В статье представлены результаты исследования таможенного декларирования мелассы, полученной в результате кристаллизации и рафинирования сахара, при помещении под таможенную процедуру экспорта, как одной из составляющих внешнеторговой деятельности, нацеленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Ключевые слова: таможенное декларирование, экспорт товаров, конкурентоспособность национальной экономики.
Динамичное развитие экономики страны, нацеленное на повышение ее конкурентоспособности, предусматривает не только эффективную реализацию политики импортозамещения, но и рост экспорта товаров, под которым мы понимаем «вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе» [9, с. 16]. Экспорт товаров обусловливает реализацию хозяйствующими субъектами российского рынка экспортной операции, то есть «коммерческой деятельности, связанной с продажей и вывозом товара с таможенной территории его производства без обязательства об обратном ввозе» [8, с. 17].
Безусловно, реализация экспортного потенциала страны в рамках международного разделения труда посредством реализации условий международной коммерческой сделки выступает «одним из факторов, обусловливающих повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях усиливающейся глобализации мировой экономики, учитывая при этом его позитивное воздействие как на внутренний валовой продукт, так и занятость, и качество жизни населения» [11, с. 84]. Кроме того, «развитие постиндустриальной экономики на основе современных технологических решений обусловливает производство инновационного ассортимента товаров, наличие которого можно определить как один из компонентов конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта, позволяющего ему в определенной степени быть уверенным в том, что товар будет востребован потребителем в течение планируемого его жизненного цикла» [7, с. 297].
Однако следует признать, что Российская Федерация поставляет потребителям мирового экономического пространства в основном сырьевые ресурсы первичные или вторичные. Так, из числа вторичных ресурсов на мировом товарном рынке востребован такой товар, как меласса, включенная в 17 товарную группу единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в частности, в подсубпозицию — 1703900000 — «прочая меласса, полученная в результате кристализации или рафинирования сахара» (меласса) [2]. Мелассу на мировой товарный рынок поставляют субъекты Российской Федерации Центрального федерального округа, включая Белгородскую область (табл. 1).
Таблица 1
Экспорт мелассы субъектами Российской Федерации Центрального федерального округа и Белгородской области за 2012–2014 годы
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Стоимость, тыс. долл. США |
Вес, т |
Стоимость, тыс. долл. США |
Вес, т |
Стоимость, тыс. долл. США |
Вес, т |
|
Субъекты Российской Федерации Центрального федерального округа |
36173,8 |
509223,0 |
44996,9 |
386830,7 |
50822,8 |
421964,7 |
Белгородская область |
2628,7 |
42995,6 |
2143,0 |
27131,5 |
307,7 |
2958,2 |
Составлено по источнику: [12].
В период с 2012 по 2014 год наблюдается разнонаправленный вектор развития физического объема экспорта мелассы как субъектами Российской Федерации Центрального федерального округа, так и Белгородской области.
Основными странами-потребителями российского вторичного сырья в виде мелассы производства субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа, являются Вьетнам, Турция, Украина и Германия (табл. 2).
Следует отметить, что среди основных стран-потребителей мелассы производства субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа, отсутствуют государства — члены Евразийского экономического союза, несмотря на то, что в 2012–2013 годах Казахстан закупал данный вид товара у российских производителей, а в 2014 году — Беларусь. В этой связи отмечаем, что «повышение конкурентоспособности национальных экономик Евразийского экономического союза на основе эффективного развития взаимной торговли товарами возможно за счет интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ» [4, с. 12] данных стран.
В 2012 году доля основных стран-импортеров, таких как Вьетнама, Турции, Украины, Германии, Болгарии, Нидерландов, исследуемого экспортного товара субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа, составила 94,67 %, или 482 056 348 кг, а в 2014 году (Турция, Тайвань (Китай), Испания, Германия, Латвия, Литва) — 90,16 %, или 380 452 291 кг. Хозяйствующие субъекты Белгородской области как представители Центрального федерального округа также осуществляют поставки на мировой товарный рынок мелассы свекловичной (табл. 3).
