Статья посвящена актуальной проблеме дошкольной педагогики — формированию читательской компетенции ребенка. В работе рассматривается воспитательный потенциал книги-игрушки для детей, ее психолого-педагогическое значение в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: игра, книга-игрушка, читательская компетенция.
Игра — одна из важнейших составляющих развития личности ребенка, именно в процессе игры ребенок получает удовольствие, чувствует себя в безопасности, ощущает психологический простор, свободу для гармоничного развития всех умения и навыков. Философы и педагоги в своих трудах подчеркивали значимость игры как вида деятельности, как способа взаимодействия с окружающим миром, платформу для воплощения творческих замыслов ребенка. По определению Й. Хейзинга, «игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам» [3, c.41]. В игре ребенок становится творцом и главным героем, он сам определяет траекторию развития сюжета, способы взаимодействия с предметами, хронотоп игрового пространства, моделирует речевые партии всех участников игрового спектакля. По мнению педагога В. В. Зеньковского, дети всегда играют «в человека», «игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни» [1].
Процесс получения новых умений и навыков, в частности научение основам чтения и развития речи должен проходить в игровой форме. Сформировать читательскую компетенцию во многом помогают детские книги, дизайн которых предполагает игровое начало. Такие книги выполнены с учетом потребностей современных детей, для которых доминантное положение в стратегиях освоения окружающего мира получает визуальная информация.
Знакомство ребенка с книгой происходит в раннем возрасте, задолго до периода осознанного самостоятельного чтения. Проводником в мир художественной литературы становится взрослый, и именно на нем лежит ответственность за воспитание читательского вкуса, поскольку выбор книги — очень важный шаг на пути к познанию окружающего мира, принятию системы ценностей и моделей поведения.
Сейчас в оформлении книжной продукции для детей используют современные технологии, которые помогают юному читателю понять словесный образ, усвоить сюжет сказки или рассказа, дополнить чтение элементами театральной игры. Таким образом расширяется воспитательный потенциал детской книги: она не только развивает речевые умения и навыки и формирует поведенческие стереотипы, но и создает игровое пространство, в котором сам ребенок выступает в роли творца. В рамках данной статьи мы рассмотрим воспитательный потенциал книг для детей, в оформлении которых использовано игровое начало.
1.Книги, выполненные в форме героя произведения, так называемые книги-игрушки. Термин книга-игрушка предлагается в ГОСТе 7.60–90: «книжка-игрушка — издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей» [2]. Главной чертой таких изданий является то, что они выполнены в форме игрушки — главного героя и сочетают в себе повествование, дополненное иллюстрациями. Такое детское издание дает возможность ребенку быстро перейти от пассивного прослушивания сказки к активному виду деятельности — созданию собственного игрового пространства, для которого уже есть главный герой. Так сказка становится частью игры, формирует внутренний мир малыша, еще раз проживается им, освоенная и дополненная личным эмоциональным опытом.
При создании книг-игрушек учитывался гендерный принцип: есть книги для мальчиков, выполненные в форме машины, и книги для девочек, созданные в форме кукол и разных животных. Надо сказать, что подобный дизайн книжного издания расширяет его функциональный потенциал и воспитывает у юного читателя очень важное для современного человека качество — мобильность, то есть сама книга позволяет быстро осуществлять переход от пассивного вида деятельности к активному, что дает возможность ребенку избежать психологического пресыщения информацией.
К книгам-игрушкам можно отнести и серию книг, дополненных моделями музыкальных инструментов. Ребенку предлагается не только прочитать слова к песне, но исполнить ее под аккомпанемент, например, фортепиано. Подобное детское издание также предлагает взрослому комбинировать разные виды деятельности, подстраиваясь под интересы и предпочтения юного читателя.
