Раздел I: Информационная часть
Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный, направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи дошкольников, в совместной с детьми и родителями деятельности с целью создания благоприятных условий для положительной социализации дошкольников и последующего успешного обучения в школе.
Сроки реализации: Сентябрь 2014 года — май 2016 года.
Раздел II: Содержательная часть проекта
- Аннотация
Проект направлен на формирование доверительных отношений с родителями и организацию совместной деятельности по проведению коррекционной работы с детьми на основе индивидуального подхода.
Главной идеей Проекта является его открытость, выражающаяся в обеспечении доступности коррекционной помощи в формировании речи детей в условиях логопедического кабинета. База МАДОУ даёт возможность использовать разные варианты оказания логопедической помощи детям, но основой Проекта является присутствие и непосредственное участие родителей в логопедических мероприятиях, что позволяет им вникнуть в проблемы ребёнка и в совместной деятельности устранить их. Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.Таким образом, логопедическая помощь, направленная на коррекцию речевого нарушения будет более конкретной и индивидуализированной.
Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете, совместные занятия.
Этапы реализации:
подготовительный этап: с 01.09.2014 г. по 31.10.2014 года
организационно-проектировочный этап: с 01.11. 2014 г. по 28.02. 2015 г.
практический этап: с 01.03.2015 г. по 30.04.2016 г.
аналитический этап: с 01.05. 2016 г. по 31.05.2016 г.
2. Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС) подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений, а также обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [2. п.п.2,п.1.5,ч.1]
В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в детский сад, чья речь развивается без особых отклонений от нормы.
Исследования, направленные на целесообразность разработки и реализации данного Проекта в МАДОУ дали следующий результат:
- Около 40 % семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста нуждаются в оказании коррекционной помощи.
- В детском саду имеются достаточные кадровые ресурсы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционной работы. (рис. 1)
Рис.1
- Родители старших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
Новизна Проекта — это разработка новой системы взаимодействия с семьями, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка, так как будет решена одна из наиболее сложных проблем — различие в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Овладев необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей.
Таким образом, существует необходимость в новой организации работы логопедического кабинета МАДОУ, которая будет направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и их родителям посредством реализации Проекта.
3. Цели и задачи Проекта.
Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства в детском саду и семье для освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. [4,с.5]
Задачи:
Создать организационную базу для проведения коррекционной деятельности логопедического кабинета, апробировать методические условия индивидуальных занятий в присутствии родителей.
Создать условия для функционирования инновационных моделей работы логопедического кабинета МАДОУ (в первую и вторую половину дня).
Подготовить программно-методическое обеспечение предоставляемых логопедическим кабинетом услуг.
Пополнить материально–техническую базу логопедического кабинета МАДОУ.
4. Этапы реализации Проекта
I этап (подготовительный):
изучение нормативно-правовых документов по осуществлению логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС;
проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления спроса на образовательные услуги.
Исследовательская часть проекта.
Методы исследования — анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, анализ развивающей среды, анализ результатов Проекта.
В ходе исследования были рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на речевое развитие детей:
благоприятные:
возможность своевременного оказания помощи учителем-логопедом;
консультирование ребёнка у невропатолога, психиатра, отоларинголога;
использование интернет-ресурсов для подборки методического материала.
достаточный опыт работы учителя-логопеда;
оптимальная площадь логопедического кабинета;
работа консультативного центра для родителей с целью их педагогического просвещения.
не благоприятные:
недостаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
недостаточный уровень подготовки молодых педагогов для выполнения инновационных форм работы.
II этап(организационно- проектировочный):
разработка, согласование и утверждение планов работы (индивидуальные и перспективные);
подбор программно-методического обеспечения и диагностических материалов;
определение направления деятельности логопедического кабинета и форм взаимодействия участников образовательных отношений;
создание комфортной предметно-развивающей среды.
III этап (практический):
реализация плана работы по Проекту
организация обратной связи с родителями.
IV этап (аналитический):
анализ результатов работы по выполнению Проекта, определение ее эффективности.
5. Критерии оценки и ожидаемые результаты
Качественные:
выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушениями речи при поступлении в школу;
снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки — количественный анализ);
создание банка методических материалов (критерий оценки — наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива);
обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп;
повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг (критерий оценки — результаты анкетирования потребителей);
Количественные:
привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в коррекционно-развивающей работе с детьми 4–7 лет (критерий оценки — показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
охват коррекционно-развивающей работой 100 % нуждающихся потребителей образовательных услуг.
увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к выпуску в школу;
увеличение числа активно участвующих в совместной коррекционно-развивающей работе родителей.
Эффективность проекта: увеличение спроса на предоставляемые услуги.
6. Ресурсное обеспечение проекта
Информационное: в логопедическом кабинете достаточное количество современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, электронная почта, функционирует сайт МАДОУ, персональный сайт учителя-логопеда.
Временное: сроки реализации Проекта — Сентябрь 2014 года — май 2016 года.
Материально-техническое: в МАДОУ есть кабинет логопеда, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное оборудование, речевая среда в группах и среда детского сада (музыкальный зал, кабинет духовно-нравственного воспитания, Русская горница, Зимний сад, спортивный зал)
Раздел III: Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации Проект может быть использован, как одна из вариативных моделей оказания коррекционных услуг детям с нарушением речи и их семьям. Предоставление услуги в рамках идеи данного Проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволит реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения Проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 4 года).
Опыт реализации Проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его проведения будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления услуг детям.
Литература:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — п.п.2, п.1.5, ч.1
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Москва «Просвещение» 2010 г.-с.5