Статья посвящена изучению особенностей профессиональной ориентации старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.
Ключевые слова: профориентация, старшеклассники, выбор профессии.
Особенности профессиональной ориентации со старшеклассниками весьма актуальная тема для изучения в связи с нестабильной ситуацией в экономической сфере, а также с необходимостью перехода к новому социально-экономическому опыту.
Изучением проблемы профориентации в старшем школьном возрасте занимались такие отечественные ученые как И. В. Дубровина, Е. К. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников. Психолого-педагогические факторы развития профориентации старшеклассников рассматривались в трудах таких известных ученых как В. И. Жуковской, Н. Е. Конторович, Т. В. Кудрявцева, Е. В. Пфейфер и т. д.
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ 1996 года «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» говорится: «профессиональная ориентация — это компонент общечеловеческой культуры, в которой проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о развитии природных дарований, о проведении комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда». [2].
Согласно Н. С. Пряжникову, профориентация — это широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении [3]. Е. А. Климов говорит о том, что и профориентация, и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), являющегося субъектом самоопределения [1].
Основные формы и методы работы педагога — психолога по развитию профориентации старшеклассников в условиях общеобразовательной школы были раскрыты в трудах Е. А. Климова, З. А. Решетовой, М. Ю. Савченко, Е. Е. Смирновой, Т. В. Черниковой и т. д. [4].
С целью изучения особенностей профориентации старшеклассников нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 58 г. Арзамас, Нижегородской области. Испытуемыми были учащиеся 10 класса в составе 20 человек в возрасте 14–16 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Тестирование проходило в один этап. В качестве основных психодиагностических методик были выбраны: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО-20) Е. А. Климова; методика «Семь качеств личности» А. Г. Грецова, Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Перейдем к обсуждению результатов по каждой проведенной методике.
Результаты, полученные в ходе проведения дифференциально-диагностического опросника (Е. А. Климов) представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты методики Дифференциально-диагностический опросника (ДДО-20) Е. А. Климова на группе (1 — Человек-природа; 2 — Человек-техника; 3 — Человек-человек; 4 — Человек-знак; 5 — Человек-художественный образ)
Анализ результатов исследования показывает, что учащиеся отдали свои предпочтения следующим типам профессий:
А) Тип «человек — человек» — выбрали 35 % (7 чел.) учащихся. Представители профессии данного типа отлично руководят коллективами и группами. К важным качествам относят готовность помочь, доброжелательность, отзывчивость, умение слушать. Такой тип имеют развитую сферу общения и сбалансированную социальную направленность;
Б) Тип человек — художественный образ — выбрали 25 % (5 чел.) старшеклассников. Для представителей этой сферы лучше всего подходят все специальности, относящиеся к творчеству. Характерными чертами таких людей выступают художественный такт, хорошо развитое чувство эстетики, нестандартное мышление;
В) Тип человек — знаковая система — характерен для 20 % (4 чел.) испытуемых. Для них подходят любые профессии, которые так или иначе связанны с буквами и цифрами, включая музыку. Представители данного типа имеют системность в работе, аккуратность, скрупулезность.
Наименьшее количество баллов набрали типы профессий:
Г) человек — техника предпочли 5 % (1 чел.) учащихся. Данный тип отличается добросовестностью, аккуратностью, деловитостью, отличным чувством ответственности, эмоциональной сдержанностью, а также способностью работать самостоятельно;
Д) Тип человек — природа — характерно для 15 % (3 чел.) испытуемых. Таким учащимся подходят все профессии, которые так или иначе связаны с лесным хозяйством, растениями и животными;
Таким образом, в экспериментальной выборке испытуемые предпочитают профессии типа «человек — человек» 35 % (7 чел.), а это значит, что все профессии данного типа, связанные с взаимодействием людей друг с другом, с общением имеют социальную направленность.
Для данного класса не свойственны профессии типа «человек-техника» 5 % (1 чел.).
По нашему мнению, такие результаты получились потому, что изначально данный класс разбит по профилю. Данный класс считается гуманитарным.
Для того, чтобы определить качества личности и их связь с выбором профессии мы провели методику «Семь качеств личности» А. Г. Грецова.
Полученные результаты нашли отражение в рисунке 2.
Рис. 2. Результаты методики «Семь качеств личности» А. Г. Грецова
Из рисунка видно, что по шкале 1 «замкнутость — общительность» в группе 35 % (7 чел.) испытуемых представили низкий показатель. Это означает, что данные учащиеся характеризуются замкнутостью, необщительностью, проявляет высокие требования к окружающим. У 25 % (5 чел.) испытуемых обнаружили высокий показатель. Эти учащиеся общительны, открыты и добродушны. Они охотно взаимодействуют с людьми, активны, не конфликтны, не боятся критики, живо откликаются на любые события.
По результатам шкалы 2 «эмоциональная неустойчивость — устойчивость» выявлено, что 25 % (5 чел.) относятся к низкому уровню. Это говорит о том, что учащиеся данного типа подвержены чувствам, бурно реагируют на препятствия в достижении целей, настроение часто меняется. В свою очередь, 20 % (4 чел.) испытуемых у которых высокие показатели — выдержанны, реалистически настроенные. Для характерно постоянство интересов, способны следовать требованиям группы, могут проявлять недостаточную гибкость, черствость по отношению к окружающим.
