В статье на основе научных материалов освещен вклад А.Темура и З. М. Бобура в развитие истории края. А также раскрыто значение и дано краткое обоснование историческим источникам данного периода.
The given article is devoted to the contribution of A.Temur and Z. M. Bobur in development or country’s history. Moreover, there given the meaning and brief description of historical sources of the mentioned period.
Известно, что узбекский народ наряду с другими древними народами тысячелетия назад открыл двери развития, создал крупные государственные образования. В этих образованиях существовали основы национальной государственности. Изучая опыт древней государственности наших великих предков в настоящее время огромное значение имеет восстановление традиций национальной государственности. Наши предки создали считавшиеся в свое время могущественными такие государства, как: Бактрия, Хорезм, Согдиана, Довон, Канг, Кушон. Раскрывающая понятие «решительных законов» книга «Авеста» является древним историческим комплексом политико-экономических, правовых и духовных знаний. Найденные на горе Муг источники, принадлежащие древнему историческому государству Согдиана, также с давних пор свидетельствуют нам об основах создания сильного и доведенного до совершенства государства.
Узбекская государственность, совершившая значительный поворот в развитии во времена Амир Темура и династии темуридов, нуждается в отдельном исследовании. В истории нашей родины оказавший неоценимое служение народу Амир Темур получил заслуженное признание как великий государственный деятель, выдающийся полководец.
К сожалению, имя Амира Темура было очернено бывшим колонизаторским и деспотическим строем, отстранено от внимания поколений. После обретения нашей Родиной независимости узбекская государственность была создана объективно и законно и кульминационные проблемы изучаются последовательно. Президент Республики Узбекистан И.Каримов так охарактеризовал выдающегося полководца: «Постоянно проявляя заботу и живя думами о народе и государстве Сахибкиран превратил находившийся под игом дикарей край в самое могущественное государство мира». [1с.12].
Само перечисление произведений в исторической науке XV века свидетельствует о развитии этой сферы периода темуридов. До нашего времени дошли такие написанные на языке фарси исторические источники, как “Зафарнома” Низомиддина Шомий, “Мужмали Фасиҳий” Фасиҳ Аҳмада Ҳавофий, “Зубдат ат-таворих” Ҳофиза Абрў, “Зафарнома” Шарафуддина Али Яздий, “Матла ус-саъдайн” Абдураззоқа Самарқандий, “Равзат ус-сафо” Мирхонди, “Ҳабиб ус-сияр” Хондамира и написанное на арабском языке произведение “Ажойиб ал-мавдур фи тарихи Таймур” ибн Арабшоҳа. В этот перечень целесообразно включить и воспоминания о путешествии посетившего и принятого в 1401 году в Самарканде Амиром Темуром испанского путешественника Руи Гонзалес да Клавихо. В каждом из этих произведений очевидна достоверность описанных не только государственной политики или военных походов, сведения о личности того или иного правителя, но и вместе с тем все сложные, противоречивые процессы, исторические события, цепь событий того времени.
Среди перечисленных выше произведений “Зубдат ат-таворих” (1423–1427) Ҳофиза Абрў и “Зафарнома” (1424–1425) Шарафуддина Али Яздий отличаются своими историческими переживаниями, последовательностью и подробностью событий. [2.с.447].
Во времена правления Амира Темура и династии темуридов история и летопись поднялись на высокий уровень. Мы не ошибёмся, если скажем, что личность Сахибкирана Амир Темура пользуется большим уважительным отношением в науке «история».
Ведущий историк времен Амира Темура Шарафуддин Али Яздий считает историю почетной и имеющей свое особое место в науке. «История изучает причины возникших ситуаций в странах и государствах; с помощью каких мероприятий и мер в стране устанавливались мир и спокойствие, в каких условиях страна попадала в кризис, происходившие трагические события, а также пути выхода из сложившихся ситуаций, принятие каких мер приведет к развитию»,– говорит Яздий.
Указанные Шарафуддином Али Яздий сведения необходимо считать очень ценными. По его словам, в государственном совете Амира Темура составлено произведение «Манзумаи турк», в ходе создания которого Амир Темур неоднократно перечитывал некоторые отрывки; исправил некоторые места, редактировал, при необходимости дополнительных фактов или для их уточнения посылал проверенных людей по тем местам, где происходили события. Он требовал, чтобы описываемые события раскрывались правильно, в хронологическом порядке и соответствовали исторической правде [3.с17].