Таблица 2
Страны-импортеры мелассы производства субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа, в 2012–2014 годах
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
|
Австрия |
|
|
|
|
25636,24 |
88080 |
Беларусь |
|
|
|
|
4970,70 |
20000 |
Бельгия |
|
|
2126878,08 |
15591818 |
|
|
Болгария |
1500404,5 |
13671782 |
|
|
|
|
Вьетнам |
10042530,9 |
179673570 |
3978163,64 |
44252780 |
1220923,60 |
10013350 |
Германия |
4486665,0 |
74654520 |
1640751,88 |
17808074 |
1786645,33 |
19725050 |
Индонезия |
|
|
1043976,99 |
7620270 |
928000,00 |
8000000 |
Иордания |
|
|
731398,39 |
5499236 |
|
|
Испания |
|
|
|
|
3467556,51 |
28933013 |
Италия |
830976,4 |
8309764 |
1621067,15 |
20317270 |
1552088,18 |
12589649 |
Казахстан |
601683,6 |
3624600 |
447148,71 |
2693860 |
|
|
Канада |
|
|
1102592,93 |
8167355 |
|
|
Латвия |
31943,2 |
572970 |
34840,4 |
542620 |
558405,61 |
18926980 |
Литва |
510325,3 |
8077580 |
671608,33 |
6277410 |
1662684,39 |
14833730 |
Нидерланды |
1305000,0 |
10000000 |
928141,02 |
6774752 |
|
|
Румыния |
134458,8 |
1271460 |
198400,00 |
1600000 |
|
|
Соединенные Штаты |
|
|
681518,09 |
2392820 |
1354976,99 |
4442530 |
Тайвань (Китай) |
|
|
|
|
3836581,80 |
32746531 |
Тунис |
311546,0 |
3994180 |
|
|
|
|
Турция |
12103015,3 |
114008076 |
21955894,91 |
163576505 |
33771403,69 |
265286987 |
Украина |
4230713,4 |
90048400 |
7834474,13 |
83715940 |
652975,27 |
6358770 |
Франция |
84580,6 |
1316100 |
|
|
|
|
Всего |
36173843,0 |
509223002 |
44996854,65 |
386830710 |
50822848,31 |
421964670 |
Составлено по источнику: [12].
Таблица 3
Страны-импортеры мелассы свекловичной производства хозяйствующих субъектов Белгородской области за 2012–2014 годы
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
Стоимость, долл. США |
Вес, кг |
|
Германия |
47247,30 |
828900 |
|
|
|
|
Украина |
56737,80 |
995400 |
734986,73 |
9171450 |
307647,6 |
2958150 |
Вьетнам |
2524750,53 |
41171300 |
1408035,66 |
17960080 |
|
|
Всего |
2628735,63 |
42995600 |
2143022,39 |
27131530 |
307647,6 |
2958150 |
Составлено по источнику: [12].
Таким образом, в 2012–2013 годах меласса свекловичная белгородского происхождения была востребована в основном потребителями Вьетнама, а в 2014 году — только Украины.
Резюмируя изложенное выше отмечаем, что наличие экспортного потенциала выступает одним из условий повышения конкурентоспособности национальной экономики, а в вторым условием в данном контексте — минимум времени и затрат, связанных с перемещением экспортного товара через таможенную границу в соответствии с государственным регулированием данного процесса.
Очевидно, что перемещение экспортных товаров чрез таможенную границу требует значительного времени и ресурсов как участника внешнеторговой деятельности, так и таможенного органа. В связи с этим государство уделяет пристальное внимание упрощению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Доказательством этого является принятие такого документа, как «План мероприятий («Дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», предусматривающий «сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при вывозе товаров и транспортных средств из Российской Федерации; сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта товаров; сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с вывозом товаров и транспортных средств из Российской Федерации; внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с вывозом товаров и транспортных средств из Российской Федерации до минимальных значений» [3].
Акцентируем внимание на таможенном декларировании, которое в Таможенном кодексе Таможенного союза определено, как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров» [1, статья 4]. Так, одним из участников процесса перемещения товаров через таможенную границу является Новооскольский таможенный пост Белгородской таможни, который осуществляет выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, в том числе мелассы свекловичной.
