Архитектурно-художественные традиции зодчества Таджикистана в IX-XII вв | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Эмомова, Ф. Ё. Архитектурно-художественные традиции зодчества Таджикистана в IX-XII вв / Ф. Ё. Эмомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 879-882. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25986/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Как известно, памятники зодчества — источник богатейшей информации о жизни создавшего его общества. Будучи одновременно памятниками искусства и строительной техники, они дают яркое представление об эстетических нормах эпохи, идеологии, о развитии производительных сил и организации ремесла, а порой и о политической обстановке той поры. В данной статье будут рассмотрены архитектурно-художественные традиции в период расцвета таджикского зодчества, а именно в IX-XII вв., т. е. в домонгольский период.

Предшествующий период арабского владычества (VII-IX вв.) в Средней Азии характеризуется решительным отказом от синтеза искусств, имевшего в раннее средневековье широкое распространение. В этот период появляются новые типы сооружений, связанные с идеологией ислама: мавзолеи, мечети, медресе, хонако, караван-сараи, рабады. В первое время арабы стали использовать под свои нужды местные храмы и общественные сооружения. Так, многоколонный храм идолов в Бунджикате путем устройства михраба был превращен в мечеть [1]. Были случаи использования под культовые постройки и христианских церквей.

Расцвет архитектуры, культуры и искусства в IX-X вв. наступает в период создания первого таджикского государства Саманидов. Этот расцвет охватил и сферу идейного и культурно-философского движения под названием «Адаб» как совокупность норм поведения, воспитания в человеке похвальных качеств. В IX-XI вв. под словом «адаб» стали понимать целую группу наук и искусств, что предоставляла возможность получить энциклопедическую образованность. Поэтому закономерным является появление в этот период таких ученых как Абуали ибн Сино, Абу Машар Балхи, Абу Райхан Бируни, ал-Фаргани, ал-Марвази, поэтов Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади и многих других. Именно в этот период была разработана стройная социологическая система об образцовом обществе, о городе-государстве, названном «Илм ал-Маданийа».

IX-ХП вв. были эпохой расцвета и городской культуры Средней Азии, в том числе Таджикистана. Историк Наршахи, описывая Бухару IX-X вв., рассказывает о прямых и широких улицах, замощенных камнем, об укрепленных дворцах дихкан-землевладельцев и богатых купцов, расположенных в городе и его окрестностях [2]. В X в. в Бухаре существовал прекрасный книжный базар, а библиотека в эмирском дворце занимала несколько комнат. «...Я видел и читал там такие книги, которые многим людям неизвестно даже по названию. Я никогда не видел подобного (собрания книг) ни раньше, ни после», — рассказывает в своей автобиографии Абуали ибн Сино, имевший возможность пользоваться этой библиотекой.

О высоком уровне создания комфорта во дворцах этого периода свидетельствует историк XI века Бейхаки. Так, царские покои в Герате имели необычную систему охлаждения помещений. Вокруг здания по краям кровли были проложены керамические водопроводные трубы с мелкими отверстиями, на которых были развешаны полотнища, сплетенные из камыша. С помощью специального устройства вода из водоёма поднималась на крышу дома. Растекаясь по трубам, она смачивала полотнища. Таким образом здание предохранялось от сильного перегрева и в помещениях поддерживалась пониженная температура [3].

Крупным городом Тохаристана в X веке был Хульбук, столица Хутталя, раскопанный таджикскими археологами под руководством Э.Гулямовой. Город этот был хорошо укреплен и благоустроен. О высоком уровне коммунального благоустройства говорит факт обнаружения водопроводных труб, ям-бадрабов для сброса нечистот, мощенных улиц, отопительных систем. Высок был уровень и ремесленного производства, об этом говорят, например, находки стеклянных изделий из мастерской стеклодува. Следует отметить, что стеклодувы Хутталя весьма умело использовали цветное стекло различных оттенков и сочетаний — от золотистого с ярко-синим до желтого или бордового с ярко-голубыми нитями.