Одним из качеств Амира Темура было то, что перед решением какого-либо вопроса он советовался с людьми, владеющими информацией и знаниями в определенной сфере и лишь после этого принимал решения. Его советы с учеными имели разнообразную форму и степень. Обычно Амир Темур проводил беседы с религиозными деятелями и известными учеными, представляющими медицину, математику, астрономию, историю, литературу, языковедение и [4.с.22].
В развитии национальной государственности особое внимание Амир Темур уделял деятельности всех слоев населения и обеспечению их интересов. Исходя из этого, Амир Темур первым в мировой истории разделил социальный состав общества на 12 частей, привлек их к управлению обществом и государством в соответствии с их интересами, положением. Обращает на себя внимание то, что историкам в этой иерархии отведено четвертое место.
Вышеуказанные мысли позволяют сделать вывод, что Амир Темур наряду с тем, что он был основателем централизованного государства, великим полководцем, зодчим городов и искусным дипломатом, он также был зрелым ученым. С особым уважением Сахибкиран относился к историкам и истории как к науке. При проведении в своем государстве реформ он, естественно, проводил советы с учеными-историками. Мы не ошибемся, если скажем что это были демократические принципы того времени. В очередной раз мы видим, что Амир Темур руководил государством, руководствуясь принципами справедливости. Традиции науки времен Темуридов продолжил Захриддин Муҳаммад Бобур.
Один из великих мыслителей, государственных деятелей, полководцев, поэтов, историков, талантливый ученый Захриддин Мухаммад Бобур взошёл на сцену истории в период разгара междоусобных распрей за владение троном между темуридами. Он долго и упорно боролся за сохранение от распада государства темуридов. Однако исторические условия оставшегося в 1494 году без отца Захириддина вынудили его покинуть Родину. В 12 лет он заменил своего отца, став правителем Ферганского улуса и сменил перо на меч. Бабур был вынужден вступить в борьбу за Андижанский трон со своим братом Жахонгир Мирзо, дядями Султон Ахмад Мирзо, Султон Махмудхоном и другими противниками. Для того чтобы объединиться со своим братом Жахонгир Мирзо Бобур принял решение разделить Ферганский улус на две части и одну часть отдать в правление своему брату, а сам вступил в борьбу за Самарканд. Продолжавшаяся несколько лет борьба ничего, кроме бессмысленно пролитой крови, не принесла: победу в этой борьбе одержал вступивший в войну с многочисленным войском Шейбани-хан и Бобур вынужден был бежать, оставив Самарканд. После того, как в 1504 году Шейбани-хан захватил Андижан, Бобур направился на юг и стал правителем Кабула. В 1505–1515 годах он предпринял несколько попыток вернуться в Центральную Азию. Однако его попытки успеха не принесли. В целях восстановления своего положения и овладения Индией Бобур в 1519–1525 годах провел несколько сражений. В апреле 1526 года в сражении с султаном Индии Оброхимом Луди в Панипате и в 1527 году в сражении с правителем Читоры Рано Санго Бобур одержал победы. Согласно историческим данным Бобуру оказали помощь правители Пенджаба, недовольные политикой правителя Дели Иброхим Султана и победа при Сикри позволила Бобуру установить безоговорочную власть над Индией, тем самым положив начало династии бобуридов. Бобур создал в Индии великое государство и проводил справедливую политику. Он уважал традиции местного населения, проводя толерантную политику, объявил о предоставлении каждому гражданину право на свободу вероисповедания. В Индии он проводил присущие темуридам созидательные работы. Осуществил значительные мероприятия по строительству зданий, бань, разведению садов, упорядочил водно-земельные отношения. В крупных городах Индии Агре, Лахоре, Дели построил дворцы и сады. Эти сады были украшены самыми лучшими видами цветов Индии. Одной из самых больших проблем Индии была малочисленность оросительных систем, поливные работы проводились на низком уровне. Бобур так писал об этом: «Какую бы землю я не посещал, я всегда ставил перед собой первоочередную цель установить машины для очистки хлопка, строительство садов» [5. С.10]. Также он покровительствовал развитию науки, литературы. Такая преданность Бобура была высоко оценена индийским народом. Государственный деятель Индии Жавохорлар Неру в своих произведениях «Открытие Индии», «Взгляд на мировую историю» так искренне выразился в отношении Бобура: «Бобур – славная личность. Он сторонился и был далек от религиозного фанатизма. Бобур любил искусство, особенно литературу» [6.