Ключевые слова: гражданское общество, социализация личности, семья, махалля, гражданская культура, референтные группы, толерантность.
В свете происходящих на пост советском пространстве перемен на фоне обширных социально-экономических и политических преобразований чрезвычайно остро встает вопрос о необходимости становления гражданского общества, которое представляет собой не только определенную структуру, но и совершенно новое качество жизни. Строительство демократического, правового гражданского общества социально-стратегическая цель Узбекистана.
Однако, становление и эффективность институтов гражданского общества в решающей степени зависит от отношения к ним самих граждан. В этом плане интересен анализ этого двуединства, то есть общество — личность, гражданское общество — гражданственность личности, а также вопросы социализации личности в процессе эволюции. Исследование этой тематики правильно было бы начать с анализа гражданского общества. Современная литература наработала широкий спектр определений гражданского общества. Конечно же, особенности и разнообразие определений данного феномена связаны отчасти с особенностями изучаемых объектов исследований. Но основываясь на сущностных сторонах и обобщая их гражданское общество можно определить как совокупность социальных образований, объединенных специфическими, экономическими, культурными и другими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной системы.
Гражданское общество- это системный элемент единой метасистемы, относительно самостоятельная часть общественной жизни вне государственного контроля. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя неполитические отношения, то есть совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Это сфера реализации многообразных частных интересов отдельных индивидов. Она стоит, прежде всего, на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни, формируя в своей структуре сильные защитные ассоциации и институты, общество защиты прав потребителей, союзы предпринимателей и другие гражданское общество, обеспечило во многих странах значительное возрастные защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Поэтому человек в гражданском обществе, будучи включенным в многообразные социальные отношения, может проявить себя как личность и найти социальную защиту. Личность в гражданском обществе интегрируется в различные референтные группы, наиболее полно выражающие ее интересы, а также не позволяющие власти узурпировать или чрезмерно ограничивать свободу личности. По качеству это общество с развитыми экономическими правовыми культурными и другими отношениями, но для достижения этого качественного социального состояния необходимо осознание гражданами общности групповых интересов, своей идентичности с другими индивидами, обладающими аналогичными социальными признаками. Готовность в той или иной форме поддерживать соответствующую общность, принимать участие в ее деятельности и, в конечном счете, активно отстаивать групповые интересы, рассматривая их как выражение своих собственных, то есть говоря языком современной науки в личности должна быть выработана культуры гражданственности, культура участия в общественной жизни. Основой отношений личности-общества закладываются уже в процессе первичной социализации. Личность вступает в деятельные отношения, общение, осознает свою роль в социуме. Особенности его социального окружения являются первичными предпосылками к социализации.
Названные обстоятельства требуют активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания ее гражданских качеств. В этом плане заслуживают внимания мысли одного из крупнейших педагогов В. А. Сухомлинского о том, что у молодежи необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [2].
Безусловно, семья является одной из таких первичных ячеек, где вырабатываются модели поведения и формы общения с людьми «восточная», «узбекская», «национальная» семья имеет в этом плане свои особенности. Почитание старших, авторитет главы семьи, внутрисемейное единение, уважительная субординация в общении, соблюдение семейных традиций, как правило, являются предопределяющими ценностями семьи. Эта атмосфера способствует интернизации социализирующимся поколениям форм поведения и систем ценностей, принятых в семейном кругу.
Представляется также, что важной стороной гражданского воспитания в таком полиэтническом государстве, как Узбекистан, является воспитание культуры межнационального общения учащейся молодежи. Обратимся к опыту государственных образовательных учреждений. Укреплению взаимопонимания между учащейся молодежью столицы, в которой проживают представители 120 этносов и многочисленных зарубежных представителей конфессий, способствует работа по реализации различных культурных программ. Специальные культурные центры межнационального образования и проектов в тесном контакте с представителями различных национальностей и культур изучают и обобщают практику по обучению, воспитанию и социализации учащихся различной национальной принадлежности. Проводятся школьные смотры национальных культур, конкурсы изобразительного и декоративно-прикладного искусства среди учащихся, фестивали национальных искусств. Система образования с «этнокультурным компонентом» помогает в условиях промышленного мегаполиса развивать преподавание национальных языков и культур, укреплять взаимопонимание между молодежью различных социоэтнических общностей, устанавливать дружеские отношения между учащимися и студентами многих государств мирового сообщества [3].
На ориентиры поведения личности значительное влияние оказывает и социальный статус семьи, поскольку он предопределяет тип социального окружения. Чем выше статус семьи, тем богаче ценностные ориентиры. По мере взросления личности возрастает значение внешних реферетных групп. Это школа, товарищи, формальные и неформальные объединения. Важным моментом здесь является соответствие ориентиров этих референтных групп семейным ориентирам, тем самым упрочняется социализация личности [4].
Нужно отметить особую роль в процессе социализации школы. В отличие от семьи, школа расширяет грани социальности сознания, обучая арифметике гражданственности. Школьное образование — это важный сталкер в самостоятельную социальность. Вместе с этим, школа обучает личность азам общественной культуры, вырабатывая основы гражданской позиции. Важной поддержкой в этом направлении является махалля. Она наряду со школой выполняет воспитательную, ориентирующую, контролирующую функции. В соответствии с семейными требованиями она дополняет первичные ценностные установки поведения и общения. Махалля, выполняя два взаимосвязанных, но все таки отличных друг от друга воздействия на личность, социальный контроль и собственно воспитание, осуществляет контроль за поведением личности. В случае необходимости применяет к человеку различные меры, включая и санкции для того, чтобы внешняя сторона поведения при всех условиях соответствовала общественным требованиям. В этом плане махалля, являясь одной из ячеек гражданского общества, развивает чувство группового единения и личностной ответственности перед обществом.
По мере взросления и вступления личности в самостоятельную практическую жизнь увеличивается объем и интенсивность воздействий, значительно расширяется сфера общения. Эта последующая фаза социализации личности. Общественная жизнь людей неизбежно рождает соответствующие связи между ними социально организуя в определенный коллектив. Подобные социальные связи являются одновременно силой совершенствования и развития личности. Социально-практическая деятельность формирует и воспитывает личность, проявляясь как взаимодействие практически действующих людей, личность оказывается вовлеченной в общественные, как формальные, так и неформальные связи. В этой системе она приобретает определенный статус, определенное положение в социальной иерархии. При этом формирование ценностных ориентаций под влиянием объективных условий существования находится под влиянием объективных факторов. Среди них можно назвать, прежде всего, специфику гражданской культуры, устоявшийся стиль поведения различных институтов, сложившуюся правовую практику, влияние различных организаций, социальных сил, отражающих их политическую стратегию, в том числе, психологическое влияние с помощью средств массовой информации.
Итогом социализации является обусловленное включение индивида в одну из существующих больших социальных общностей, существенно отличающихся друг от друга по степени сплоченности и организованности.
Литература:
- Восканян С. С. Согласие и терпимость в авторитарном обществе // Проблемы социально-гуманитарного знания. — Волгоград, 2002. — С. 44–46.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1977. С. 268.
- Тарроу, Н. Язык, межкультурализм и права человека / Н. Тарроу // Перспективы. — 1993. — № 4. — С. 107–132.
- Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. С.216.