Необходимо отметить, что в 2014 году наиболее крупными торговыми партнерами, влияющими на объемы экспорта, являлись Армения (25,25 % от общего объема экспорта региона деятельности Новооскольского поста), Азербайджан (23,92 %) и Украина (19,93 %). При этом в экспорте товаров доля таких товаров, как 1517 группы (спреды) составила около 50 %, 1101 группы (крупа гречневая) — более 30 %, 2303 группы (жом свекловичный) — 11 % и не более 10 % — групп 1703 (меласса (патока) свекловичная), 1102 (мука ржаная), 1512 (масло подсолнечное). Товарная структура экспорта участников внешнеторговой деятельности свидетельствует о том, что в основном они поставляют на внешний рынок сельскохозяйственное сырье и продовольствие, которое произведено в Новооскольском административном районе Белгородской области и востребованно за пределами страны.
Далее отмечаем, что в течение 2014 года в регионе деятельности Новооскольского таможенного поста экспортно-импортные операции осуществляли 22 участника внешнеторговой деятельности, которые оформили 627 деклараций на товары. При этом на вывоз оформлены 351 декларация на товары, или 55,98 % от общего количества оформленных деклараций на товары. Декларирование товаров производилось в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», срок выпуска декларации на товары составил один день, документальный контроль осуществлялся одним лицом по принципу «одно окно», что свидетельствует о достаточной технической оснащенности таможенного поста, учитывая то, что с 2010 года декларирование товаров производится в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
На наш взгляд, таможенное декларирование является одной из государственных услуг, предоставляемых таможенными органами «с момента прибытия товаров при ввозе и с момента принятия таможенной декларации при вывозе до их выпуска», [6, с. 9] и представляющей собой «результат взаимодействия участника внешнеторговой деятельности и должностного лица таможенного органа. Результатом оказания таможенной услуги является рост эффективности внешней торговли» [5, с. 64] товарами, наличие которой свидетельствует не только о производстве востребованной на мировом рынке продукции, но и повышении конкурентоспособности национальной экономики. Безусловно, сокращению времени совершения таможенного декларирования способствует использование информационных технологий. Электронное декларирование товаров позволяет «в результате одновременной минимизации потерь времени и материальных затрат для обеих сторон — внешнеторгового оператора и таможенного органа — повысить не только качество предоставления государственных таможенных услуг, но и эффективность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля» [10, с. 218].
Таким образом, реализация экономического потенциала страны в виде экспорта товаров предусматривает перемещение последнего через таможенную границу, что обусловливает предоставление таможенными органами участникам внешнеторговой деятельности услуг в виде таможенного декларирования в электронной форме, нацеленного на оптимизацию и сроков выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой и как конечный результат — повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.
- Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза от 16 июля 2012 г. № 54: Решение Совет Евразийской экономической комиссии.
- План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р.
- Матвеева О. П. Повышение конкурентоспособности национальных экономик стран Таможенного союза на основе развития взаимной торговли и сферы таможенных услуг: монография. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. — 191 с.
- Матвеева О. П. Таможенные услуги: содержание и особенности // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2009. — № 2 (30). — С. 63–68.
- Матвеева О. П. Теоретико-методический аспект таможенных услуг: монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2008. — 217 с.
- Матвеева О. П., Глаголева Н. Н. Развитие внешней торговли товарами как индикатор модернизации экономики страны // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 8. — С. 297–311.
- Матвеева О. П., Кошкина С. Н. Основы внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. — 132 с.
- Матвеева О. П., Макарова Г. В. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие: В 3 ч. — Белгород: Кооперативное образование, 2010. — Ч. 1. — 245 с.
- Матвеева О. П., Прушковская Е. Е. Повышение качества предоставления государственных таможенных услуг на основе применения электронного декларирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 3. — С. 217–224.
- Роздольская И. В., Матвеева О. П., Лысова И. И. Перспективы реализации экспортного потенциала Российской Федерации на мировом рынке меда // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 5–2 (58–2). — С 84–89.
12.Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.
13.Оперативные данные о деятельности Новооскольского таможенного поста Белгородской таможни.