Достопримечательностью Хульбука был дворец хуттальского правителя с квадратным двором посредине. Пол двора был искусно вымощен жженым кирпичом, а в его середине был глубокий колодец для стока воды. С четырех сторон двора проходила крытая галерея с колоннами, куда и выходили двери и окна помещений дворца. Одной из весьма интересных находок в раскопках городища были шахматные фигурки из слоновой кости — это бесспорное доказательство распространения в Хуттале шахматной игры, традиции которой на Востоке восходят к VI в. до н. э. Находки резных украшений (фрагментов алебастрового штука с рельефным изображением фантастических зверей с человеческими чертами, с геометрическим, растительным и эпиграфическим орнаментами и др.) свидетельствуют о высоком художественном мастерстве ремесленников средневекового Хутталя [4].

В IX-X вв. крупной, экономически сильной областью Мавераннахра была Фергана со сравнительно большими и густонаселенными городами и селениями Худжанд, Канд (Канибадам), Самгор, Ашт, Мадм и др. В этот период Худжанд имел старую городскую цитадель площадью 320x200 м и около 150 жилых кварталов. Главный город Ферганы — Ахсыкат, расположенный на правом берегу Сырдарьи, состоял из крепости, шахристана и ремесленной округи — рабада. В цитадели имелись дворец и тюрьма, а в шахристане — соборная мечеть и обширные базары.

В горном Бадахшане также известны поселения и города. Известный путешественник Марко Поло пишет в ХШ веке: «В этом царстве узких проходов неприступных мест много и вражеских нападений народ не боится. Города их и крепости на высоких горах и неприступных местах» [5]. Из-за изолированности Бадахшана горными хребтами влияние арабского завоевания было ослаблено, и ислам распространился здесь лишь с XI века. Причем, религия приобрела в горном Бадахшане несколько иное направление в форме исмаилизма, впитавшего в себе местные языческие культы. Проповедником исмаилизма здесь был известный путешественник и поэт Носир Хисрав. У приверженцев этой религии не было мечетей, т. к. это вероисповедание подвергалось гонениям и носило конспиративный характер.

Из памятников архитектуры на территории Горного Бадахшана наиболее изучены крепостные сооружения и наблюдательные башни-тупхона древних памирских княжеств Рушана, Шугнана и Вахана. На Западном Памире раскопаны средневековые поселения. Одно из них изучено в верховьях Гунта у кишлака Варшез. На Восточном Памире известен город древних металлургов — Базардара.

В конце IX в. сырец и пахса в монументальной архитектуре уступают место более прочному материалу — обожженному кирпичу, который не требовал штукатурки. Он был красив сам по себе и позволял создавать различные варианты узорчатой, декоративной кладки.

Первым сохранившимся зданием из жженого кирпича является мавзолей таджикской династии Саманидов в Бухаре (IX-X вв.). Это квадратное в плане здание, перекрытое куполом, своим внешним обликом отражает архитектуру доарабских замков и, вместе с тем, предвосхищает развитие портальных мавзолеев Средней Азии средневекового периода (рис. 1).

original

Рис. 1. Династийный мавзолей Саманидов в Бухаре, IX-X вв

 

Самым интересным памятником Кобадиана XI-XП вв. в Южном Таджикистане является медресе-мавзолей Ходжа Машад в кишлаке Сайёд, сложенный из квадратного обожженного кирпича. Здесь на фоне неба четко выделяются два купольных здания, соединенные сводом и высоким порталом. Это медресе-мавзолей кроме основного здания состоял из обширного прямоугольного двора, обстроенного сырцовыми худжрами. По углам главного южного фасада возвышались круглые башенки.

В X-XI вв. строится культовый ансамбль Чильдухтарон в предгорьях Туркестанского хребта, недалеко от районного центра Шахристан. Этот ансамбль, состоящий из гражданских, культовых и погребальных зданий, полностью построен из камня-плитняка.

