В статье рассматривается проблема усовершенствования техники бега на короткие дистанции в подготовке сдачи норм ГТО. Авторами предложена нетрадиционная методика для развития силы мышц туловища для эффективности прохождения по дистанции, а так же качественного взаимодействия с другими элементами техники. Разработан и практически обоснован комплекс упражнений на основе фитнес-программ.
Ключевые слова: легкая атлетика, спринт, скоростно-силовая подготовка, нетрадиционные средства, фитнес, мышечный корсет, аэробные и кардио-тренировки, сила мышц туловища.
Указом Президента Российской Федерации, в целях усовершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, в России с 1 сентября 2014года введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [1]. Применение комплекса ГТО важно для диагностики физической подготовленности студенческой молодежи. В комплексе ГТО представлено большое количество дисциплин из легкой атлетики.
Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается «королевой» спорта. Один из самых ярких и зрелищных видов является бег на короткие дистанции, где демонстрируется высокий уровень силовой, скоростно-силовой, а так же технической подготовленности.
Многие специалисты в тренировочном процессе придерживаются традиционных методик развития физических качеств и силы отдельных мышечных групп. На сегодняшний день хочется отметить, что ни в одной методике, предложенными авторами, не указаны нетрадиционные средства, направленные на совершенствование развития силы мышц туловища [2; 3; 5 и др.]. Положением туловища спринтера определяется эффективность прохождения дистанции, а так же эффективность взаимодействия с другими элементами техники. Совершенствование этой способности связывается с повышением, как силового компонента движений, так и возможности к выполнению продолжительной мышечной работы. В связи с данной проблемой, был рассмотрен материал нетрадиционных методик для развития силы мышц туловища.
Фитнес относится к нетрадиционным видам спорта, но занимает высокие позиции среди физкультурно-оздоровительных мероприятий. Фитнес подразумевает совокупность мероприятий, направленных на разностороннее физическое развитие человека, формирование высокого уровня его здоровья. В фитнесе используются силовые тренировки (как правило, с преодолением собственного веса, с отягощениями или на тренажерах), которые направлены на укрепление и формирование мышечного корсета; аэробные и кардио-тренировки, улучшающие деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем; тренировки на развитие гибкости (стретчинг) [4, с.130]. В фитнесе акцент направлен на гармоничное развитие физических качеств, что позволяет создать мощный фундамент, на котором можно более безопасно и эффективно развивать технику бега.
Цель исследования — на основе теоретического анализа и практического внедрения обосновать применение нетрадиционной методики развития силы мышц туловища, для совершенствования техники бега на короткие дистанции.
Объект исследования — студенты 1 и 2 курсов, члены сборной по легкой атлетике факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления (СЗИУ).
Предмет исследования — нетрадиционный комплекс упражнений, направленный на совершенствование положения тела в беге по дистанции.
Результаты анализа данных специальной литературы позволили авторам выявить наиболее типичные ошибки положения тела в беге по дистанции:
колебательные движения общего центра массы тела в такт шагов (ОЦМТ);
повороты корпуса с закрепощенным плечевым поясом;
отклонение туловища назад.
В сравнении различных данных научно-методической литературы было выявлено, что наиболее эффективным положением тела в беге по дистанции, является наклон туловища вперед в пределах 72°-80° [2; 3; 5 и др.]. Это положение позволяет:
максимально увеличить скорость с меньшими колебаниями ОЦМТ;
быстро разгибать бедро, производящее мощное тяговое движение таза вперед;
сохранить угол вылета (2°- 4°) после завершения отталкивания;
минимально терять скорость в амортизационной фазе;
улучшить работу рук (регуляция темпа движений при беге).
На основании выше сказанного были разработаны критерии оценки положения тела в беге по дистанции (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки техники бега по дистанции
Оценка |
Работа рук |
Работа туловища |
Работа ног |
5 |
Активное движение в плечевом суставе, широкая амплитуда |
Оптимальный наклон вперед (72°-80°) |
Стопы по одной линии, оптимальный вынос бедра (87°-90°),быстрое сведение бедер |
4 |
Движение рук с малой амплитудой, не меняя угла в плечевом и локтевом суставах |
Колебательные движения ОЦМТ в такт шагов |
Оптимальный вынос бедра, стопы по параллельным линиям. |
3 |
Движение рук с сильно сжатыми кистями |
Повороты корпуса с закрепощенным плечевым поясом |
Стопы развернуты, недостаточный вынос бедра |
2 |
Бег с согнутыми руками в локтевом суставе (120°- 125°) |
Отклонение туловища назад |
Стопы не на одной линии, недостаточный вынос бедра |
1 |
Бег с прямыми руками |
Сильный наклон туловища вперед |
Постановка стоп чрезмерно в стороны, недостаточный вынос бедра, чрезмерный захлест голени |
На сегодняшний день, в учебной программе по физическому воспитанию СЗИУ в разделе «Легкая атлетика» внимание уделяется только сдаче контрольных нормативов. К сожалению, технике бега практически не уделяют внимания, а ошибки в положении тела в беге по дистанции, в постановке стоп, выносе бедра и в работе рук сохраняются. Это объясняется не должным отношением к существующей проблеме, а так же минимизацией средств, для развития силы мышц туловища, предложенных в традиционных методиках.
