Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 716 раз

Библиографическое описание:

Кропова, А. А. Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов / А. А. Кропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25957/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В настоящее время импортозамещение в России заявлено на высшем уровне как приоритет государственной политики. Анализ ключевых отраслей развития экономики показывает безнадежное устаревание используемых технологий, технологическое отставание от развитых стран, существенную зависимость от импортных производителей, а также отсутствие требуемого объема финансирования на проведение разработок инновационных продуктов и технологий. В тоже время в России сохраняется мощный кадровый и научный потенциал, несмотря на такие негативные явления, как отток человеческого капитала в развитые страны и снижение финансирования различных научно-исследовательских организаций, а также сформированного венчурного рынка и инфраструктуры, в России существуют уникальные разработки на базе различных НИИ и университетов.

Особую роль в управлении инновационным развитием России, несомненно, играют особые экономические зоны технико-внедренческого, или инновационного типа.

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Расположение технико-внедренческих ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах дает возможность для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и последующего вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам и спрос на новые технологии, а также модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Преимущества для инвесторов ОЭЗ:

                    Доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР

                    Высококвалифицированные специалисты

                    Высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами

                    Бизнес-инкубаторы для стартап-проектов

На территории Российской Федерации создано пять инновационных зон, которые расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы, Дубны (Московская область) и Татарстана.

Отличительными особенностями этих зон является следующее:

  1.              Обязательный критерий получения статуса резидента такой зоны — ведение технико-внедренческой деятельности, а именно деятельности, связанной с высокой долей осуществления разработок (так называемых R&D работ).
  2.              Зоны расположены в г. Зеленоград, г. Дубне, г. Санкт-Петербурге, г. Казань и г. Томске. Выбор территориального расположения обусловлен наличием в данных городах научной базы и высококвалифицированных научных специалистов, что создает для каждой зоны уникальное конкурентное преимущество, а также предпосылки для формирования на территории каждой зоны определенного кластера.
  3.              Близость к мегаполисам (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск) позволяет ускорить и в определенной степени упростить процесс коммерциализации разработок, а также решить сложные логистические задачи.
  4.              Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляются дополнительные льготы, которые большинство инвесторов называет наиболее привлекательными: льготные ставки по социальным взносам.
  5.              Резидентам ОЭЗ ТВТ предоставляется инфраструктура не только в качестве инженерных сетей, но и в виде возможности брать в аренду административные (офисные) помещения: зоны других типов не представляют такой возможности.

На рис. 1 представлено количество резидентов всех ОЭЗ ТВТ за период 2011–13 гг.

Рис. 1. Количество резидентов ОЭЗ ТВТ

 

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

                   Нано- и биотехнологии

                   Медицинские технологии

                   Электроника и средства связи

                   Информационные технологии

                   Точное и аналитическое приборостроение

                   Ядерная физика

На рис. 2 представлены показатели эффективности функционирования ОЭЗ ТВТ в 2013 г.

Рис. 2. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ ТВТ в 2013 году

 

В таблице 1 для наглядности представлены налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон.

 

Таблица 1

Налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон [1]

Наименование преференции

Действующая ставка

Для резидентов ТВЗ с 01.01.2012

Прибыль

24 %

Для резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5 %,(с 2012 по 2018 г.)

НДС

18 %

0 % для экспортно — импортных операций и закупок в РФ18 % для продажи в РФ

Взносы во внебюджетные фонды

26 %

14 % (с 2011 по 2019 г.)

Затраты на НИОКР

По НИОКР, используемые в производстве расходы списываются в течение 2-х лет. По НИОКР, не давшие положительный результат — в течение 3-х лет.

 

Налог на имущество

Постоянно, не более 2,2 %

Освобождение по налогу на 10 лет (Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при определенных условиях)

Земельный налог

Постоянно, 1,5 %

Освобождение по налогу на 5 лет

Амортизационные отчисления

Ускоренная амортизация только для оборудования, используемого в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

 

 

Как видно из таблицы, льготы для резидентов не являются сверхъестественными, льготы, предоставляемые в России, не такие эффективные, как это было в Индии и в Китае. Правда, налоговые льготы четко прописаны в законодательстве. Субъектами федерации могут устанавливаться дополнительные льготы для резидентов, которые действуют только в рамках данной зоны. Это наглядно показывает приведенный выше пример Зеленоградской зоны. Более подробно с перечнем льгот можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.

Рассмотрим теперь другие проблемы, которые сдерживают деятельность ОЭЗ.

Первая проблема заключается в жестком разделении зон по типам деятельности. Мировая практика показывает, что таких разграничений быть не должно. Как правило, рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на производстве.

Вторая проблема заключается в том, что строительство ОЭЗ в России велось с нуля. Это потребовало больших инвестиций, особенно в создание инфраструктуры. И, естественно, удлинило срок окупаемости инвестиций, который в инновационной деятельности и без того в среднем составляет 7–10 лет.

Еще одна проблема. Недостаток земельных ресурсов в ОЭЗ. Спрос на них среди частного бизнеса настолько высок, что некоторые ОЭЗ уже исчерпали свои земельные ресурсы. К примеру, в отношении ОЭЗ «Санкт-Петербург» и «Зеленоград» сейчас решается вопрос об увеличении их площади.

Отдельно стоит указать на проблему недостаточной проработки проектных предложений, представляемых на конкурсы. Как свидетельствует статистика, только одна из четырех представленных на рассмотрение заявок соответствует предъявляемым требованиям.

В данной статье были исследованы налоговые льготы, предоставляемы резидентам технико-внедренческих льгот. Как показал анализ, в России в настоящее созданы достаточно привлекательные налоговые условия. Также в статье были исследованы основные проблемы, препятствующие эффективной деятельности ОЭЗ. Их решение позволит сделать данный механизм еще более эффективным, повысить привлекательность ОЭЗ для инвесторов и потенциальных резидентов.

 

Литература:

 

  1.              Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession, режим доступа — свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, зона, резидент, льгота, санкт-петербург, дубна, москва, показатель эффективности функционирования, технико-внедренческая деятельность, томск.


Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне

Индустриальные парки как фактор развития регионов

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Промышленно-инновационные консорциумы как перспективное направление развития инновационной экономики регионов России

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем Дальнего Востока

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Похожие статьи

Особые экономические зоны как один из факторов развития региона (на примере Красноярского края)

Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне

Индустриальные парки как фактор развития регионов

Инновационные образовательные площадки как важный аспект развития среднего профессионального образования

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Промышленно-инновационные консорциумы как перспективное направление развития инновационной экономики регионов России

Развитие налогового федерализма как основа развития налогового потенциала территорий

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

ТОСЭРы как рычаг регулирования экономических проблем Дальнего Востока

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Задать вопрос