Ключевые слова: патриотическое воспитание, поисковые работы, физическая подготовка.
Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА [1].
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России [2]. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В настоящее время методы и приемы поисковой работы определяются ее целевой направленностью и основываются на знаниях и опыте каждого ее участника. Публикации по обобщению опыта поисковой работы практически отсутствуют. Не осуществлялась также выработка единых критериев и приемов проведения поисковой работы. Поисковики в своей деятельности сталкиваются с различными проблемами и вынуждены решать их каждый по-своему.
Многие методические рекомендации следует рассматривать как одну из попыток выработки единых подходов и стандартов поискового дела. Большинству из практиков должна быть понятна необходимость принятия однозначной терминологии, общих приемов при проведении поисковых и эксгумационных работ. Конечная цель методик — создание нормативов поисковой работы, особенно в части ее документационного оформления, чтобы ее результаты отвечали поставленным целям.
Поиск останков без вести пропавших и незахороненных или, возникающая по различным причинам необходимость перезахоронения погибших, должны сопровождаться комплексом определенных мероприятий и требований по их осуществлению. Прежде всего, это достойное захоронение людей, погибших при исполнении своего воинского долга. Поскольку гибель людей происходила в период ведения боевых действий, факт гибели часто не документировался. Военнослужащие и их имена терялись и на протяжении десятилетий значатся без вести пропавшими. Поэтому возникает необходимость установления имен и отслеживания судеб погибших, обстоятельств их гибели, проведения переучета по архивным документам и передача информации родственникам, а также поддержания в порядке захоронений павших.
В связи с этим мы решили ответить на вопрос. Какие же требования должны предъявляться к членам поисковых отрядов?
Основной задачей нашего эксперимента являлось определение взаимосвязи теоретических знаний и физической подготовленности поисковиков. В связи с вышеизложенным, перед нами была поставлена задача — проанализировать физическую и теоретическую подготовленность школьников старших классов поисковых отрядов. Общее количество испытуемых составило 22 школьника. В качестве теоретических знаний мы использовали тесты по истории и военному делу. Оценку физической подготовленности мы взяли общую оценку за физическую культуру в конце четверти обучения.
В ходе исследования выявлено, что большинство респондентов (около 80 %) ориентируются на достаточный двигательный режим при поисковых работах, походах, участие в реконструкциях.
Также в ходе опроса мы составили ряд условий, необходимых для эффективной работы при поисковых работах.
Ранговая структура условий, необходимых для эффективной работы членов поисковых отрядов
Значимость (ранговое место) |
Педагогические условия |
Ранговый показатель, % |
1 |
Определение физических качеств и военно-прикладных навыков, необходимых для успешной работы |
45,8 |
2 |
Высокий уровень методической подготовленности руководителя поискового отряда |
24,5 |
3 |
Научно-методическое, информационное и другое обеспечение поисковых работ |
11,2 |
4 |
Обеспечение материально-технической базы современными устройствами, оборудованием и другими техническими средствами |
10,7 |
5 |
Формирование групп для занятий физической подготовкой с учетом возрастных особенностей членов отряда |
7,8 |
Как свидетельствует проведенный опрос, в качестве основного условия участники поисковых отрядов выделили определение физических качеств и военно-прикладных навыков, необходимых для успешной работы, так как это способствует повышению у них мотивации к поисковым работам. На втором ранговом месте находится такое педагогическое условие как высокий уровень методической подготовленности руководителя поискового отряда. На последнем месте все опрошенные выделили условие: «Формирование групп для занятий физической подготовкой с учетом возрастных особенностей членов отрядов».
Выводы
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа — то, что составляет фундамент становления личности. Школьники старших классов являются благоприятным для осуществления поисковой работы по патриотическому воспитанию, так как именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Литература:
- Абрамов Д. Н., «Методические подходы к совершенствованию процесса физической подготовки курсантов вузов МО РФ». — Научный рецензируемый журнал «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур». — 2015. – № 1 (28),(часть вторая, для служебного пользования) — С. 5–7.
- Мудрик А. В., «Социализация вчера и сегодня». — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.