До введения в учебно-тренировочный процесс занятий на основе фитнес — программ нами была проведена экспертная оценка положения тела студента в беге по дистанции, критерием которой являлось ранее выявленные ошибки. Оценивалось по 5-ти балльной шкале каждого критерия (таб.1). Самый низкий результат показала работа туловища и составила — 24.1 балла. Затем была определена средняя оценка каждого элемента техники бега до эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился в легкоатлетическом манеже спорткомплекса им. В. И. Алексеева. Нетрадиционная методика разрабатывалась на основе фитнес — программ, подбирались упражнения в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся. Основная работа заключалась в силовом блоке и скоростно-силовом блоке подготовки. Именно в таком сочетаний и последовательности проводилась данная методика для девушек. В основе программы синтезирован опыт преподавания в институтах физической культуры, а также зарубежный опыт инструкторов — тренеров. Педагогический эксперимент проводился 4 раза в неделю по 30–40 мин. и был направлен на совершенствование положения тела в беге по дистанции на основе повышения силы мышц туловища. При разработке комплекса упражнений нами были поставлены следующие задачи:
повышение динамической, статической силы мышц туловища;
укрепление мышц тазового дна;
способствовать удержанию наклона туловища в беговом шаге в фазе амортизации;
повышение эластических способностей мышц.
Упражнения в комплексе подбирались с целью включения максимального количества мышечных групп. К ним относятся: мышцы спины (трапециевидная, широчайшая, большая и малая ромбовидная и т. д.); мышцы брюшного пресса (прямая мышца живота, наружная и внутренняя косая мышцы живота, поперечная мышца живота). Использовались собственно-силовые способности, которые проявляются в условиях статического режима и медленных динамических движений. При выполнении комплекса особое внимание уделялось технике выполнения упражнений, контролю дыхания.
Упражнения в комплексе выстраивались по определенной схеме, где соблюдались заданные характеристики (кол-во повторений, интенсивность, паузы отдыха и т. д.).
Пример программы тренировки:
количество упражнений — 12;
количество серий — 3;
количество повторений — 15–20 раз;
пауза отдыха — 60–90 сек;
темп — медленный;
количество тренировок в неделю — 4;
метод тренировки — серийно-поточный.
Но из-за не специфичной работы для девушек, было большое количество ошибок: техническое выполнение упражнений, быстрое утомление мышц спины и брюшного пресса, длительные паузы отдыха между подходами и сериями и недостаточная амплитуда движения для растягивания мышечных групп. Так же нужно учитывать, что комплекс упражнений проводился после основных беговых упражнений, где затрачивались максимальные усилия. Но от занятия к занятию девушки приспосабливались к данной работе, и уже через месяц регулярных занятий с использованием нового комплекса отмечался значительный прогресс в результатах, а именно: появилась четкость в технике выполнения упражнений, осознанный контроль дыхания, улучшилась способность мышц к растягиванию и расслаблению.
По истечению полутора месяцев была проведена повторная экспертная оценка положения тела в беге по дистанции.
При сравнении двух экспертных оценок до и после эксперимента, мы видим прирост оценки в работе туловища на 0,8 балла (табл. 2).
Таблица 2
Среднее значение оценки элементов техники бега по дистанции
Элементы техники |
До эксперимента |
После эксперимента |
Разность баллов |
Работа рук |
3,1 |
3,3 |
0,2 |
Работа туловища |
2,4 |
3,2 |
0,8 |
Работа ног |
3,3 |
3,6 |
0,3 |
Данный комплекс упражнений с использованием фитнес — программ не только удовлетворил поставленные задачи, но и повысил оценку элементам техники бега: работу рук на 0,2 балла, работу ног на 0,3 балла и технике в целом на 1,3 балла. Так же при сравнении результатов в беге на 100 метров девушек до и после эксперимента, произошло улучшение показателей времени: от 0,02 с до 0,05с.
При анализе полученных данных можно отметить, что нетрадиционная методика развития силы мышц туловища оказалась наиболее оптимальной для совершенствования положения тела в беге на короткие дистанции, а так же для прироста результата.
В результате педагогического исследования выяснилось, что разработанный комплекс упражнений позволил устранить наиболее типичные ошибки положения тела во время бега по дистанции и в итоге улучшить результат.
В заключение нашей работы можно сказать, что нетрадиционная методика развития силы мышц туловища средствами фитнес — программ позволила улучшить техническую, физическую подготовленность студенток и результат в беге на 100 м, который входит в комплекс ГТО.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)".
- Жилкин А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Академия, 2008. — 464 с.
- Легкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. — Мн.: Тесей. 2005. — 336 с.
- Морозова Л. В. Фитнес как современная форма физического воспитания в СЗИУ РАНХиГС / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова //Управленческое консультирование. — 2013. — № 6 (54). — С. 128–134.
- Янсен Петер ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с англ. — Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. — 160 с.