В современных условиях становится всё более очевидным, что повышение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) невозможно без эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Успешное взаимодействие и сотрудничество возможно лишь в том случае, если родители воспитанников будут испытывать потребность в своём присутствии в детском саду.
Одной из задач взаимодействия ДОУ с семьёй в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» п.1.6 ФГОС ДО). Сотрудничество детского сада и семьи должно строиться на понимании и утверждении позиции родителей как субъектов целостного образовательного процесса, наряду с педагогами и детьми. Сотрудничество возможно только в том случае, если педагог выступает как гид, как партнёр — не руководит, а задаёт вопросы, ищет решения проблем вместе с родителями, коллегами и специалистами учреждения, обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать, говорит понятно для родителей, объясняет все специальные термины, помогает родителям увидеть их сильные стороны, осознать собственный опыт, который может быть ценным; готов не только учить, но и учиться у родителей.
Самая традиционная и вместе с тем самая необходимая и значимая форма работы с семьёй — это родительские собрания. Основная задача в современных условиях при взаимодействии с современными родителями — это внесение новизны в эту форму работы с родителями. Формы проведения родительских собраний, где родители являлись пассивными слушателями, утратили свою актуальность из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Как на собраниях учесть потребности родителей? Как помочь им понять сущность образования детей дошкольного возраста? Как вызвать желание сотрудничать? Можно посоветовать проводить родительские собрания в интерактивных формах так, чтобы сами родители прожили некоторые педагогические ситуации.
Одной из интерактивных форм проведения родительского собрания является — круглый стол. Особенность данной формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые вопросы, узнать мнения всех участников собрания. По своей сути, это собрание-беседа, процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения. Чтобы оправдать такую форму проведения, участники собрания могут (и должны) располагаться за «круглым» столом. Это способствует реализации принципа партнёрства при взаимодействии и активному диалогу. На родительское собрание, проводимое в форме круглого стола, можно и нужно приглашать специалистов.
Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. В этой форме работы важно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, собственным опытом, высказывая дельные советы.
Для реализации поставленных целей при организации и проведении родительского собрания в форме «круглого стола», необходимо продумать применение различных интерактивных методов, таких, как: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и упражнения и др.
Однако, для того, чтобы родительское собрание в такой форме действительно выполняло свою роль, его необходимо правильно подготовить и провести.
Подготовка к родительскому собранию начинается с определения его тематики (тема должна быть актуальной). Далее необходимо сформулировать цель родительского собрания, она должна нести в себе воспитательную ценность и прогнозировать результат. Затем составляется план (вводная часть, основная, заключительная), продумывается содержание каждой части, способы и приемы совместной работы его участников.
Следующий этап — создание рабочей группы (воспитатели, специалисты, родители). Если в плане предусмотрено выступление родителей, необходимо, обговорить направления выступления. Затем начинается предварительная работа к собранию.
В нашем дошкольном учреждении накоплен большой опыт проведения родительских собраний в форме «круглого стола» в разных возрастных группах. Были проведены собрания по следующим темам: «Здоровье детей — в наших руках» в средней группе (с приглашением врача — педиатра), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старшей группе (с приглашением музыкального руководителя), «Готов ли ребёнок к школе?» в подготовительной к школе группе (с приглашением учителя начальных классов) и др.
В 2015 году наше учреждение представляло опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников на городском методическом объединении в рамках мастер-класса «Интерактивные формы проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО».
Слушатели высоко оценили уровень подготовки и проведения родительского собрания. Ниже представлен сценарий родительского собрания.
Сценарий родительского собрания
Тема «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога?"
Цель: приобщение родителей к сотрудничеству с ДОУ по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Задачи.
- Заинтересовать родителей данной проблемой, дать возможность задуматься над ней.
- Способствовать повышению педагогического опыта родителей в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дороге.
- Распространить положительный опыт семейного воспитания по изучению правил дорожного движения.
Форма проведения — круглый стол.
Участники: воспитатели, родители, специалисты (инспектор ГИБДД).
Оборудование: мультимедийная установка
План проведения
- Организационный момент (приветственное слово воспитателя, сообщение темы собрания, повестки; игра «Перемены»).
- Видеозапись беседы с детьми «Что я знаю о правилах дорожного движения».
- Сообщение «Воспитываем грамотного пешехода» (воспитатель).
- Презентация «Как Маруся знакомится с правилами дорожного движения» (опыт семьи).
- Просмотр видеоролика «О светоотражающих элементах».
- Выступление сотрудника ГИБДД.
- Дискуссия «Калейдоскоп дорожных ситуаций»
- Игровые упражнения.
- Рекомендации родителям (памятки «Что я могу сделать для безопасности своего ребенка на дороге»).
- Решение родительского собрания.
- Рефлексия «Мишень».
Ход собрания
Под спокойную музыку родители проходят в зал, где будет проходить собрание, рассаживаются за «круглый стол».
