В настоящее время поиск эффективных средств обучения является наиболее актуальной проблемой при обучении иностранным языкам. На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков все чаще используются такие технические средства, как всемирная сеть Интернет и ее ресурсы: веб-сайты, электронная почта, учебные блоги, электронные энциклопедии, чаты, форумы, вебинары и другие.
Технологии Web 2.0 — это веб-сервисы второго поколения. А. В. Филатова раскрывает основные отличия веб-сервисов первого поколения от Web 2.0. Интернет первого поколения предполагал поиск, просмотр информации пользователями, когда как Интернет второго поколения ориентирован на пользователя или группу пользователей, которые сами создают и редактируют веб-пространство [4, с.3].
Основными характеристиками сервиса Web 2.0 являются:
Открытость,
Общение группы людей,
Контроль со стороны пользователей,
Наличие массовой, анонимной аудитории,
Способ самовыражения,
Участие индивида в создании веб-пространства.
Таким образом, технологии Web 2.0 имеют огромные преимущества для использования в процессе обучения иностранным языкам, поскольку, во-первых, Web2.0 технологии могут использовать люди, не обладающие специальными знаниями в информатике, во-вторых, ТехнологииWeb2.0 содержат в себе открытый материал, который может быть использован в образовательном процессе, в-третьих, ТехнологииWeb2.0 позволяют учащемуся создать свое личное пространство на просторах Интернета. [2, с. 247] Следует отметить и тот факт, что учащийся не просто получает доступ к материалам, у него появляется возможность самому создавать те или иные материалы.
Одним из наиболее популярных сервисов Web 2.0, используемых сейчас в процессе обучения иностранным языкам, являются блог–технологии. Блог (англ. Blog, от «web log», «сетевой дневник») — это «веб-пространство, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа» [4, с.10].
Существует несколько типов блогов, которые различаются по следующим критериям: по авторскому составу, по типу мультимедиа, по форме, по праву участвовать в создании блога.
По авторскому составу можно выделить три типа блогов:
преподавательский блог (создается преподавателем; этот тип блога включает в себя учебный план, задания для учащихся, тематические ссылки на другие ресурсы сети),
студенческий блог (создается и ведется студентами, принимающими участие в работе над каким-либо проектом),
коллективный блог курса (считается совместным пространством преподавателя и учебной группы, где происходит обсуждение различных тем курса).
По типу мультимедиа выделяются текстовый блог, подкаст (основное содержание блога — личные аудиозаписи учебного характера: стихотворения, монологи на заданные темы), фотоблог, видеоблог, мультимедийный блог (основное содержание — это аудио, видео, слайд-шоу, графические изображения, элементы для интерактивной деятельности).
По форме выделяют две группы блогов: макроблоги, в которых содержится большой объем учебной информации, и микроблоги, которые носят неформальный характер ввиду ограниченного объема (140–200 символов).
И, наконец, исходя из права участвовать в создании блога, различают два типа блогов: открытые (доступны любому Интернет-пользователю) и закрытые (преподаватель открывает доступ определенной группе учащихся).
Методистами были выявлены следующие дидактические свойства и методические функции блога:
1) блог существует в контексте автора, из чего следуют такие его функции, как:
а) повышение познавательной деятельности студентов,
б) создание благоприятной среды для индивидуального обучения,
в) развитие творческих способностей студентов;
2) блог интерактивен по принципу «я» — «всем», «все» — «мне», что влечет за собой следующие функции блога:
а) формирование у студентов умения вести дискуссию,
б) автоматизация навыков письменной речи,
3) блог характеризуется эффективностью организации информационного пространства. В связи с этим можно выделить следующие его функции:
а) возможность поиска необходимой информации в архиве,
б) возможность оперативного информирования всех участников блога;
4) блог обладает максимальной степенью реализации мультимедийности, что:
а) повышает мотивацию учащихся и формирует их творческое мышление,
б) способствует совершенствованию рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение),
в) позволяет учитывать индивидуальные особенности личности учащихся.
5) блог прост в использовании, что:
а) способствует поддержанию интереса к иностранному языку,
б) устраняет неуверенность в использовании компьютерных технологий;
6) блог характеризуется безопасностью, которая обеспечивает свободу самовыражения.
Таким образом, блог-технологии могут выступать в качестве эффективного средства оптимизации процесса обучения иностранным языкам. Кроме того, Технологии Web 2.0 могут использоваться для совершенствования коммуникативных умений, поскольку они способны обеспечить общение с носителями языка в режиме on-line, что, несомненно, совершенствует коммуникативные умения учащихся. Технологии Web 2.0 позволяют общаться с носителем языка, обмениваясь сообщениями, размещая фотографии и видео материалы, которые способны раскрыть культурные особенности собеседников из разных стран. Также интернет технологии второго поколения Web 2.0 предоставляют пользователям любую информацию, связанную с культурным наследием страны изучаемого языка, что оптимизирует процесс познания культуры страны изучаемого языка и культуры родной страны, т. е. развивает социокультурную компетенцию учащихся.
