В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.
На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.
Как правило, это дети «группы риска» по речевой патологии, которую составляют:
Дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,
Недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.
Дети с асфиксией при родах
Дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,
Дети с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
Главной особенностью речи этих детей является выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.
В работе с такими детьми я использую различные методы и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.
Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Цель логоритмики— это преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи логоритмики:
развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
развивать речевое и слуховое внимание;
учить переключать внимание, включая смену движений;
продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
развивать физиологическое дыхание;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
развивать мелкую моторику, точность движений;
развивать мимику лица;
формировать правильную артикуляцию звука.
важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одним из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.
Основной принцип построения работы — это тесная связь движения с музыкой.
Принцип работ на логоритмике — активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.
Кроме того, использование логоритмических средств, предполагает обязательное включение в них речевого материала. Каждую логоритмическую деятельность я строю с соблюдением тематического принципа планирования, подчиняю единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь).
Именно в игре можно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения провожу по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями развития детей: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.
Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу, или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т. е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом. Логоритмика предполагает использование музыкальных записей на цифровых носителях.
При планировании логоритмической деятельности для детей с нарушением речи я выделяю следующие направления работы:
формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания,
развитие чувства ритма — упражнения, музыкально — дидактические, ритмические игры,
речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса, развитие общей моторики — динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций,
развитие артикуляционной и лицевой моторики — это упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц (артикуляционная гимнастика),
развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
При разработке любой логоритмической деятельности, я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
А также, для более успешного проведения логоритмики, выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей с нарушением речи прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что систематические занятия логоритмикой, проводимые с эмоциональным подъемом и увлечением, способствуют коррекции и дальнейшему развитию двигательной активности ребенка, содействуя устранению речевых нарушений, совершенствованию сенсорных способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, логоритмические упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. У детей развивается слуховое внимание и слуховая память.
Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы!
Литература:
- Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; — М, 1985
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). — СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
- . Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТС СФЕРА 2003
- Лопухина И. С. Логопедия — ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта 2004.
- Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
- Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития. 2007.
- Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4–5 лет. Санкт — Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.