Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспитательного потенциала вуза предполагает реализацию образовательных стандартов, элективные курсы, обогащение вузовской среды (учебного процесса) элементами, имеющими этические составляющие.
Ключевые слова: педагогическая модель, педагогические условия, потребностно-мотивационная и поведенческая сферы, этическая культура, воспитательный потенциал, образовательные стандарты, этические составляющие.
Современное общество требует подготовки юристов нового типа — юристов, обладающих аналитическим мышлением, принципиальностью и высокой этической культурой. На этой проблеме акцентируют внимание и руководители нашей страны, и известные ученые — политологи, экономисты, юристы, педагоги. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: судьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми.
Анализ состояния проблемы формирования этической культуры в вузах показывает, что в них практически отсутствует опыт педагогического моделирования процесса ее формирования, а моделирование, как известно, обеспечивает системность и целенаправленность того или иного педагогического воздействия.
В современных условиях этическая культура юриста — это этические принципы и нормы, выражающие в своей форме моральные требования к нравственной сущности юриста, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством. Ведущими этическими принципами деятельности юриста в нашей стране являются: принцип законности, этический принцип гуманизма, принцип беспристрастности и независимости, принцип ответственности, принцип справедливости.
Современное общество настоятельно диктует необходимость совершенствования профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе. Одной из важнейших причин несоответствия юристов требованиям общества является недостаточная сформированность этической культуры.
Концепция нашего исследования основана на том, что этическая культура как базовое понятие данного исследования, представляет собой интегральную характеристику личности, включающую наличие интеллектуального, потребностно-мотивационного и поведенческого составляющих. В ходе исследования мы выявили компоненты профессиограммы юриста. Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку [6].Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, Ю. В. Чуфаровский.
В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную. К важным для юриста качествам относятся аналитический склад ума, логическое мышление и интуиция, развитость рефлексивных способностей и мотивации к достижениям; умение работать в команде, ответственность; умение правильно организовать свою работу, умение принимать нетрадиционные решения в профессиональном взаимодействии, критическое рассмотрение нового, оценка его через признаки моральных норм. Современный юрист ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом, что очень важно для окружающих.
Проблему формирования этической культуры у студентов — будущих юристов мы решали через учебно-воспитательный процесс посредством интеграции значимых педагогических условий. Ключевым и значимым педагогическим условием формирования этической культуры юристов является наличие педагогической модели процесса формирования этической культуры, которая содержит цели, задачи, формы учебно-воспитательного процесса, традиционные и инновационные технологии педагогической деятельности, критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования этической культуры будущего юриста [1]. Этические знания заложены в образовательные стандарты ряда дисциплин, таких, как: философия, профессиональная этика, педагогика и методика преподавания юридических дисциплин, ораторское искусство. Анализ учебных программ показал, что содержание дисциплин всех учебных циклов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования прямо или косвенно способствует формированию этической культуры студентов.Так, например, при изучении дисциплины «Педагогика и методика преподавания юридических дисциплин» освещаются такие вопросы, как: эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; мышление и интеллект; межгрупповые отношения и взаимодействие; единство образования и самообразования. Проблема этической культуры рассматривается также в рамках курса «Ораторское искусство», который предполагает изучение вопросов: культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Проблемы морали являются ключевыми в рамках курса «Философия», который раскрывает категории: «справедливость», «нравственные ценности»; «эстетические ценности и их роль в человеческой жизни»; «религиозные ценности» и «свобода совести». Важно осознать, что потребностно-мотивационная сфера студентов — будущих юристов — во многом зависит от внутренних установок, собственных убеждений, рефлексивных умений в расстановке ценностей и определении жизненных приоритетов. Этичность поведения юриста проявляется в процессе многогранной деятельности и решении ряда профессиональных задач, в культуре взаимоотношений с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом.
Нами разработана педагогическая модель процесса формирования этической культуры юриста. Для выявления сформированности показателей этической культуры создана характеристика каждой составляющей:
- Интеллектуальный критерий личности, показателями которого являются наличие знаний по этике; контроль над своими действиями, самооценка; навыки самосовершенствования, умение логически мыслить и правильно формулировать свои мысли; гибкость; вариативность, находчивость, смелость.
- Потребностно-мотивационный критерий личности, показателями которого являются: потребность в соблюдении этических норм в общении; уважительного отношения к клиентам; толерантность; умение работать в команде; ответственное выполнение порученного дела.
- Поведенческий критерий личности, показателями которого являются: искусство вербального (речевого) и невербального (мимика, жесты, внешний вид) общения; умение правильно организовать свою деятельность; умение выслушать; критическое рассмотрение нового, оценка его через признаки моральных норм; честность по отношению к клиенту.
Необходимо отметить, что одним из самых главных факторов профессиональной пригодности юридических работников является высокий уровень социальной адаптации, который заключается в нормативности поведения юриста в различных ситуациях. К необходимым качествам личности здесь следует отнести высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Все эти качества способствуют улучшению и качественному исполнению всех возложенных на юриста задач, его неподкупность, стремление к завершению и выполнению любого, даже самого сложного и заранее проигрышного дела.
К качествам, которые свидетельствуют о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверять, пожалуй, никакой работы, тем более, когда речь идёт о судьбе человека.
К сожалению, сегодня многие юристы стали забывать, что значит честь, достоинство, порядочность, уважение к другим людям, вежливость и другие качества, которые характеризуют его как человека и как профессионала в своем деле. Но стоит отметить тот факт, что «моральная деградация» охватила не только юридическое сообщество, но и общество, государство в целом.
Таким образом, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. То есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.
Литература:
- Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. ─ 260 с.
- Волчецкая, Т. С. Ситуационный подход в обучении студентов-юристов // Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. М.: Рудомино, 2001. — С. 209–217. ISBN 5–7380–0144–3: 500 экз.
- Габдреев Р. В., Фукин А. И. Психологические основы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны, 2000. 143 с.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1975. — 173 с.
- Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. -Учебник для вузов М.: Юристь„ 1996. — 631 с. ISBN 5–7357–0062–6: 20000 экз.
- Матушанский, Г. У. Дополнительное профессиональное образование преподавателей высшей школы [Текст] / Г. У. Матушанский. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. — 159 с.
- Чуфаровский, Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002. 232с.