С. Я. Ербанова и развитие центральной части города Улан-Удэ в советский период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Алтаева, А. Э. С. Я. Ербанова и развитие центральной части города Улан-Удэ в советский период / А. Э. Алтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 635-638. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25978/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова:С. Я. Ербанова, Л. К. Минерт, А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, первые архитекторы Бурятии, старый фонтан с лебедями на Площади Советов, театр оперы и балета, утраченные памятники архитектуры советского периода города Улан-Удэ.

Тема застройки центральной части города Улан-Удэ неоднократно становилась актуальной в исследованиях специалистов в области охраны культурного наследия, историков, краеведов и искусствоведов. В данной работе научный вектор направлен на дополнение истории архитектуры города советского периода. В настоящий момент актуализируются вопросы сохранения исторической части города. Исследования, касающиеся застройки центральной части города, остаются неполными без материала о людях, чьи имена связаны со строительством и архитектурой зданий, монументов, важных исторических мест города Улан-Удэ советского периода.

Образование БМ АССР послужило толчком развития новой градостроительной политики города. Камертоном застройки нового административного центра города в советский период стало здание в стиле модерн, принадлежавшее купцу С. И. Розенштейну. Первое трехэтажное кирпичное здание города было построено в самом начале XX века. В настоящий момент в нем располагается факультет иностранных языков БГУ. [1]

Ученый-историк ИГУ, один из старейших членов ВСОРГО Николай Николаевич Козьмин в 1925 году писал о новых задачах общереспубликанского значения городского строительства. Выбор стратегии культурно-хозяйственного развития должен заключаться в необходимости преобразования города в крупный, многонаселенный, экономически сильный и культурно-привлекательный центр. [2.1]

Важным архитектурным элементом, с которым было необходимо согласовывать размещение первого объекта государственного значения на Площади Советов, являлся воздвигнутый здесь Памятник Павшим борцам за коммунизм. Монумент, представляющий собой обелиск из тесанного красного гранита, был заложен в год освобождения города от белогвардейцев и интервентов, в третью годовщину Октября, и открыт в своем ныне существующем виде 7 ноября 1926 г.

Значение площади как административного центра города и республики закрепляло строительство здания Дома Советов. Комиссия по строительству начала работать в начале 1926 г., к осени того же года гражданский инженер Покровский разработал черновой проект и смету. Проект был утвержден БурЦИКом, а в Москве, не дожидаясь готового проекта, обещали выделить необходимые денежные средства. [3, 95]

По идеологической значимости и масштабности строительства здание значительно превосходило другие объекты города. В объявленном открытом конкурсе приняли участие как местные авторы, так и архитекторы других городов, в т. ч. Москвы и Ленинграда. Лучшим был признан проект ленинградского архитектора А. А. Оль. Само здание было построено всего за два года. [3, с. 96]

Архитектура здания Дома Советов была выполнена в актуальном стиле конструктивизма, со всеми характерными для него достоинствами и недостатками. [3, 97]

Строительство самого красивого здания города Улан-Удэ — театра Оперы и Балета — связано с именем Савранны Яковлевны Ербановой (заместитель председателя Госплана БМ АССР в 1933–1937 гг.). Государственный орган, где она работала, занимался разработкой перспективных и текущих планов народного хозяйства республики, решением важнейших вопросов хозяйственного и культурного строительства. Когда при обсуждении в Госплане страны вопроса о строительстве театра стало понятно, что большинство высказывается за отсрочку, Савранна Яковлевна не выдержала и... горько расплакалась. И хотя потом товарищи посмеивались над ней, домой С. Я. Ербанова вернулась с радостной вестью «Театр у нас будет!». [4]

Разработчики первого генплана города Улан-Удэ определили основные направления его развития, заложили концепцию сохранения архитектуры исторического центра. Основа градостроительной политики и генеральный план планировки города разрабатывались в 1932-1936 гг. Генплан был одобрен коллегией НККХ РСФСР только в 1939 г. Разработка и утверждение проекта растянулись на семь лет.[3, 105]

Архитектором оперного театра стал А. Н. Федоров. В марте 1936 г. были утверждены проект и смета. Позднее автору предложили отразить в архитектуре местные национально-художественные традиции, соответственно переработав архитектурно-декоративную часть проекта. Развернувшиеся строительные работы приостановили в 1938 г. Их предполагалось возобновить в 1940 г., но помешала война. Окончательная доработка проекта, начатая А. Н. Федоровым еще до войны, была завершена к концу 1945 г. [3, с. 169]

Выпускник Новосибирского инженерно-строительного института Людвиг Карлович Минерт начинал работать архитектором в проектной конторе «Бурятмонголпроект». Он спроектировал и начал строительство целого ряда крупных зданий, сформировавших, наряду с другими зданиями, построенными до него, архитектурный ансамбль города советского периода. В поисках национального своеобразия столицы Бурятии архитектор проделал большую научную работу по обследованию сохранившихся памятников архитектуры. Минерт проявил себя и как исследователь бурятской храмовой архитектуры. Итогом его научно-исследовательской деятельности стал ряд печатных работ по архитектуре города. [5, с. 88]

