Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.02.2016

Статья просмотрена: 2159 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, В. М. Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи» / В. М. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 854-857. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26105/ (дата обращения: 15.11.2024).



Раздел I: Информационная часть

Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный, направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи дошкольников, в совместной с детьми и родителями деятельности с целью создания благоприятных условий для положительной социализации дошкольников и последующего успешного обучения в школе.

Сроки реализации: Сентябрь 2014 года — май 2016 года.

Раздел II: Содержательная часть проекта

  1. Аннотация

Проект направлен на формирование доверительных отношений с родителями и организацию совместной деятельности по проведению коррекционной работы с детьми на основе индивидуального подхода.

Главной идеей Проекта является его открытость, выражающаяся в обеспечении доступности коррекционной помощи в формировании речи детей в условиях логопедического кабинета. База МАДОУ даёт возможность использовать разные варианты оказания логопедической помощи детям, но основой Проекта является присутствие и непосредственное участие родителей в логопедических мероприятиях, что позволяет им вникнуть в проблемы ребёнка и в совместной деятельности устранить их. Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.Таким образом, логопедическая помощь, направленная на коррекцию речевого нарушения будет более конкретной и индивидуализированной.

Формы работы: логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете, совместные занятия.

Этапы реализации:

подготовительный этап: с 01.09.2014 г. по 31.10.2014 года

 организационно-проектировочный этап: с 01.11. 2014 г. по 28.02. 2015 г.

 практический этап: с 01.03.2015 г. по 30.04.2016 г.

 аналитический этап: с 01.05. 2016 г. по 31.05.2016 г.

2. Актуальность темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС) подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений, а также обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [2. п.п.2,п.1.5,ч.1]

В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей, поступающих в детский сад, чья речь развивается без особых отклонений от нормы.

Исследования, направленные на целесообразность разработки и реализации данного Проекта в МАДОУ дали следующий результат:

  1. Около 40 % семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста нуждаются в оказании коррекционной помощи.
  2. В детском саду имеются достаточные кадровые ресурсы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционной работы. (рис. 1)

Рис.1

  1. Родители старших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

Новизна Проекта — это разработка новой системы взаимодействия с семьями, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка, так как будет решена одна из наиболее сложных проблем — различие в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Овладев необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей.

Таким образом, существует необходимость в новой организации работы логопедического кабинета МАДОУ, которая будет направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и их родителям посредством реализации Проекта.

3. Цели и задачи Проекта.

Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства в детском саду и семье для освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. [4,с.5]

Задачи:

 Создать организационную базу для проведения коррекционной деятельности логопедического кабинета, апробировать методические условия индивидуальных занятий в присутствии родителей.

 Создать условия для функционирования инновационных моделей работы логопедического кабинета МАДОУ (в первую и вторую половину дня).

 Подготовить программно-методическое обеспечение предоставляемых логопедическим кабинетом услуг.

 Пополнить материально–техническую базу логопедического кабинета МАДОУ.

4. Этапы реализации Проекта

I этап (подготовительный):

 изучение нормативно-правовых документов по осуществлению логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС;

 проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления спроса на образовательные услуги.

Исследовательская часть проекта.

Методы исследования — анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, анализ развивающей среды, анализ результатов Проекта.

В ходе исследования были рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на речевое развитие детей:

благоприятные:

 возможность своевременного оказания помощи учителем-логопедом;

 консультирование ребёнка у невропатолога, психиатра, отоларинголога;

 использование интернет-ресурсов для подборки методического материала.

 достаточный опыт работы учителя-логопеда;

 оптимальная площадь логопедического кабинета;

 работа консультативного центра для родителей с целью их педагогического просвещения.

не благоприятные:

 недостаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.

 недостаточный уровень подготовки молодых педагогов для выполнения инновационных форм работы.

II этап(организационно- проектировочный):

 разработка, согласование и утверждение планов работы (индивидуальные и перспективные);

 подбор программно-методического обеспечения и диагностических материалов;

 определение направления деятельности логопедического кабинета и форм взаимодействия участников образовательных отношений;

 создание комфортной предметно-развивающей среды.

III этап (практический):

 реализация плана работы по Проекту

 организация обратной связи с родителями.

IV этап (аналитический):

 анализ результатов работы по выполнению Проекта, определение ее эффективности.

5. Критерии оценки и ожидаемые результаты

Качественные:

 выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушениями речи при поступлении в школу;

 снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки — количественный анализ);

 создание банка методических материалов (критерий оценки — наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива);

 обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп;

 повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг (критерий оценки — результаты анкетирования потребителей);

Количественные:

 привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в коррекционно-развивающей работе с детьми 4–7 лет (критерий оценки — показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).

 охват коррекционно-развивающей работой 100 % нуждающихся потребителей образовательных услуг.

 увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к выпуску в школу;

 увеличение числа активно участвующих в совместной коррекционно-развивающей работе родителей.

Эффективность проекта: увеличение спроса на предоставляемые услуги.

6. Ресурсное обеспечение проекта

Информационное: в логопедическом кабинете достаточное количество современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, электронная почта, функционирует сайт МАДОУ, персональный сайт учителя-логопеда.

Временное: сроки реализации Проекта — Сентябрь 2014 года — май 2016 года.

Материально-техническое: в МАДОУ есть кабинет логопеда, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное оборудование, речевая среда в группах и среда детского сада (музыкальный зал, кабинет духовно-нравственного воспитания, Русская горница, Зимний сад, спортивный зал)

Раздел III: Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации Проект может быть использован, как одна из вариативных моделей оказания коррекционных услуг детям с нарушением речи и их семьям. Предоставление услуги в рамках идеи данного Проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволит реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения Проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 4 года).

Опыт реализации Проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его проведения будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления услуг детям.

Литература:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» — п.п.2, п.1.5, ч.1
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
  4. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Москва «Просвещение» 2010 г.-с.5
Основные термины (генерируются автоматически): логопедический кабинет, III, детский сад, критерий оценки, ребенок, дошкольное образование, Проект, родитель, коррекционная помощь, коррекционная работа.


Похожие статьи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «В поисках паспорта здоровья в стране Здоровейка»

Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Похожие статьи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «В поисках паспорта здоровья в стране Здоровейка»

Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Профессия — врач» с использованием технологии «ситуация»

Конспект занятия по формированию речевой и познавательной активности у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Работа со спрятанным предметом»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Задать вопрос