специалистам одной сферы, и заменяющих длинные текстовые разъяснения.

Специалисты выделяют три уровня визуализации: визуализация данных; визуализация информации; визуализация знаний.

Все эти пути также можно обозначить, словом мультимедиа.

Мультимедиа (множественные среды, анг.) — это взаимодействие визуальной и звуковой информации под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

При этом постоянно увеличивается объем данных. Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения — одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные справочные пособия (ЭСП).

Электронное справочное пособие — это виртуальная система, предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебной дисциплины. Основными достоинствами ЭСП являются:

                    В ЭСП представлены не тестовые варианты, а именно понятия с подробными объяснениями, иллюстрациями, видеоматериалами;

                    Мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения — принцип наглядности;

                    В справочнике представлен интересный материал для наблюдения;

                    Работая с электронным справочным пособием, учащийся может обратиться к различным понятиям;

                    Использование ЭСП повышает мотивацию обучения, развивает интерес к предмету.

                    Наполнение ЭСП может быть любым. Его можно изменять, редактировать, дополнять.

Можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное справочное пособие дает больше возможностей обучающемуся для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости. Таким образом, электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала, нежели в печатной учебной литературе.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные справочники являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться. Применение не практике электронных справочных пособий повысит квалификацию преподавателя, что будет способствовать повышению успеваемости и интереса учащихся к данной дисциплине.

 

Литература:

 

  1.                Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2000 — С. 43–45.
  2.                ICTNEWS (информационно-аналитический бюллетень)
  3.                infocom.uz
Основные термины (генерируются автоматически): электронное справочное пособие, активный метод обучения, вычислительная техника, ИКТ, иллюстративный материал, информационное общество, качество обучения, образование, традиционная система образования.


Задать вопрос