В статье рассматриваются вопросы отражения философского анализа системы движения в произведениях изобразительного искусства.
This article is dedicated to a problem of philosophical descrbing analyze of motions system in the works of Fine art.
Действительность не может быть без движений. Поэтому вселенная в вечном движении, изменении. Человек так же с рождения находится в движении. Движения возникают на основе противоречий. Жизнь человека — это движение от одной точки к другой. Она была и будет в движении.
Что значит динамика? Это философская категория, означающая неотъемлемое свойство вселенной. Понятие движение означает превращение возможностей в действительность, происходящие события, непрерывное изменение мира. Всякий процесс в мире происходит благодаря движению. Всякое изменение — есть движение. Изменения присущи не только материальным, но и нравственным объектам. Бытие всякого объекта проявляется благодаря движениям и изменениям в нем. Именно поэтому движения являются основной формой существования вселенной. Различают плавное, вращательное, спиралеобразное, волнистое, качающееся, горизонтальное, вертикальное, прямое, кривое и другие движения.
Существуют движения идейные, нравственные, связанные с интеллектом человека и информационными процессами. Мышление — движение мыслей, движение информационное, движение идеи, движение нравственное, движение воображаемое и другие мы относим к таковым. Простейшая форма движения — механическое движение, его источник внешнее воздействие, источник сложных форм движения таится во внутренних взаимосвязях.
Издревле выдвигаются различные концепции о движении и его источниках. В священной книге зороастризма «Авесто» подчеркивается, что движение есть основная суть мироздания. Учеными древнего Египта, Вавилона, Китая, Индии, Греции созданы специальные труды о сути движения. Ими разработаны первые идеи об особенностях, формах, источниках движения. Были ученые отрицающие существование движения. Зенон из Элейя пытался доказать отсутствие движения в своих работах «Ахилл и черепаха», «Дихатомия», «Летящая стрела».
Источником движения ученые издревле называют противоречия. Внутренние противоречия есть внутренний источник движения. Некоторые ученые считают, что источником движения является внешний или первичный толчок. Согласно их мнению, в мире правило вечное спокойствие, позже благодаря первичному толчку он пришел в движение. На самом деле, не может быть действительности без движения, она постоянно в движении, в изменении, которые происходят на основе как внутренних, так и внешних противоречий. Ибн Сина говорил, что тело на одном месте и в одно и то же время находится ни в спокойном состоянии, ни в движении, движение противоречиво, и оно есть результат противоречия.
Формы движения — это проявление взаимосвязей во вселенной. Взаимосвязь может быть в материальной и духовной формах. В основе материального мира лежит — гравитационная, электромагнитная, сильная и слабая ядерная взаимосвязь. Взаимосвязи составляют структуру времени и пространства. Движение или движущаяся система независимо от её формы является основой изменения мира. Движение — бытие, бездействие — спокойствие, а значит отсутствие. Именно поэтому движение вечное и абсолютное свойство мира, а бездействие относительное, преходящее. Движение снизу вверх есть развитие, прогресс, а обратное — регресс [4, С. 302–303].
Данная проблема в совершенстве разработана в трудах ученого Средневекового Востока Абу Насра Фараби. Представитель философии нового времени Гегель обосновал, что посредством формальной логики суть движения передать нельзя, её нужно толковать с позиций диалектизма.
В толковании движения важное значение имеют идеи о его материальном носителе, источнике. Английский ученый Ж. Толанд (1670–1722) объясняет движение в связи с материей. По его мнению, нет материи без движения, как нет движения без материи. Эта идея явилась основным принципом материалистической философии.
Материальный носитель движения, данное понятие означает, что движение существует не сама по себе, оно есть движение чего-то, изменение чего-то (об этом говорилось выше).
Когда речь идет о движениях в идейных формах понятие материальный носитель движения теряет свое значение. Его сменяет понятие «динамика», которая может иметь материальную или духовную форму. Мысль человека, информационная система, нравственная система, идеологическая система и др. являются примером динамики, имеющей духовную (нравственную) форму.
Движение служит проявлению двигательного состояния в композиции.
Легкий ветерок в момент рассвета в работе художника Р. Ахмедова «Утро, материнство» так же относится к движению. Источник его противоречие.
Кормящая мать нагинает сонную голову в направлении ветра и выпрямляет, её ритмичные движения гармоничны с качанием колыбели (рис. 1–2).
Движения головой матери, движение ветра, движение колыбели, кормление ребенка, движение Земли составляет динамику (рис. 3).
Тополя в рисунке в результате сопротивления ветра 21 и 22 совершают качающееся движение влево. Колесо ветра 03 совершает вращательное движение влево. Словом, вращается по законам природы.
Рис. 1. Динамика произведения
Движения ребенка, кормящегося от груди матери относятся к ритмичным движениям. Колесо с центром 02 является колесом жизни. Колесо движется по часовой стрелке слева направо. Обратим внимание на внутренние колеса 01 и 02, эти два колеса движутся друг против друга. Прав был Ибн Сина, когда говорил, источник любого движения противоречие. На рисунке 2 приводится схематическое изображение динамики произведения.
Рис. 2. Схематическое изображение динамичных особенностей произведения.
Рис. 3. Cистема движений.
Движения сонной матери — наклон головы 12влево, и выпрямление вновь является ритмичным движением (рис. 1,2). Колыбель, висящая на дереве на точке 01, на утреннем ветре совершает качающееся движение (3). Причиной тому сопротивление ветра. Это движение означает время, т. е. указывает на то, что жизнь не вечна. В священной книге мусульман Коране говорится: «Горы плывут как воды». Движения против движений горы (4) снизу есть регрессивное движение. Словом, все бытие в движении.
Ритмичные качающиеся движения колыбели, качающееся движение матери головой (наклонение влево и снова выпрямление), ритмичное кормление ребенка грудью, ритмичное движение утреннего ветра вперед, движения, качающихся на ветру тополей, в общем движение бытия составляет гармонию единой целой системы движений.
Литература:
- Каримов И. Юксак маънавият-енгилмас куч. Т.: Маънавият. 2008.
- Булатов С. С., Толипов Н. Х. Гўзаллик фалсафаси. (Монография) Т.: Фан ва технология. 2008.
- Хакимов А. А. Изобразительно-орнаментальные образы и мотивы прикладного искусства. // Художественная культура Средней Азии в Х-ХIII веках. Т.: 1983.
- Ўзбек миллий энциклопедияси. Т.: Ўзбек миллий энциклопедияси. 11 том. Т.: 2005.
- «SAN’AT». Журнал. 1999–2010 г.г.