Свидетельством наличия крупных сооружений в Х-ХП вв. в Северном Таджикистане являются деревянные архитектурные детали, покрытые изумительной по красоте скульптурной резьбой. Это михраб из селения Искодар (рис. 2), колонны и консоли из селений Оббурдан, Куруд, Фатмев, Урметан, расположенные в Айнинском районе, деревянный мавзолей в селении Чоркух Исфаринского района. Резьба капителей колонн, граней балок, консолей несут в себе черты местного традиционного доарабского изобразительного искусства. Например, в скульптурных консолях из мавзолея Чоркух мы можем усмотреть фантастических птиц, а капители зеравшанских колонн являются переработкой эллинистических коринфских капителей. Резной михраб в с. Ашт, выполненный из необожженной глины, также является деталью несохранившегося сооружения X-XI вв. [6].

foto-420

Рис. 2. Селение Искодар Айнинского района. Деревянный резной михраб, IX-X вв

 

В Х-ХП вв. в с. Мозори-Шариф в Пенджикентском районе был построен мавзолей Мухаммада Бошаро, состоящий из центрального купольного зала с угловыми комнатами. В 1332 году к зданию был пристроен портал, где и сохранилась дата его возведения. По декоративному убранству и украшенный резной терракотой и цветными глазурованными плитками, он не имеет себе равных в Средней Азии и является шедевром мирового значения. Появление полихромного декора на портале Мухаммада Бошаро знаменует собой изменение декоративных приёмов зодчих Средней Азии. Если в IX-X вв. главным художественным средством была кирпичная кладка, то в последствие, начиная с ХП в., в монументальное строительство вводится интенсивная многоцветная облицовка, которая позднее целиком скрывает архитектурно-конструктивную основу здания.

Таким образом, подробное рассмотрение архитектурно-художественных традиций эпохи Саманидов наглядно показывает то, что в последующие века эти традиции были творчески освоены мастерами, и они сохранились вплоть до XIХ — начала XX вв. в произведениях таджикского народного зодчества. Это, в свою очередь, говорит о преемственности традиций, сохраняющихся в IX-X вв.

 

Литература:

 

  1.                Негматов Н. Н., Авзалов Р. З., Мамаджанова С. М. Храм и мечеть Бунджиката на Калаи КахкахаI // МКТ. — Вып. 4. — Душанбе: Изд. «Дониш», 1987. — С. 181–214, ил.; История, архитектура и искусство Уструшаны. Сборник статей. /Составитель Р. Мукимов. — Душанбе: Изд. ООО «Контраст», 2013. — 588 с., ил.
  2.                Наршахи Абубакр Мухаммад. История Бухары. — Ташкент: Типо-Лит.т.д. «Ф. и Г. бр. Каменские», 1897. — 124 с.
  3.                Мирбабаев А. К., Мукимов Р. С. Городское хозяйство Мавераннахра и Хорасана в IX-X вв. // Тр. ТТУ. Серия: Строительство и архитектура. — Вып. 5. — Душанбе: ТТУ, 1994. — С. 64–80, ил.
  4.                Гулямова Э. У ворот столицы Хутталя // Меросиниёгон. — 1992. — Душанбе, № 1. — С. 94–95, ил.
  5.                Цит. по: Мамадназаров М. Х. Народная архитектура Западного Памира. — Душанбе: Изд. «Знание», 1980. — С. 2.
  6.                Хмельницкий С. Г., Негматов Н. Н. Михрабв с. Ашт // СЭ. — 1963. — М., № 2. — С. 192–202, ил.
Основные термины (генерируются автоматически): IX-X, Азия, X-XI, Бухара, Горный Бадахшан, IX-XI, IX-XII, VII-IX, жженый кирпич, известный путешественник.


Задать вопрос