Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО и требований к выпускнику на рынке труда на примере Курской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Мордвинов, А. А. Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО и требований к выпускнику на рынке труда на примере Курской области / А. А. Мордвинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 617-623. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25966/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика.

 

Актуальность темы исследования

Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены, в целом система образования пока не в достаточной степени ориентирована на перспективную подготовку кадров: специалисты, которые, отвечают требованиям сегодняшнего дня, имели бы такой образовательный и профессиональный задел, который позволял бы им его использовать и в будущем.

Несомненно, образовательная среда должна стремиться к приведению баланса между спросом и предложением рабочей силы в контуре инвестиционно-инновационного русла развития экономики.

Всё это, по нашему мнению, связано с тем, что, несмотря на имеющиеся отдельные идеи, разработки, программы и т. д., в сфере социального управления образованием недостаточно внедрена концепция системного подхода в социальном проектировании сферы образования.

Объект исследования: образовательная система СПО Курского региона.

Предмет исследования: механизмы, которые позволяли бы решать задачи улучшения качества подготовки выпускников системы СПО в регионе.

С целью выявления проблемных точек взаимодействия рынка труда и системы СПО мы провели опрос в начале 2016 года, в котором участвовало 100 учащихся Курского техникума связи. Во многих развитых странах мира людисо средним профессиональным образованием обеспечивают технологический и промышленный задел своих государств.

Особый интерес представляют данные, характеризующие степень готовности студента работать и искать работу в своей сфере деятельности и готовности выпускников к профессиональной деятельности по таким направлениям, как:

1)                Создания условий трудовой деятельности в рамках постепенного развития экономики.

2)                Выполнение функций, предписанных профессией.

3)                Сообщение перспектив для дальнейшего повышения образовательного профессионального уровня.

На представленные вопросы были получены следующие ответы:

№ 1. Оцените возможности, которые открывает для вас будущая профессия, и укажите основные проблемы каждой составляющей.

На приведенных ниже таблицах указаны ответы студентов (1 курс — черный цвет) (2 курс — серый)

Рис. 1. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

Рис. 2. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

 

33 % студентов 1 курса оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60 % как средний и только 7 % студентов считают этот показатель как высокий, на первом курсе студенты не оценивают готовность выполнения профессиональных обязанностей на качественном уровне как отличную.

Студенты 2 курса наоборот показывают свою готовность как высокую, и только16 % считают, что не смогут хорошо справиться с поставленными задачами.

Такие же показатели развития умений и навыков для работы.

Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 4. Результат опроса студентов 1–2курса КТС

 

25 % опрошенных 1 курса считают, что развитие творческого подхода очень велико. 46 % как среднее. Но освоение новых специальностей 32 % считают высокий показатель и 49 % низкий.

2 курс оценивает развитие творческого похода как высокий 50 %, как среднее 41 %,остальные считают этот показатель низким.

Освоение новых специальностей оценивается высоким показателем у второго курса.

Рис. 5. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Студенты 1 и 2 курса практически одинаково отметили нравственное воспитание студентов в техникуме- 58 % опрошенных ответило как средний показатель остальные 42 % высокий.

Рис. 6. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 7. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 8. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 60 % считают, что перспективы развития выбранной ими сферы деятельности довольно высоки и востребованы. Это говорит о том, что учащиеся КТС считают свои сферы деятельности высоко инновационными и перспективными, что, конечно же, не лишено логики. Особенно в условиях высокой степени информатизации общества.

Рисунок 9. Результат опроса учащихся 1–2курса КТС

 

Рис. 10. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % опрошенных считают, что смогут освоить смежные специальности и проходить переподготовку, если надо для дела. Но остальные считают, что имеются и некоторые проблемы в повышении образовательного уровня: например, недостаточный уровень информированности выпускников о курсах профессиональной переподготовки, нежелание работодателей вкладывать средства в подготовку кадров еще со студенческой скамьи.

Рис. 11. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Рис. 12. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

 

Более 50 % студентов КТС планирует работать по избранной специальности. Но остальные студенты не собираются или еще не определились точно. Это говорит о том, что некоторые студенты идут в техникум только для того, чтобы получить любое среднее профессиональное образование. Что бы таких случаев было как можно меньше, нужны эффективные механизмы социального проектирования образовательной среды и рынка труда в регионах.

Вывод: необходимо отметить, что проведение анкетирования может выступать механизмом стимулирования развития социального партнерства между работодателями, учреждениями среднего профессионального образования и молодыми рабочими, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов. Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании: выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройства после прохождения в производственной практике; специальной программы поддержке молодых рабочих и т. п. позволяют сформулировать четкое видения перспектив в трудоустройство молодежи. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

 

Литература:

 

  1.              Сводные статистические ежегодники. — 2011–2015.
Основные термины (генерируются автоматически): результат опроса учащихся, курс, сфера деятельности, профессиональное образование, результат опроса студентов, студент, высокий показатель, образовательная среда, освоение новых специальностей, рынок труда.


Ключевые слова

рынок труда, технология, стратегия, профессия, экономика, перспектива, респондент сфера деятельности

Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Региональные особенности рынка труда

В статье рассмотрено современное состояние регионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ

Анализ проблем рынка труда молодых специалистов в нефтегазовой отрасли

Проведен анализ тенденций и проблем рынка труда нефтегазовой отрасли в области работы с молодыми специалистами на основе исследований консалтинговых агентств.

Востребованные вакансии и нехватка специалистов на рынке труда

В статье раскрыта одна из проблем рынка труда РФ — спрос и предложение трудовых ресурсов с определенными профессиональными качествами (компетенциями). Данная работа была основана на исследовании рынка труда, а в частности изменение будущих профессий ...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Специфика молодежного рынка труда Приморского края

В статье на основе статистических данных анализируется молодежный рынок труда и безработица молодежи в Приморском крае. Приводится рейтинг востребованности профессий в регионе, и рассматриваются мотивы выбора профессии будущими специалистами.

Проблемы и решения вопросов управления отношениями с поставщиками в современных предприятиях

В докладе проведен анализ вопроса взаимодействия поставщика и заказчика. Также исследованы основные правила эффективной работы.

Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Региональные особенности рынка труда

В статье рассмотрено современное состояние регионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Формирование профессионально-личностных качеств выпускников вузов: социологический анализ

Анализ проблем рынка труда молодых специалистов в нефтегазовой отрасли

Проведен анализ тенденций и проблем рынка труда нефтегазовой отрасли в области работы с молодыми специалистами на основе исследований консалтинговых агентств.

Востребованные вакансии и нехватка специалистов на рынке труда

В статье раскрыта одна из проблем рынка труда РФ — спрос и предложение трудовых ресурсов с определенными профессиональными качествами (компетенциями). Данная работа была основана на исследовании рынка труда, а в частности изменение будущих профессий ...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Специфика молодежного рынка труда Приморского края

В статье на основе статистических данных анализируется молодежный рынок труда и безработица молодежи в Приморском крае. Приводится рейтинг востребованности профессий в регионе, и рассматриваются мотивы выбора профессии будущими специалистами.

Проблемы и решения вопросов управления отношениями с поставщиками в современных предприятиях

В докладе проведен анализ вопроса взаимодействия поставщика и заказчика. Также исследованы основные правила эффективной работы.

Задать вопрос