с3–4]. Кроме лирических стихов и исторического «Бобурнома», Бобур также является автором произведений по религиоведению и других произведений. В 1522 году свое произведение «Мубаййин» он посвятил сыну Хумоюну, в котором давал советы по системе налогообложения, порядок и правила сбора налогов, от какой части берется налог согласно шариата, а также и по другим вопросам. В своем трактате «Хатти Бобурий» пытался упростить тюркские языки, в частности узбекский, в арабском алфавите. В качестве эксперимента в азбуку «Хатти Бобурий» переписал Коран. Известно, что у Бобура был трактат, посвященный стихотворному размеру «Муфассал». Бобур известен как автор произведений, пропитанных дыханием истории, лирический поэт, внесший свой вклад в решение социальных вопросов и как ученый, занимающий свое особенное место в истории духовной культуры нашего народа [7].
Индийский народ свое чувство благодарности к Заҳриддин Муҳаммад Бобуру выразил не только гимном в своих произведениях. Под руководством Бобура Индия становится благоустроенной страной, впоследствии в различных ее районах в честь Бобура были воздвигнуты многочисленные сооружения. Стремление индийского народа к увековечению облика Бобура и бобуридов выразилось в создании посвященных им музеев. В настоящее время в столице Бангладеш городе Дакка в музее “Лалбог-кальа” хранятся принадлежащие Бобуру и его наследникам предметы. Кроме того, в городах Индии и Пакистана Соларжанг, Лахор имеются музеи, посвященные Бобуру и бобуридам. Бобур – не только уважаемая и великая личность узбекского и индийского народов, но и великая личность среди народов мира. В частности переведший на английский язык знаменитое произведение Бобура «Бобурнома» Уилям Эрскин так охарактеризовал Бобура: «среди азиатских правителей не найдётся равных Бобуру по щедрости и мужеству, таланту, учености, любви к искусству» [8.с.5]. Такое уважительное отношение к Бобуру и бобуридам мы можем видеть у представителей индийского и других народов мира, ведь Бобур не только установил власть своего рода на завоеванных территориях, но и поднял уровень жизни подвластных ему народов, при этом не разделяя их.
В результате своего безграничного уважения к человечеству, оказанного Бабуром, сегодня его имя золотыми буквами вписано в страницы истории. Как сказал наш президент И. А. Каримов «Если мы хотим воспеть в мире Узбекистан, возвеличить его историю и будущее, сохранить для памяти поколений, в первую очередь мы должны воспитывать великих писателей, поэтов, творческих деятелей» [9.с.78]. На этом пути нам служит примером пройденный славный путь таких личностей как Амир Темур и Бобур. Мы гордимся таким величием нашего народа. Славные дела этих личностей служат примером в нашей деятельности и преданной работе над собой, призывает к верному служению Родине и нации.
Литература:
- Каримов И. Без исторической памяти нет будущего –Т. Шарқ. 1998.
- Шамсутдинов Р. Каримов Ш. История родины –Т. Шарқ. 2010.
- Мўминов И. Амир Темурнинг Ўрта Осиё тарихида тутган ўрни ва роли — Т. Фан. 19934.
- Мўминов И. Амир Темурнинг Ўрта Осиё тарихида тутган ўрни ва роли — Т. Фан. 19935.
- Бобурннинг 3 жилдлик девони — Т. 1965-йил 1-жилд
- Захриддин Б.“Бобурнома” — Т. 2008-йил.
- Ziyo.uz/ Азимжанова С. Валиева. Валиева. Заҳириддин Муҳаммад Бобур (1483–1530).
- Захриддин Б“Бобурнома” — Т. 2008-йил
- Каримов И. “Юксак маънавият-енгилмас куч” Т.: 2008-йил