)
В статье рассмотрено современное состояниерегионального рынка труда. На примере Кызылординской области рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, оплаты труда и конкурентоспособности рабочей силы.
Ключевые слова: спрос и предложения рабочей силы, государственное регулирование, обеспечение занятости, оплата труда.
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. В стране создаются реальные предпосылки увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда и повышению занятости населения.
Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-экономических процессов в республике, и прежде всего тех, которые определяют воспроизводство рабочей силы. Неудачи и ошибки в реформировании сферы труда и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.
Все это требует от государства формирование социально-экономической модели занятости с учетом проблем в экономике страны на современном этапе развития.
В процессе формирования любой модели она должна основываться на правовые нормы в данном государстве в данное время. На основе них строятся основные принципы модели и пути ее реализации.
Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе занятости и трудоустройстве;
защиту внутреннего рынка путем регулирования использования иностранной рабочей силы;
повышение использования трудовых ресурсов;
ориентацию системы образования по подготовке кадров в соответствии с требованиями рынка труда;
поддержку трудовой и предпринимательской активности;
осуществление социальной защиты безработных;
организацию трудового посредничества на основе деятельности уполномоченных государственных органов, а также частных физических и юридических лиц на основе государственного заказа;
предупреждение и сокращение безработицы;
сочетание республиканских и областных мероприятий по сокращению безработицы[1].
Формирование регионального рынка труда следует рассматривать поэтапно: от осуществления неотложных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществлению активной политики занятости в регионах на первом этапе до стабилизации положения на рынке труда, достижения намеченных параметров занятости и безработицы, формирования гибкого рынка труда на втором этапе.
Особенности становления и функционирования регионального рынка труда заключается в:
реализации основных функций рынка труда в соответствии с осуществлением стратегии экономического роста страны и занятости населения на основе принципа активного вмешательства государства в обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения напряженности и стабилизации ситуации на рынке труда;
необходимости государственного регулирования сферы занятости и безработицы на основе комплексного подхода;
регулирования рынка труда с учетом его сегментации и обеспечения профессиональной, региональной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
эффективном функционировании рынка труда на основе определения критерииев и показателей оценки, связанных с обеспечением основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожидаемым экономическим ростом страны;
формировании механизма регулирования регионального рынка труда на основе совершенствования законодательно-правовой базы и устойчивого финансового обеспечения проводимых мероприятий по приоритетным направлением активной политики занятости населения[2].
На динамику регионального рынка труда оказывает влияние ряд факторов: демографические факторы, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы миграции и иммиграции, состояние экономической конъюнктуры, фазы экономического цикла, научно-технический прогресс.
По данным Агентства по статистике РК на 1 декабря 2015 года по Кызылординской области экономически активное население составило 325, 3 тыс.человек, в том числе занятое население — 309,3 тыс.человек. Численность безработных, определяемая по методологии МОТ, за III квартал 2015г. по оценке составила 16,0 тыс. человек, уровень безработицы — 4,9 %.
Рис. 1. Уровень безработицы в Кызылординской области. Составлено на основе статистических данных
На 01.01.2016г. официально зарегистрированы в органах занятости в качестве безработных 1,6 тыс. человек (доля зарегистрированных безработных — 0,5 %).
Таблица 1
Обеспечение занятостив Кызылординской области
|
IҮ квартал 2015г. |
||
человек |
в процентах ко IIІкварталу 2015г. |
в процентах к IҮкварталу 2014г. |
|
Экономически активное население |
325 388 |
104,6 |
89,9 |
Занятое население |
309 385 |
104,7 |
90,0 |
наемные работники |
200 444 |
105,0 |
87,9 |
самостоятельно занятые работники |
108 941 |
104,2 |
93,9 |
продуктивно занятые |
60 992 |
85,6 |
81,2 |
непродуктивно занятые |
47 949 |
143,8 |
117,3 |
Безработное население |
16 003 |
102,4 |
88,3 |
Экономически неактивное население |
154 449 |
99,2 |
105,5 |
Примечание –составлено на основе статистических данных |
|||
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в IҮквартале 2015г. составила 104929 тенге. С 1 января 2016г. минимальная заработная плата установлена в размере 22859 тенге.
Рис. 2. Оплата труда. Составлено на основе статистических данных
Индекс номинальной заработной платы к соответствующему кварталу прошлого года составил 100,1 %, реальной — 88,5 %. Различия в оплате труда характерны для работников, занятых в различных сферах деятельности. Максимальная величина оплаты труда отмечена в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров — 256576 тенге, минимальная — в услугах по проживанию и питанию — 74332 тенге.
Списочная численность наемных работников за 4 квартал 2015 года составила 154096 человек.