Организационный момент. Вступительное слово воспитателя (воспитатель знакомит родителей с темой собрания, обращает внимание на то, что тема обозначена с вопросительным знаком, т. е. необходимо разобраться, что можно сделать, чтобы дорога (а в дальнейшем и дорога в школу) действительно была безопасной, а значит и счастливой для детей). Воспитатель предлагает выйти и встать в общий круг. Игра «Перемены». Эта весёлая разминка позволит поговорить, узнать друг о друге некоторые факты и подвигаться. Ход игры: воспитатель предлагает родителям поменяться местами тем, 1/ у кого обувь чёрного цвета; 2/ у кого в одежде присутствует предмет красного цвета; 3/ у кого на руке есть часы; 4/ кто любит кошек; 5/ кто много говорит по мобильному телефону; 6/ кто водит машину. В конце игры педагог делает вывод: ваши перемещения показали, что всегда можно найти то, что объединяет людей. И предлагает возвратиться за «круглый» стол.
Видеозапись беседы с детьми «Что я знаю о правилах дорожного движения».
Сообщение воспитателя «Воспитываем грамотного пешехода».
Из высказываний детей и результатов анкетирования мы узнали, что далеко не все родители, к сожалению, задумываются над этой проблемой, которая была и остаётся очень важной и всегда актуальной. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Поэтому необходимость проведения собрания по данной теме продиктована самой жизнью. На необходимость обучения детей правилам дорожного движения и воспитания у них навыков безопасного поведения на улицах города, как в детском саду, так и в семье указывает и статистика, и ответы детей.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом?
Хотелось бы услышать ваши рассуждения (высказывания родителей).
Т.о., пришли к выводу, что данная проблема действительно актуальна. Это связано:
- с ростом количества машин на улицах города, с ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и, к сожалению, дети;
- особенностями психофизиологического развития детей:
неспособность правильно оценивать обстановку (например, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость);
быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; — стремление подражать взрослым, которые не всегда соблюдают ПДД;
переоценка своих возможностей (считают себя быстрыми и ловкими — «добегу, успею»);
специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
И ещё следует знать, что ребёнок имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые.
- нарушение ПДД взрослыми совместно с детьми, недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
В детском саду начинаем знакомить дошкольников с правилами дорожного движения с младшего возраста, постепенно наращивая знания детей, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали и выполняли правила дорожного движения.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда
В детском саду проводится систематическая, постоянная работа по обучению детей правилам дорожного движения в процессе организации всех видов детской деятельности: познавательной, игровой, изобразительной, двигательной, коммуникативной, чтения и восприятия художественной литературы, трудовой, музыкальной, конструктивной, с учётом индивидуальных возможностей воспитанников.
Таким образом, обучая детей правилам дорожного, важно не только сформировать у них знания, но и умение осознанно применять их на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, т. е. формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Только благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей — пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм.
Родители — первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы с вами, беря пример с вас.
Презентация опыта семьи «Как Маруся знакомится с правилами дорожного движения».
Воспитатель. Обращает внимание родителей на письмо министерства образования Нижегородской области от 23.10.2015г. № 3814/15–0-0 «О светоотражающих элементах», предлагает более подробно с его содержанием познакомиться на официальном сайте Госавтоинспекции МВД РФ (www.gibddd.ru).
Просмотр видеоролика «О светоотражающих элементах».
Выступление сотрудника ГИБДД.
Дискуссия «Калейдоскоп дорожных ситуаций»
Ситуации:
- Стоящая машина предоставляет собой опасность, почему?
- Вы с ребёнком вышли из автобуса и нужно перейти проезжую часть. Как правильно это сделать?
- Вы с ребёнком подошли к регулируемому пешеходному переходу: горит мигающий зелёный сигнал светофора. Ваши действия.
- Проблемная ситуация. Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зелёного сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
- Как Вы считаете, почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, надо находиться на некотором удалении от проезжей части?
- Как взрослый с ребенком должен входить в автобус?
- Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса?
- Используете ли вы художественную литературу для объяснения ребенку правил дорожного движения? Например.
На слайде демонстрируется перечень детской художественной литературы для чтения детям в семье.
Игровые упражнения«Перейти дорогу», «Дорожные знаки»
Подобные игровые упражнения помогают развивать у детей внимание, вырабатывают способность ориентироваться на сигнал. Воспитатель предлагает играть дома с детьми в предложенные игры.
Проект решения. Воспитатель и родители совместно обсуждают и принимают проект решения.
Рефлексия. Рефлексивная мишень.
Критерии:
1-й сектор — оценка содержания; 2-й сектор — оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор — оценка своей активности
Каждый участник маркером «стреляет» 3 раза в мишень (по одному разу в каждый сектор), делая метку (галочку, точку, плюс и т. д.)
Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия:
Если очень низкаяоценка результата, метка ставится в поле «0» на мишени.
Если выше, то в поле «5».
Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в поле
«10».
Решение родительского собрания.
- Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
- Родителям быть примером для своего ребенка в соблюдении правил дорожного движения.
- Принять к сведению опыт семьи Перепеловых.
- Обеспечить своих детей светоотражающими элементами (наклейки, браслеты, значки).
- Внимательно изучить и использовать в повседневной практике рекомендации памятки «Что я могу сделать для безопасности своего ребенка на дороге».
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 64с. 3.
- Елжова Н. В. ПДД в детском саду — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 173с.
- Кыласова Л. Е. и др. Родительские собрания — Волгоград: Учитель, 2013. -146с.
- Михайлова — Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова — Свирская, — М.; Прсвещение, 2015 -128с.
- Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012–2013 учебному году / сост. е.В. Пляскина. — с. Троицкое: РМК, 2013. — 60 с.