По шкале 3 «склонность к подчинению — к доминированию» выявлено 20 % (4 чел.) испытуемых с низкими показателями. Они склонны к беспокойству о своих возможных ошибках, уступать, брать вину на себя. 45 % (9 чел.) испытуемых относятся к высокому уровню. Они властные, независимые, самоуверенные, напористые, упрямые, иногда склонны проявлять агрессивность.
По шкале 4 «сдержанность — экспрессивность» 30 % (6 чел.) испытуемых набрали низкие показатели. Им свойственна осторожность, рассудительность, контроль над поведением. Склонны проявлять беспокойство и озабоченность о будущем, избегают демонстрации ярких эмоций, в силу чего окружающие считают их несколько скучным, вялым. 30 % испытуемых относятся к высоким оценкам. Они жизнерадостны, импульсивны, беспечны, веселы, активны.
Шкала 5: «Робость — смелость». Низкие оценки набрало 10 % (2 чел.) — испытуемые робки, сдержаны, проявляют осторожность, не вполне уверены в своих силах. И 30 % (6 чел.) испытуемых относятся к высоким оценкам. Они смелы, активны, склонны к риску.
По шкале 6: «Доверчивость — подозрительность». 30 % (6 чел.) испытуемых — низкие оценки. Испытуемые характеризуется открытостью, доверчивостью, откровенностью, благожелательностью по отношению к окружающим. А 25 % (5 чел.) набрали высокие оценки. Испытуемые характеризуется повышенной подозрительностью, настороженно, склонен видеть в подвох в действиях окружающих.
По последней шкале 7: «Уверенность в себе — тревожность» 15 % (3 чел.) испытуемые относятся к низким показателям. Они уверены в себе, безмятежны, хладнокровны, спокойны. И 60 % (12 чел.) испытуемых относятся к высоким показателям. Им свойственно переживать по самым различным поводам, они проявляют ранимость и впечатлительность.
Таким образом, мы получаем информацию о качествах личности, которая делает дальнейшее тестирование более эффективным. Это так же положительно сказывается на профессиональном ориентировании и выборе профессии.
Далее мы провели опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда.
Результаты по данной методике у экспериментальной группы мы отразили на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты исследования по опроснику профессиональных предпочтений» Дж. Холланда
Анализируя результаты, делаем вывод, что у испытуемых ведущим типом личности является — «социальный» 30 % (6 чел.) от числа учащихся. Представители, данного типа, характеризуются такими качествами как: легкое налаживание контактов с окружающими, умение общаться, желание учить, воспитывать, склонность к профессиям в сфере образования, обслуживания и медицины.
«Предприимчивый» — 20 % (4 чел.) испытуемых, данный тип ориентирован на управленческие профессии и должности. Для них более характерны профессии типа «человек- человек». Люди данного типа владеют такими качествами как: энергичностью, предприимчивостью, импульсивность, избегают занятий требующих больших усилий, двигательных навыков, усидчивости, внимания.
Также большой показатель у «артистического» — 25 % (5 чел.) испытуемых, «конвенциального» типа — 15 % (3 чел.) учащихся. У таких подростков высокие жизненные идеалы с утверждением своего «Я». Они автономны в своих решениях, оригинальны. Также им свойственно опираться на интуицию, эмоции, воображения. У них хорошо развиты вербальные и моторные способности. Предпочитают творческие занятия: художественную деятельность, музыку, литературное творчество. Высоко развиты способности к общению.
При «конвенциальном» типе личности испытуемые, как правило, выбирают профессии типа человек — знаковая система. Они более ориентированы на общественные нормы и правила.
Менее выражены:
«Интеллектуальный» — 5 % (1 чел.) испытуемых, люди этого типа выбирают профессии научно — исследовательского направления: философы, ботаник, и т. д.
«Реалистический» — 5 % (1 чел.) испытуемых. Данный тип личности соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек — природа. Характеризует склонность на рабочие и инженерно-технические специальности. В группе преобладают такие факторы как: замкнутость, робость, эмоциональная неустойчивость.
В группе выбирают профессии типа «человек-человек» 35 % (7 чел.), а это значит, все профессии, связанные с общением, обслуживанием людей. Для них не характерна профессия типа «человек-техника» 5 % (1 чел.). А также преобладает «социальный» тип- 30 % (6 чел.) испытуемых. Представители данного типа, обладают такими качествами как: нахождение контактов с окружающими, желание учить, воспитывать, умение общаться. Социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический и наиболее отличается от реалистического. «Социальный» тип определяет склонность к профессиям типа «человек — человек».
Проведя ряд методик, мы выявили определенные склонности старшеклассников к выбору будущей профессии. Но личностные качества испытуемых мешают их реализации в данной области. Тем самым, на основе полученных данных, педагогу-психологу необходимо разработать программу по развитию профориентации старшеклассников в общеобразовательной школе.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 296 с.
- Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1
- «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
- Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., Изд-во Московского психолого-социального института. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. — 218 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. -544 с.