Таблица 2
Среднемесячная заработная плата одного работника по видам экономической деятельности за ІҮ квартал2015г.
|
Тенге |
Номинальная, в процентах к |
Реальная, впроцентах к |
||
Предыдущему кварталу |
соответствующему кварталу прошлого года |
Предыдущему кварталу |
соответствующему кварталу прошлого года |
||
По всем видам экономической деятельности |
104929 |
98,2 |
98,3 |
97,5 |
94,7 |
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
256576 |
98,4 |
96,4 |
97,7 |
92,9 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
64646 |
103,4 |
108,5 |
102,7 |
104,5 |
Промышленность |
179880 |
98,5 |
96,4 |
97,8 |
92,9 |
Строительство |
97628 |
108,4 |
97,9 |
107,6 |
94,4 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
91981 |
107,9 |
105,7 |
107,1 |
101,8 |
Транспорт и складирование |
149625 |
102,3 |
103,2 |
101,6 |
99,4 |
Услуги по проживанию и питанию |
74332 |
107,8 |
114,4 |
107,0 |
110,2 |
Информация и связь |
153013 |
92,5 |
105,3 |
91,9 |
101,5 |
Ежемесячно со всех рай горотделов занятости и социальных программ собираются сведения о скрытой безработице и проводится мониторинг. На 1 января 2016 года по отчету 3-ТН «Сведения о скрытой безработице (о сокращенных, частично занятых работников, задолженности по зарплате) выявлена задолженность в предприятиях на сумму 80,1 млн.тенге [3].
Прошли обучение и переобучение 559 и повышение квалификации 4863 казахстанских граждан, созданы 1545 дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан.
На сегодняшний день по разрешению работают 305 иностранных специалистов, в том числе по 1 — категории — 10 чел., 2-категории 130 человек по 3-категории — 165 чел.
По области направлены 97 человек на социальные рабочие места, из местного бюджета выплачено 2,6 млн.тенге. В связи с организацией социальных рабочих мест в рамках «Программы занятости — 2020», где среднемесячная заработная плата составляет 26000 тенге, создание социальных рабочих мест финансируемых из местного бюджета в Кармакшинском, Жалагашском, Сырдарьинском районах сокращены
По области организованы 8048 оплачиваемых общественных работ, на эти цели из местного бюджета выплачено 352,0 млн.тенге.
На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлены 541 человек, из местного бюджета им выплачена 4, 2 млн.тенге.
На 2015 год по «Программе занятости — 2020» предусмотрена 5681,1 млн.тенге. С начала года количество обратившихся в органы занятости составило 8467 человек, с 8496 из них составлены трудовые договора.
Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей функцией рынка труда. Сегментация рынка труда по полу, возрасту, профессиям значительно осложняет решение этой проблемы и требует новых подходов с учетом особенностей развития национальной экономики страны в целом и ее регионов. Количественная несбалансированность рынка труда дополняется диспропорциями в качественной структуре спроса и предложения рабочей силы. С одной стороны, возникает потребность в работниках новых профессий, а с другой — уменьшается спрос на работников традиционных узких профессий.
В условиях реформирования казахстанской экономики не было достигнуто равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее. В связи с этим решение данной проблемы возможно только при условии активного государственного регулирования рынка труда.
Несмотря на произошедшие количественные и качественные изменения в сфере рынка труда, эффективный механизм его регулирования в республике не сформировался. Наличие скрытой безработицы на предприятиях свидетельствует о недостаточной регулирующей роли рыночного механизма. В настоящее время возникли и сформировались лишь отдельные организационные элементы инфраструктуры рынка труда, которые выполняют некоторые функции регулирования трудовых отношений, но не затрагивают глубинных основ функционирования рынка труда[4].
Необходимость повышения качества, конкурентоспособности рабочей силы на предприятий обуславливается такими факторами, как:
увеличением стоимости персонала как производственного ресурса;
давлением со стороны конкурентов, требующих сокращения затрат и эффективного использования труда;
технологическими изменениями, требующих новых навыков в организации и управлении производством;
потребностью усиления интеллектуальной подготовки работников [5].
Таким образом, на казахстанском рынке рабочей силы формированиерынка труда осуществляется под влиянием соотношения спроса и предложения на основе определения цены труда.
Литература:
1. Ермаков В. А. Казахстан в современном мире.Алматы: Гылым, 1998.
2. Сарсембаев А. О состоянии рынка труда в Республике Казахстан. Деловая неделя, № 3–4, 2005. С.14–19.
3. Социально-экономическое развитие Кызылординской области: статистический сборник. Кызылорда, 2015.
4. Абдимомынова А. Ш., Спанова Л. К. Проблемы развития инновационной активности казахстанских предприятий. Молодой ученый, № 6 (86), март-2 2015 г.