В России информатизация образования рассматривается как одно из главных направлений модернизации образовательной системы. Одним из направлений информатизации языкового образования является конструирование и проектирование новых видов учебных материалов, реализующих различные виды учебной деятельности обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями) с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов нового поколения (электронных курсов, электронных учебников, веб-сайтов, систем управления контентом), их размещение и системное использование или адаптация к целям и условиям обучения ранее созданных электронных образовательных ресурсов [1, с.196]. При этом переход системы среднего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты, усиливающие значимость иностранного языка в образовательном процессе, повлек за собой необходимость модернизации иноязычного образования в школе, что во многом увязывается с необходимостью обновления содержания и образовательных технологий обучения иностранным языкам для достижения нового качества образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Анализ научной литературы, изучение опыта работы общеобразовательных школ показали, что в настоящее время проблема подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам вообще и иностранным языкам в частности остается по-прежнему актуальной. Ученые-педагоги и психологи, учителя-практики ведут интенсивный поиск оптимальных путей ее решения. Одним из таких путей, на наш взгляд, является интеграция очных и дистанционных форм обучения в образовательный процесс.
Последние десятилетия характеризуются быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Образовательные организации России, в том числе и общеобразовательные учреждения, стремятся активно использовать современные достижения науки и техники в области компьютерных технологий и внедрять их в образовательный процесс. 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из нововведений, согласно Федеральному закону N 273-ФЗ, стало признание электронного образования и применения дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования.
Одной из целей закона также является закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. Федеральным законом N 273-ФЗ предусмотрена возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также приведены основы реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий Под дистанционными образовательными технологиями обучения мы будем понимать технологии, реализующие интерактивное взаимодействие как между преподавателем и обучающимся, так и между участниками обучения и системой дистанционного обучения. В свою очередь, смешанное обучение, по мнению Фандей В.А, представляет собой комбинацию элементов очного и дистанционного обучения, причем одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели [2].
Данное определение, по нашему мнению, наиболее точно отражает суть исследуемого феномена, поскольку в полной мере представляет его сущностные характеристики и возможные вариации. Из него также следует, что смешанное обучение, безусловно, подчиняется основным законам педагогики, хотя и трансформирует их в соответствии с новыми условиями организации обучения и требует модификации и адаптации к специфике образовательного учреждения. В этом случае учебный процесс представляет собой некую систему, состоящую из разных частей, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом. Концепция смешанного обучения предполагает, что в современных условиях реформирования системы образования можно рационально сочетать традиционное обучение с преимуществами дистанционных технологий. В научной литературе выделяется три модели смешанного обучения, а именно:
- Поддерживающая модель, которая предполагает наличие дистанционного компонента в качестве дополнения к системе традиционного очного обучения.
- Замещающая модель, в которой предполагается полная интеграция электронно- образовательных ресурсов в учебный курс, за счет которой происходит изменение формата курса в целом (разделение материала и видов учебной деятельности между дистанционным и очным компонентом, процентное соотношение каждого из которых может варьироваться в диапазоне от 30 %- 70 %).
- Модель электронно-образовательного центра. Данная модель предполагает создание крупных учебных компьютерных лабораторий и информационно-образовательных сред, которые в будущем, возможно, смогут полностью изменить представление о формах обучения.
Наиболее оптимальной моделью смешанного обучения для указанных условий является поддерживающая модель, включающая следующие компоненты:
Классно-урочный компонент (урочные занятия с преподавателем с использованием средств ИКТ);
Дистанционный компонент (управляемая внеурочная самостоятельная работа посредством средств ИКТ).
При этом весьма очевиден тот факт, что реализация смешанного обучения подразумевает наличие информационно-коммуникационной предметной среды (ИКПС-далее). Вслед за Колядко С. В. под ИКПС будем понимать определенным образом структурированную и организованную часть информационно-образовательного пространства, включающую взаимосвязанную совокупность аппаратных и современных телекоммуникационных средств, программного, учебно-методического, организационного и информационно-справочного обеспечения, способствующего осуществлению интерактивного непосредственного (в очном обучении) и опосредованного (в дистанционном обучении) взаимодействия между участниками образовательного процесса [3, c.130].
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам смешанного обучения (Е. В. Бутенкова, Л. B. Десятова, М. Г. Евдокимова, Ю. И. Капустин и др.) позволил выделить следующие преимущества смешанного обучения:
гибкость модели обучения, которая представляет собой сочетание самостоятельного обучения посредством технологий дистанционного обучения с обучением в классе (предполагается, например, самостоятельное изучение теоретического материала в индивидуальном темпе, которое высвобождает время для активной практической проработки конкретных умений на очных занятиях); в смешанном обучении учащийся получает возможность осваивать его в индивидуальном темпе.
развитие критического мышления и способности к самостоятельной работе (умение работать с информацией, отбирать необходимый для работы, обучения и развития материал);
интерактивность (понятие, подразумевающее «во-первых, способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронный ресурсов; во- вторых, возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению» [4, с. 63].);
На основе анализа исследований Е. В. Дырдиной, В. А. Красильниковой, М. А. Петренко, С. В. Титовой и др. нами были определены виды интерактивности [4,5.6]:
интерактивность обратной связи (дает возможность контролировать процесс освоения учебного материала, реагировать на действия пользователя и давать ему возможность получить ответ на возникшие вопросы);
временная (позволяет учащемуся самостоятельно выбирать время начала обучения, его продолжительность и скорость его освоения);
порядковая (позволяет учащемуся самому выбирать очередность использования фрагментов информации);
содержательная (дает возможность учащемуся самому изменять, уменьшать или дополнять объем содержания информации);
творческая (проявляющаяся при выполнении учащимися проектов или создании собственных учебных продуктов в процессе деятельности).
- информационная доступность и множественность применения учебных материалов (размещение информации в доступных форматах на Интернет-серверах и доставка, их стандартными механизмами, например, по электронной почте, позволяет осуществлять многократное использование информационных ресурсов, как преподавателям, так и учащимися);
- учет темперамента и репрезентативной системы учащегося (смешанное обучение позволяет учащимся с разными темпераментами и репрезентативными системами одинаково успешно усваивать учебный материал, так как предоставляет больше возможностей проявить себя в связи с разнообразием форм работы, а также позволяет варьировать темп обучения).
Таким образом, можно сделать вывод, что при существующей в общеобразовательной школе классно-урочной системе организации образовательного процесса подготовка учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам будет наиболее оптимальной в рамках модели смешанного обучения. При этом, разработка ИКПС потребует не только иных подходов к отбору содержания обучения, поиска оптимального соотношения объема урочной и внеурочной самостоятельной работы учащихся, но и иных подходов к способам реализации методов и форм организации учебного процесса.
Литература:
- Колядко С. В. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации языкового образования: проблемы и перспективы. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 196–203.
- Фандей В. А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: дис.... канд. пед. наук. Москва, 2012.
- Колядко С. В. Сетевой интерактивный учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов//Педагогическое образование в современном мире. 2014. № 3 (14). С. 129–137.
- Титова C. B. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М.: П-Центр, 2009. -240 с.
- Дырдина, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно- ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / Е. В. Дырдина, В. В. Запорожко, А. В. Кирьякова. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. — 227 с.;
- Красильникова, В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В. А. Красильникова. — Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009.-339 с;