Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 11596 раз

Библиографическое описание:

Хвалина, Е. Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи / Е. Н. Хвалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 846-850. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25943/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Словарь — это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

Н. В. Серебрякова считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Развитие лексики обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 7 до 9 лет, выделяются наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта школьника, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Слова в лексиконе школьников не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями. По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируются.

При СНР наблюдаются существенные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы. Поэтому представляется очень важным исследования особенностей лексической стороны речи. Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи, а значит и СНР в целом. Также, данное исследование позволит обогатить лексический запас и улучшить его качество у данных школьников с СНР.

Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи.

Констатирующее исследование проводилось в течение 2013–2014 учебного года на базе коррекционной школы-интернат п.Алексеевка Хвалынского района. В исследовании принимали участие дети 7 -9 лет.

Обследование проводилось в индивидуальной форме и начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком.

В исследовательскую группу вошли 10 детей с диагнозом ПМПК «системное недоразвитие речи».

Исследование лексических операций (по методике Н. В. Серебряковой)

Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает раздел исследование объема пассивного и активного словаря

Исследование объема и качества пассивного и активного словаря.

1. Исследование пассивного словаря.

Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря.

Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».

Материал: предметные и сюжетные картинки.

а) Исследование объема пассивного и активного словаря

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.

Существительные

Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра.

Домашниеживотные: лошадь собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.

Дикие животные: лев, тигр, волк, слон, рысь, лось, зебра, олень, жираф, кабан, медведь, кенгуру, бегемот, носорог, крокодил, леопард, еж, лиса, белка, заяц, черепаха, обезьяна.

Домашние птицы: петух, курица, индюк, гусь, утка.

Дикие птицы: грач, голубь, сорока, филин, ласточка, ворона, синица, лебедь, сова, цапля, дятел, попугай, скворец, аист.

Рыбы: щука, сом, ерш, карась, лещ.

Насекомые: паук, оса, пчела, муха, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, муравей.

Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, виноград, абрикос, арбуз, дыня.

Ягоды: клубника, малина, земляника, ежевика, брусника, клюква, черника, смородина.

Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа.

Цветы: колокольчик, незабудка, ландыш, ромашка, роза, мак, фиалка, тюльпан, астра, василек.

Деревья: сосна, ель, береза, осина, дуб, клен.

Игрушки: лошадка, машинка, кораблик, коляска, зайчик, мяч, буратино, кукла, мишка.

Одежда: майка, трусы, рубашка, брюки, пальто, шарф, варежки, комбинезон, плащ, халат, юбка, платье, кофта, носки.

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандали, тапочки, валенки.

Головныеуборы: платок, кепка, шляпа, шапка, панама.

Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло, торшер, книжная полка.

Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, чашка, блюдце, чайник, сахарница, ведро, сковорода, кастрюля.

Учебныевещи: портфель, книга, тетрадь, ручка, карандаш.

Средства транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, поезд, самолет, корабль, вертолет.

Времена года: лето, осень, зима, весна.

Время суток: утро, день, вечер, ночь.

Жилище: дупло, нора, гнездо, будка, скворечник, берлога, дом.

Профессия: врач, продавец, ткачиха, швея, сварщик, маляр, электрик, каменщик, рабочий, тракторист, повар, парикмахер, водопроводчик, учитель.

Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток, клещи, ножницы.

Явления природы: солнце, луна, облако, туча, гроза, молния, дождь, снег.

Части тела: голова, ноги, туловище, шея.

Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, веки, глаза, ресницы, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, уши.

Части руки: плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти.

Части ноги: бедро, колено, стопа.

Части туловища: грудь, живот, спина.

Части предметов: дерево — ствол, ветви, листья, плоды, корни;

Платье — воротник, манжета, петля, пуговица, карман, рукав, пояс;

Грузовик — кузов, кабина, фары, колесо;

Окно — рама, подоконник.

Прилагательные

Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.

Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький.

Температура: горячий, холодный.

Вес: тяжелый, легкий.

Сила: сильный, слабый.

Величина: большой, средний, маленький.

Высота: высокий, низкий.

Толщина: толстый, тонкий.

Длина: длинный, короткий.

Ширина: широкий, узкий.

Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

Тактильные ощущения: гладкий, колючий, пушистый.

Глаголы

Кто как передвигается: скачет, прыгает, ползает, бегает, стоит, летает, плавает, сидит, идет, лежит, едет, играет, пьет, рубит, стирает, причесывается, слушает, варит, кормит, моется, ест, подметает, гладит, вяжет, шьет, чистит зубы, катается, обувается, одевается, моет, рисует, копает, пилит, режет, застегивает, покупает, продает, жарит, стреляет, ловит рыбу.

Кто как кричит: голубь воркует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, мишка рычит, мышка пищит, волк воет, кошка мяукает, лягушка квакает, корова мычит, собака лает.

Кто что делает: повар варит, почтальон разносит почту, учитель учит, рабочий работает, тракторист пашет, летчик летает, врач лечит, продавец продает, швея шьет.

Что чем делают: пилой пилят, иглой шьют, ручкой пишут, утюгом гладят, ножницами режут, топором рубят, ножом режут, карандашом рисуют, молотком забивают гвозди.

Наречия

Холодно, жарко, высоко, далеко, хорошо, плохо.

Исследование пассивного словаря

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать среди других групп картинок, где, например, семья или дикие животные и т. д.

Исследование активного словаря

Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой … (цвет и т. д.)?» При исследовании словаря глаголов экспериментатор задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т. д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?»

Уровни оценки активного словаря

4 балла (высокий уровень) — правильное называние от 380 до 390 слов.

3 балла (уровень выше среднего) — правильное называние от 370 до 379 слов.

2 балла (средний уровень) — правильное называние от 340 до 369 слов.

1 балл (уровень ниже среднего) — правильное называние от 300 до 339 слов.

0 баллов (низкий уровень) — правильное называние менее 300 слов.

Таблица1.

По результатам выполненных заданий по исследованию состояния активного и пассивного словаря у школьников были высчитаны уровни, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Имя

Кол-во лет

Пассивный словарь

Активный словарь

Женя

7

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Катя

7

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Денис

8

Уровень выше среднего

Средний уровень

Данил

8

Уровень выше среднего

Средний уровень

Саша

8

Уровень выше среднего

Средний уровень

Фаина

8

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Маша

9

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Богдан

9

Уровень выше среднего

Средний уровень

Данил

9

Уровень выше среднего

Средний уровень

Вика

 

Уровень выше среднего

Средний уровень

 

В представленной диаграмме объединены данные по исследованию активного и пассивного словаря.

Рис. 1.

 

У школьников с системным недоразвитием речи наблюдается снижение объёма активного и пассивного словаря. Но пассивный словарь не так снижен по сравнению с активным, хуже всего сформирован активный словарь.

Данное исследование показало, что усвоение лексики у детей с СНР является сложным процессом и это взаимосвязано в развитии отдельных сторон языка, как это происходит при нормальном развитии речи.

 

Литература:

 

  1. Книга одного автора Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логоᴨедии. М., 1989.
  2. http://referatwork.ru/new/source/23118text-23118.html
Основные термины (генерируются автоматически): пассивный словарь, уровень, активный словарь, слово, правильное называние, окружающий мир, ребенок, среднее, системное недоразвитие речи, словарный состав языка.


Похожие статьи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Похожие статьи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Конспект индивидуального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у ребёнка старшего дошкольного возраста с ТНР

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития

Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Задать вопрос