В материале по истории градостроительного развития города Улан–Удэ Л. К. Минерт писал, что одновременно с оперным театром строился другой объект, при разработке архитектуры которого также руководствовались стремлением к национальному своеобразию. В окружении соснового леса был возведен Стадион им. 25-летия Бурятской АССР (автор А. Р. Вампилов). [3, с. 174]

В применении круглых барельефов видно стремление в новой трактовке использовать излюбленный мотив бурятского зодчества: фриз с дисками «толи». Интересными по рисунку были ажурные осветительные башни по углам стадиона. Весьма способствовали общему благоприятному восприятию комплекса бережно сохраненные здесь при строительстве сосны. [3, 175]

В условиях всплеска послевоенного административного строительства преемники первых архитекторов города смогли с ювелирной точностью бережно и сбалансировано подойти к сохранению исторического наследия, большинство их работ, выполненные в классическом архитектурном стиле, стали гармоничным продолжением архитектуры Старого города.

В течение 1950-х гг. в Улан–Удэ был построен ряд важных общественных сооружений общегородского назначения: Дом художника (архитекторы Л. К. Минерт и А. Р. Вампилов, 1952–1953), здание городской автоматической станции (архитектор Л. К. Минерт, 1952–1955), Дом политического просвещения (архитектор Л. К. Минерт, 1952–1957), аэровокзал (архитекторы Л. К. Минерт и М. Н. Меньшиков, инженер К. Н. Донцов, 1954–1959), гостиница (архитектор М. Н. Меньшиков, 1955–1959), а также крупные административные здания: комбината «Забайкаллес» и Бурятского комитета радиовещания (архитекторы Л. К. Минерт, А. Р. Вампилов, 1955–1959), геологоуправления (архитектор А. Р. Вампилов, 1956–1960). [3, с. 176]

Не все объекты из этого списка сохранились в первоначальном варианте. К утраченным памятникам архитектуры классического советского периода относится Стадион им. 25-летия Бурятской АССР. Через дорогу от здания городской АТС, в традициях русского усадебного зодчества начала XX века, был построен Особняк под гостиницу (архитектор М.Н.Меньшиков 1955-1959). За оградой здания в центре города, располагался уютный сквер. Вначале 2000-х здание гостиницы, а так же сквер были поглощены новой застройкой.

D:\РИММА\ИСТОЧНИКИ\архитектура\IMG_1226рисунок.jpg

Рис. 1. Особняк-гостиница. Архитектор М. Н. Меньшиков [3, 179]

D:\РИММА\ИСТОЧНИКИ\литература\жизнь бурятии, архитекторы, выдающие деятели бурятии\IMG_1434.JPG

Рис. 2. Здание городской АТС.Архитектор Л.К.Минерт

Профессиональная биография первого бурятского архитектора Андрея Романовича Вампилова, начиналась на фронте. Его родные по отцовой стороне были священнослужителями Аларского дацана. По проектам А.Р.Вампилова, а также по проектам, выполненным совместно с Л.К.Минертом, в 50-60 годы XX века построены главные здания города. Он стоял у истоков становления ведущего проектного института «Бурятгражданпроект», где долгие годы работал главным архитектором. Продолжая традиции своего отца — Романа Владимировича, который до революции принимал участие в проектировании Санкт-Петербургского буддийского храма, А. Р. Вампилов в 1970-е годы проектировал и осуществлял авторский надзор за возведением главного дугана Иволгинского буддийского монастыря, позднее им были спроектированы и другие культовые сооружения Бурятии. [5, 87]

Эскизы первоначального варианта кинотеатра «Прогресс» (архитектор А. Р. Вампилов) показывают, что здание предполагалось выполнить созвучным с архитектурным стилем здания оперного театра. Однако окончательное решение было принято в пользу единственного на Площади Советов здания со сплошным остеклением.

Продолжением архитектурной идеи Площади Советов советского периода и обрамлением нижней исторической части города стали Проспект Победы и Мемориальный комплекс с наклонной парковой зоной. По замыслу архитекторов с центральной части проспекта должна была открываться панорамная перспектива Старого города и долина реки Селенги. Но эта идея в 2000-х не получила дальнейшего развития.

В 1970–1975 гг. севернее Дома Советов возводят здание горкома и горисполкома (архитекторы В. И. Кулеш и С. Н. Кулеш). Авторами принято решение, в какой-то мере повторяющее объемно-пространственную композицию части Дома Советов. В результате этого новое здание дополнило старый корпус, образуя с ним единый комплекс. Повторяя в главных фрагментах композицию Дома Советов, архитектура нового здания в частностях сохраняет индивидуальные особенности. Следует признать, что в существующей на площади Советов градостроительной ситуации авторами было принято наиболее рациональное решение, потребовавшее от них профессиональной самодисциплины.