К этой же группе можно отнести книги, в оформлении которых использована пальчиковая кукла. На обложке книги создана тряпичная кукла, которую взрослый может легко «оживить», разыграв для ребенка небольшой спектакль. Театральное действо имеет большое воспитательное значение, поскольку направлено на развитие речевых навыков, сенсорных впечатлений, актерского мастерства, логики и мышления. Условное игровое пространство поможет ребенку лучше понять систему социальных отношений в реальном мире, усвоить правила и нормы поведения, расширить репертуар ситуативных ролей, научит использовать стереотипные речевые акты в заданной ситуации. Дизайн подобного типа издания опирается на традиции домашнего настольного театра, характерного для русской культуры воспитания и развития детей. Подобное детское издание является многофункциональным, поскольку предполагает сочетание двух видов деятельности — прослушивание сказки и проигрывание мини-спектакля.
Еще одной разновидностью книг, в оформлении которых использовано театральное начало, можно считать книги-панорамы с объемными иллюстрациями. Детские издания формируют эстетический вкус юного читателя, позволяют уяснить идейно-эстетическое содержание произведения, представить облик героев и их окружение, сформировать собственное отношение к прочитанному. Детская книга раскрывается для ребенка многими гранями, знакомя его с миром слова и изображения. Книга-панорама ориентирована на активную коммуникативную связь с ребенком и является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она формирует традиции семейного чтения, выстраивая прочный мост между прошлым и будущим, поскольку чаще всего знакомство с книгой происходит в совместной деятельности с родителями. Моделирование объемных иллюстраций изменяет внутреннее пространство книги-панорамы, расширяя его границы, что придает детскому изданию индивидуальность и самоценность.
2. Книги с кармашками — это следующее направление в развитии книжной продукции для детей. Эти книги разнообразны по тематике. Так могут быть выполнены художественные книги, кармашки в которых помогут сохранить внимание малыша на протяжении всей сказки и сделают процесс усвоения художественного произведения увлекательным приключением. Но особенно интересны книги познавательного характера. Они направлены на развитие воображения, фантазии, креативного мышления, представляют новое знание в виде самостоятельного открытия, которое совершает ребенок. Таким образом, ребенок не просто получает новую информацию о мире, но и эмоционально переживает сам момент приобретения нового знания. Именно эмоциональное переживание помогает ребенку осознать и запомнить новую информацию об окружающем мире. Так построены книги детского французского писателя Юсуке Ёнедзу. Автор адресует вопрос: «Кто прячется под цветами?» читателю, а свой вариант ответа каждый раз скрывает в виде рисунка в кармашек. Таким образом возникает тот необходимый диалог между автором и маленьким читателем, которому дана возможность стать первооткрывателем мира.
3.Книги с заданиями представляют собой художественный текст, дополненный иллюстрациями. Специфической особенностью этих изданий является то, что на каждой странице ребенку предлагается выполнить задание с дополнительными аксессуарами издания. Например, привязать веревочку к санкам, завязать мешок с подарками, повесить гирлянду, используя шнурок, который дан на обложке книги. Таким образом, регулярно осуществляется переключение внимания с одного вида деятельности на другой, что позволяет процесс познания сделать увлекательным.
4.Интересной находкой для родителей и педагогов являются миниатюрные издания, которые всегда можно захватить с собой. Они так и называются «Книжки в кармашке». Конечно, они не содержат много информации, однако помогут занять ребенка на некоторое время, превратив трудное ожидание в увлекательное занятие, когда ребенок может узнать о том, что в языке существуют вежливые, добрые или вкусные слова. Кроме того, сама форма книжки уже вызывает интерес малыша: помещается у него на ладошке и рождает различные ассоциации. Например, это книжки Дюймовочки или мальчика с пальчика.
Таким образом, детская книжная продукция, выполненная с учетом потребностей современного ребенка, может стать прочной платформой для формирования читательской компетенции, познавательных умений и навыков, креативных способностей, логики и мышления, а главное — превратит обучение в увлекательный диалог взрослого и ребенка, в процессе которого и происходит взаимное обогащение друг друга.
Литература:
1.Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
2.ГОСТ 7.60–90. Издания. Основные виды. Термины и определения.
3.Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 464 ?.