Греческая лирика — изумительнейшее и интереснейшее явление всеобщей литературы. Лирическая поэзия, перед которой возникла задача выразить мысли и чувства человека, отражающаяся с музыкальным сопровождением, воспроизводившим прекрасные звуки лиры, красоту и богатство внутреннего мира человека.
В VIII–VII вв. до н. э. древнегреческие общины потерпели крупные изменения. На их территории стали появляться города-государства — полисы, куда съезжались торговцы и ремесленники, чтобы увеличить свои богатства. Господство крупных землевладельцев тяжело сказывалось на жизни бедных земледельцев Древней Греции. Большое количество людей, разоряясь и лишаясь средств к существованию, шли в кабальную зависимость к аристократам или присоединялись к бедноте. Ремесленники и торговцы желали политической власти, а земледельцы и бедняки считали их зачинщиками своей бедноты.
Конфликты того времени привели к массе переворотов в общинах Древней Греции, что послужило изменениям в древнегреческом родовом строе. В античной литературе бурные конфликты подтолкнули к рождению и распространению лирики.
Во времена эллинизма рождается сам термин «лирика», что обозначает сольные и хоровые песни, исполнявшиеся под звуки лиры (музыкальный струнный щипковый инструмент). В древности песни и стихотворения не имели различий, так как на тот период все стихотворчество было песенным фольклорным созданием.
В лирике главную роль играет душевный мир человека античного времени, его чувства, которые отражают различные реалии его жизни.
Основу древнегреческой лирики составляла культовая и обрядовая фольклорная песня.По исполнению в состав лирики входили монодии — музыкальное исполнение одним человеком и песни хоровые. Поэзия с многообразными стихотворными размерами и воспроизводимая под звуки лиры называлась мелической песней (с греч. обозначает melos — песня).
Лирику античности делят на главные виды: элегия и ямб. Эти жанры, которые возникли в Ионии, являются основными жанрами лирики. Они имеют близкое отношение к фольклорным обрядовым песням, их содержание обогащает и возвышает фольклор: народные произведения перерастают в индивидуальную лирику, в которой отражаются политическая борьба эпохи, противоречия и взгляды мирового видения.
Деление греческой лирики на вокальную и декламационную имело не узкоформальное значение. Эти виды поэзии достаточно четко разграничивались и по содержанию: размышления на общественные личные темы, публицистическая полемика; в сольной мелике находит преимущественное выражение мир личных чувств и переживаний человека; хоровая лирика же связана главным образом с обрядом, и для нее особое значение сохраняет миф как часть священной истории народа.
Элегическая лирика свое начало берет с причитаний. К примеру на русском языке оно звучит так:
«Между дурными людьми никогда не ищи себе друга.
Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй»
(Феогнид; пер. В. В. Вересаева)
Однако элегия — жанр не только пессимистичного типа. В ней содержались размышления на различные тематики: нам известны военные (поэзия Тиртея), политические (отрывки Солона, Феогнида), любовные элегии (произведения Мимнерма), а также в форме призыва. Элегический жанр лирики можно было услышать на многих пирах и праздниках. Песни исполнялись чаще всего под аккомпанемент фригийской флейты. По характеру строения стихов элегии самое главное отличие заключалось в постоянном чередовании гексаметра со стихом другого строя, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих, что значится под элегическим двустишием.
Абсолютно отличного происхождения от элегии был ямб. На празднествах плодородия, где в основном играло разгулье, брань, раздор и сквернословие, исполнялись песни сатиричного типа, которые были нацелены обличить некоторых граждан, иногда и целые коллективы в содеянном. Люди верили, что ямбы оказывают магические действия на плодородность земли. К тому же песни ямбического характера служили и фольклорным средством общественного порицания.
«Все эти особенности народного ямба, сатирический и обличительный характер, заостренная издевка над отдельным человеком, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, перешел в орудие выражения собственных чувств и настроений, в средство личной полемики по общественным и частным вопросам. Внешним признаком ямбической поэзии определяют пользование именно стихотворными размерами, ямбами (—) или трохеями (хореями: —). Ямбическая поэзия получила свое название от стихотворного размера, который, по античной классификации, служил ее основным признаком. Ямбическим размером была трехмерная стопа, состоящая из двух слогов и имевшая в античном стихосложении две разновидности: ямб — сочетание краткого и долгого слога (U -), трохей — сочетание долгого и краткого слога (- U). Из стихов ямбического жанра чаще всего употребительным является триметр («трехмерник»), который состоит из трех метрических единиц («метров»), по две стопы в каждой:
— —| — —| -»
Одним из популярных авторов древнегреческой ямбической лирики считался поэт Архилох.
«Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб {a}?
Кто разума лишил тебя?
Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе
Ты служишь всем посмешищем».
а — Отец девушки Необулы; он отказал поэту в руке своей дочери, за что Архилох и бичует его своими ямбами.
Кроме него ямбические стихотворения писали Симонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.
Авторами элегий и ямбов становились совершенно не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это можно считать образцово для политической роли лирики.
Следующий немаловажный жанр лирики — мелика (песенная лирика). Она была сильнее связана с музыкальным сопровождением, чем ямб и элегия, постепенно превращавшиеся в чисто литературный жанр и терявшие исконную связь с музыкой. В отличие от ямба и элегии, где повторялись или попарно чередовались стихи или двустишия в одном размере (ямбы, дактили), мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и чрезвычайно разнообразных по своим поэтическим размерам.
Стихотворения мелического жанра древнегреческой лирики VII–VI вв. до н. э. принято делить на сольные (монодические) и хоровые.
Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных древнегреческих поэтов — Алкея и Сапфо. Третьим прославленным представителем сольной мелики был Анакреонт.
«Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу, уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же —
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становлюсь травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Но терпи, терпи: чересчур далёко
Все зашло…» []
Хоровая, меликабыла тесна связана с культом и обрядом.В Древней Греции использовалась обычно в торжественных случаях, потому она отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам (дифирамбы — в культе Диониса, пеаны — в культе Аполлона и др.), парфении (песни девушек), эпиникии — песни, прославляющие победителя на спортивных состязаниях, которые имели у греков общественное значение, так как победы атлетов составляли славу города, общины. Победитель воспевался в лирических эпиникиях не только как личность, но и в еще большей степени как представитель общины.
Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести с ее гордой и суровой моралью: вся жизнь человека посвящена исполнению долга перед отечеством.
Из известных нам представителей древнегреческой хоровой мелики первый по времени — Алкман (вторая половина VII в. до н. э.). От него сохранились лишь небольшие цитаты и один большой отрывок из парфения. В небольших фрагментах дошло до нас и творчествоСтесихора — автора лирических поэм с мифологическим сюжетом:
«Песнь всенародную в честь харит
Надо петь лепокудрых,
Фригийский напев применяя,
Нежный напев, —
При наступленье весны»
Пер. Г. Церетели
Самый крупный представитель торжественной хоровой мелики — Пиндар(518–442 гг. или 438 г. до н. э.). Кроме Пиндара из мелических поэтов большой популярностью у греков пользовалисьСимонид Кеосскийи Вакхилид, которым, как и Пиндару, принадлежат стихотворения чуть ли не всех видов древнегреческой лирики.
Литература:
- Борухович В. Г. История Древнегреческой литературы — МГУ, 1982. с.4–12, 96–101
- Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962–1978, с. 345
- Радциг С. И. История древнегреческой литературы — М.: Высш. школа, 1982. с. 111–112
- Тронский И. М. История античной литературы — Л.,1946. с. 73–73
- Федоров Н. А. Греческая лирика. — М., 1963.
- Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика — М.,1967. с. 11