В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к условиям жизни за пределами исправительного учреждения; особое внимание в статье уделяется работе с лицами, которые до осуждения имели статус «без определенного места жительства».
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, социальная адаптация, ресоциализации, «Центр реабилитации для лиц без определенного места жительства».
Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения.
Социальная работа с осужденными является одним из важнейших и перспективных направлений деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными — объективная необходимость, она создает условия для реализации прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.
Вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, который регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, регламентирует оказание осужденным социальной помощи в адаптации [8].
Правовые основы социальной работы с осужденными, не имеющими до осуждения «определенного места жительства»:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // гл.22.
Особые категории:
осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности администрации учреждения;
осужденные инвалиды 1 и 2 группы;
осужденные, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе;
осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет;
несовершеннолетние осужденные;
осужденные беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей.
Предполагается, что с освобождающимися осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки к освобождению, осужденным разъясняются его права и обязанности. Кроме того, устанавливаются определенные виды социальной помощи (оплата проезда, обеспечение продуктами питания, обеспечение одеждой при необходимости за счет средств федерального бюджета), также обязанность администрации учреждения по бытовому устройству некоторых категорий лиц.
- Распоряжение Правительства Р. Ф. от 14.10.2010 № 1772-р (ред. От 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно — исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепция содержит раздел проведения мероприятий направленных на подготовку осужденного к освобождению и последующей адаптации в обществе предполагает:
предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни. А для некоторых категорий осужденных — предоставление возможности перевода в колонию — поселения с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;
создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.
- Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы».
Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Основными задачами группы являются:
выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;
подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение их к проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;
содействие в восстановление и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;
привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;
оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятия ер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;
привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.
- Приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Так, в ч. 2 ст. 1 УИК РФ указывается, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации [2]. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Таким образом, закрепляется проведение социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе. В УФСИН России по Владимирской области используются передовые методы социальной работы с осужденными. Определенной проблемой для многих регионов является обустройство после освобождения из ИУ лиц, которые до осуждения имели статус «без определенного места жительства». С этой целью УФСИН России по Владимирской области заключил соглашение с «Владимирским центром реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий».
Центр реабилитации:
оказывает осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации, юридическую, психологическую и социальную помощь, содействует в решении жилищных проблем и трудоустройстве;
обеспечивает временное проживание осужденных, находящихся в трудной жизненной ситуации;
участвует в проводимых учреждениями УФСИН России занятиях с осужденными в рамках их подготовки к освобождению;
разрабатывает совместно с УФСИН России, а также другими заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления программы социальной реабилитации осужденных, принимает участие в выполнении программных мероприятий.
Задачи центра:
профилактика бродяжничества и социальная реабилитация лиц без определенного места жительства;
восстановление способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, адаптация к условиям жизни в обществе;
организация учета лиц без определенного места жительства;
оказание лицам без определенного места жительства социальных услуг, срочной социальной помощи;
социальное обслуживание лиц без определенного места жительства в условиях ночного и временного пребывания;
Также Центр реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий» предоставляет комплекс социальных услуг:
социально-медицинские;
социально-бытовые;
социально-экономические;
социально-правовые;
консультативные;
реабилитационные;
оказывает методическую и практическую помощь Центру реабилитации в работе с осужденными, находящимися в трудной жизненной ситуации;
Согласно соглашению о сотрудничестве по оказанию социальной помощи осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации УФСИН России по Владимирской области:
информирует Центр реабилитации об осужденных, не имеющих определенного места жительства, постоянного места работы либо нуждающихся в юридической, психологической или социальной помощи;
участвует в совместных мероприятиях, совещаниях, семинарах по проблемам работы с осужденными, находящимися в трудной жизненной ситуации;
оказывает содействие в восстановлении, укреплении социально-полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения;
принимает меры по получению осужденными документов, удостоверяющих личность осужденного, необходимых для решения жилищных проблем.
Безусловно, только силами администрации исправительного учреждения и Центра реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий решить все эти задачи невозможно, поэтому этот процесс осуществляется в тесном взаимодействии с иными учреждениями, органами и должностными лицами:
с органами местного самоуправления;
с органами внутренних дел;
с органами опеки и попечительства;
с органами здравоохранения;
с органами образования;
с органами социальной защиты населения;
с комиссиями по делам несовершеннолетних;
с Федеральной службой по труду и занятости.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 5 февр. 2014 г. № 6-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 15
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2, ст. 198.
- О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43, ст. 5544.
- Об утверждении инструкции об оказании содействия трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ МЮ РФ от 13 января 2006 г. № 2 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 2006. — № 7.
- Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительных учреждений: приказ МЮ РФ от 30 декабря 2005 года № 262 // Бюллетень Минюста РФ. — 2006. — № 3.
- Социальная работы в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / С. А. Лузгин, М. И. Кузнецов, В. Н. Казанцев. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. — 355 с.