Масштабная реконструкция площади (автор архитектор П. Г. Зильберман) была связана с установкой памятника В. И. Ленину. Освобождение большей части площади от существовавшего здесь сада обеспечило возможность максимального взаимодействия застройки периметра и монумента. Он по праву занял свое место в архитектурно-идейном центре тяготения ансамбля. Но в ходе реконструкции обелиск павшим борцам за коммунизм пришлось перенести на пл. Революции. [3, 187]

По воспоминаниям гостей и жителей города, украшенный лебедями фонтан, зеленый сад во время реконструкции площади исчезли за одну ночь. Музыкальное напоминание о белых лебедях Площади Советов удалось воссоздать только в цветовых композициях.

Новый музыкальный фонтан, играющий разноцветными красками, и весь архитектурный комплекс площади Советов, театр Оперы и балета, памятник В. И. Ленину стали визитными карточками города и узнаваемыми брендами всей республики. Совместные усилия государственных и общественных деятелей, талантливых архитекторов, инженеров, строителей сохраняли неповторимый облик исторической части Старого города, формировали и поддерживали классическую архитектуру советского периода города Улан–Удэ.

Литература:

  1. http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=48955. ( (04.02.2016 дата обращения)
  2. «Жизнь Бурятии», 1925, январь-февраль, № 1–2.
  3. Минерт Л. К. Архитектура Улан–Удэ / Минерт Л. К. — Улан–Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.–248с.
  4. «Правда Бурятии», 1977, 30 апреля, А.Коротаева «Из поколения первостроителей советской нови».
  5. Соктоев В. Р. История развития строительной отрасли республики Бурятия (очерки) / Соктоев В. Р. –Улан–Удэ: Изд-во «Буряад Yнэн», 2013, –192с.
Основные термины (генерируются автоматически): советский период, архитектор, здание, оперный театр, площадь Советов, Старый город, театр Оперы, административный центр города, москва, утраченный памятник архитектуры.


Ключевые слова

С. Я. Ербанова, Л. К. Минерт, А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, первые архитекторы Бурятии, старый фонтан с лебедями на Площади Советов, театр оперы и балета, утраченные памятники архитектуры советского периода города Улан-Удэ

Похожие статьи

Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии

«В Комсомольске, твоем городке…»: к 120-летнему юбилею Николая Алексеевича Заболоцкого

В статье приводятся результаты исследования осведомленности студентов в вопросах, связанных с судьбой и творчеством поэта Николая Заболоцкого в период ссылки на Дальний Восток.

Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска

В статье автор исследует формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска на разных этапах развития города по знаковым объектам исторических и современных зданий.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере

Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Роль тюменских врачей в становлении советской медицины

В статье на основании изучения доступной отечественной научной и биографической литературы рассматривается профессиональная деятельность врачей начала XX в. Раскрыта роль тюменских врачей в становлении советской медицины: хирурга Н. В. Сушкова, Н. Н....

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой (1883–1964)

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина

Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам мест...

Роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья»)

В статье авторы исследуют как аутентичная среда аула, в котором вырос Бауыржан Момышулы, способствовала формированию уникальной личности героя Великой Отечественной войны.

Похожие статьи

Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии

«В Комсомольске, твоем городке…»: к 120-летнему юбилею Николая Алексеевича Заболоцкого

В статье приводятся результаты исследования осведомленности студентов в вопросах, связанных с судьбой и творчеством поэта Николая Заболоцкого в период ссылки на Дальний Восток.

Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска

В статье автор исследует формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска на разных этапах развития города по знаковым объектам исторических и современных зданий.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного судостроения на Севере

Вопрос об актуальности облика зданий промышленной архитектуры остро стоит перед градостроительным сообществом, начиная с третьей четверти ХХ века, когда начали появляться строения с низким качеством проработки фасадов и упрощенными объемно-планировоч...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории

Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомни...

Роль тюменских врачей в становлении советской медицины

В статье на основании изучения доступной отечественной научной и биографической литературы рассматривается профессиональная деятельность врачей начала XX в. Раскрыта роль тюменских врачей в становлении советской медицины: хирурга Н. В. Сушкова, Н. Н....

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

Основные периоды педагогической деятельности Е. П. Хазагаевой (1883–1964)

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина

Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам мест...

Роль аутентичной среды в формировании уникальной личности Бауыржана Момышулы (на основе анализа произведения «Наша семья»)

В статье авторы исследуют как аутентичная среда аула, в котором вырос Бауыржан Момышулы, способствовала формированию уникальной личности героя Великой Отечественной войны.

Задать вопрос