Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями и т. д. Он учится читать и писать, т. е. переходить с устного (акустического) языкового кода на графический (буквенный). Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта, … Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Речь человека — это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, речь не только младших школьников и старшеклассников, но и студентов и даже дипломированных специалистов не отвечает этим качествам, поэтому языковое образование и речевое развитие школьников — одна из центральных проблем в современной методике обучения русскому языку. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно. Большую роль в этом играет работа по развитию речи, которая должна строиться в единстве с развитием мышления школьника и формированием его как личности.Актуальность работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.
Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Под развитием речи подразумевается: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных — описания, повествования, рассуждения).
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться — сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда [1].Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года [2] и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] подразумевают, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «… осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться [4]. Научить правильно строить предложения, то есть не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно — задача учителя.Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее важные из них — это упражнения в связной речи — рассказы, пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Речь — способ познания действительности, поэтому ее необходимо развивать. Одной из актуальных проблем методики развития речи школьников является работа по формированию письменной речи. Конечная цель работы по развитию речи в школе — научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям. Проблема обучения школьников письменным речевым высказываниям является актуальной еще и потому, что в старших классах наблюдается неумение учащихся писать сочинения — это и нехватка словарного запаса, и трудность в выражении собственных мыслей, чувств, настроений. Также в старших классах учащиеся чаще встречаются с таким видом сочинения, как сочинения-рассуждения. Здесь встречаются трудности в умении использовать факты, схему самого рассуждения, правильно подбирать слова-связки и т. д. Именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений закладывается в начальной школе.Начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.
Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В арсенал методов «по образцу» входят следующие упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным.Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Метод учитывает все его ступени — и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Это — создание речевых ситуаций; ролевые игры, походы и экскурсии, специально организованные наблюдения; рисование картин, ведение записей; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров — докладов, выступлений.Метод конструирования текста располагает большим набором приемов и типов речевых упражнений: это словарная работа, работа над словосочетанием, предложением; работа с понятиями, сравнение предметов, явлений природы по их признакам; моделирование структуры текста, образцов, редактирование своего текста; составление текстов различных смысловых типов; описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описание картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.
Хорошо развитая речь для каждого школьника — важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью — один из показателей образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у истоков речевой культуры детей.
Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений.Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений [5]. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, оборот материала, установление логических связей, проверка орфографии — весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил.
Сочинение в начальной школе занимает одно из главных мест: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний [6].
Сочинения можно классифицировать по нескольким параметрам:
В зависимости от источников, сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения по одной картине или по серии картин — на основе воображения учащихся.
По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и индивидуальные.
По стилю сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые — это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые — записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задачи и т. п.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и т. д. Кроме того, их можно классифицировать по способу — на устные и письменные, по условиям выполнения — на классные, домашние и классно-домашние, по целям проведения — на обучающие и контрольные.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование — это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Чудеса природы»).Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение — это связанный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям — к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?») [7,8].
Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанных жанров.
Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ [9]. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдение за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.
Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
понимать заданную тему или находить свою собственную, определять ее содержание и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;
подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
накапливать материал; наблюдать, выделять из своего опыта главное — то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;
располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связной текст;
орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное [10, 11].
Начиная в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную, планируемую работу. Сочинение развивает у младших школьников интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.Детское сочинение — это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое [12].
За год обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т. е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: «Как мы убирали школьный двор», «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.
Для проведения сочинений в первом классе не требуется специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
- Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
- Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов.
- Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения.
- Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников — это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
Сочинения во втором классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинением с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. В описаниях обычно широко используются прилагательные.
Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
- Постановка перед классом цели работы.
- Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
- Озаглавливание картинок.
- Устные рассказы по плану.
Работа над сочинением во втором классе предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:- введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.);
подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.);
включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (река вышла из берегов — разлилась; спит как убитый — крепко).
В третьем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. Написать рассказы о случаях из своей жизни. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных и повествовательных и восклицательных предложений. Правильно строить простые предложения различных типов. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
В третьем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами».
Сочинения с элементами рассуждения — новый вид работы. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.
Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в первом и втором классах, так и в третьем классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от второго класса для этой цели рекомендуются художественные картины [13].
Письменные сочинения в третьем классе должны быть разнообразны по тематике. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.
В третьем классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений — составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись.
Работа над сочинением усложняется от класса к классу. Сложнее и разнообразнее становятся предметы, явления, которые дети наблюдают, сравнивают; постепенно возрастает степень самостоятельности учащихся.
В четвертом классе продолжается работа над грамотностью учащихся, над развитием орфографической зоркости. Учащиеся продолжают работать в тетрадях «Работа над словом». «Исследовательская работа» над словом усложняется, в памятке появляются новые задания в зависимости от пройденного программного материала по русскому языку, например, определить склонение имен существительных в составленном предложении или обозначить спряжение глаголов.
В 4-ом классе продолжается работа по:
обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи;
развитию связей устной и письменной речи, орфографических навыков;
обучению написания сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней.
Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задумываться над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма.
Таким образом, систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой и способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.Развитие речи — необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет — русский язык. Наличие этого связывающего звена открывает реальные пути, осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.
Литература:
- Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. — М., 1985. — 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ.
- Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. — Спб. — Современник. — 2001. — 158 с.
- Нестерова Л. П. Сочинение как средство развития речи учащихся в начальной школе. Материалы Х Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть 2. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева. 2013. — С. 48–56.
- Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. М.: Просвещение. 1986. — 176 с.
- Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. — № 12. — 1997. — С. 30–35.
- Купров В. Д. Образно-эмоциональное описание предмета // Начальная школа. — № 2. — 1989. — С. 20–23.
- Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. — 1987. — № 6. — С. 23–24.
- Никитина Е. И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. — М. — Просвещение. — 1991. — 191 с.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. — М. — Просвещение, — 1981. — 159 с.
- Потурьева Л. В. Обучение сочинению в начальных классах // Начальная школа. — 1988. — № 2. — С. 30–35.
- Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9. — 1981. — С. 23–27.