Использование технологии Web 2.0 может стимулировать формирование у обучаемых языковой (лингвистической) компетенции, которое происходит за счет осмысления учащимися отличий структуры фраз родного языка от структуры фраз иностранного языка путем их сравнения [5, с.81]. Преимуществом использования Web 2.0 технологий в данном случае, по нашему мнению, является возможность во время on-line общения с носителем языка обращать внимание на особенности построения ими фраз.
Использование Web 2.0 технологий, с нашей точки зрения, способно помочь в организации и управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся, поскольку они способствуют активной самостоятельной деятельности обучаемых. Работая в пространстве блога, учащийся становится активно, самостоятельно и творчески работающим субъектом учебного процесса, следовательно, интерес к изучению иностранного языка повышается.
Важно отметить, что блог-технологии в основном используются в образовательном процессе как средства обучения таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование и письмо. Однако, мы полагаем, что данные технологии могут быть уместны и как средство оптимизации обучения монологической речи на иностранном языке.
Основная цель обучения монологической речи на иностранном языке — формирование коммуникативных умений, обеспечивающих способность мотивированно, логически-последовательно и связно излагать свои мысли в устной форме, а также использовать изучаемый язык в качестве средства общения в различных коммуникативных ситуациях.
Одними из важнейших задач, которые стоят перед преподавателем, являются организация активной деятельности учащихся и стимулирование их творческой активности в течение всего учебного процесса.
Для реализации тех или иных коммуникативных задач необходимо развивать у учащихся речевые умения, характерные для каждого этапа обучения. Так, для среднего и старшего этапов необходимы такие умения, как:
1) сообщать и запрашивать информацию в соответствии с коммуникативным намерением,
2) логично и последовательно высказываться,
3) аргументировать свою точку зрения,
4) уточнять/дополнять сказанное,
5) строить развернутые сообщения
6) выражать эмоциональную оценку [1, с.208].
Очевидно, что использование учебного блога в процессе обучения устной монологической речи способно ускорить процесс развития коммуникативных умений учащихся, а также сделать образовательный процесс более интересным и привлекательным. С целью достижения максимально возможных результатов в обучении монологическому высказыванию на иностранном языке за более короткий срок, мы предлагаем поместить учебный материал в пространство учебного преподавательского блога с целью повышения мотивации к обучению монологическому высказыванию.
При отборе учебного материала необходимо руководствоваться такими критериями, как аутентичность, информационная ценность, соответствие коммуникативной тематике и уровню полученных знаний учащихся, ситуативность. Учебный материал, используемый в блоге, может быть представлен разнообразными текстовыми материалами, аудио- и видеоматериалами. Однако, основным залогом успеха в обучении монологической речи является разработка комплекса упражнений.
В процессе обучения монологическому высказыванию существует два основных этапа: подготовительный к речи и собственно речевой этап. На первом этапе работы создаются условия для успешного формирования монологических умений, а на втором этапе отрабатываются умения строить монологические высказывания в рамках коммуникативной ситуации [1, с.212]. Именно комплекс упражнений способен обеспечить успешное развитие умений устной монологической речи. Основными особенностями такого комплекса упражнений являются следующие факторы: во-первых, упражнения должны выполняться в определенном порядке, что обеспечит эффективность учебного процесса, во-вторых, в комплексе упражнений должны учитываться закономерности развития коммуникативных умений.
На подготовительном этапе целесообразно использовать упражнения, направленные на снятие фонетических, лексических и грамматических трудностей. Это так называемые языковые упражнения на имитацию, например, повторение новых слов за преподавателем, который не дает перевод слов, а показывает картинки, помещенные в блоге, трансформацию, например, уже знакомые лексические единицы можно использовать для повторения такого грамматического явления, как множественное число существительных. Данные упражнения направлены на механистическое усвоение материала вне связи с речевой ситуацией. Далее происходит презентация текста, аудиоматериала или видеоматериала, а затем предлагается группа условно-речевых упражнений. К ним могут относиться трансформационные упражнения, например, соединить два предложения в одно сложноподчиненное, подстановочные упражнения — тренировка лексических единиц посредством заполнения пропусков в тексте на заданную тему.
На втором этапе работы, подлинно-речевом, должны быть представлены упражнения, направленные на совершенствование умений монологической речи. Например, учащимся предлагается составить план пересказа текста. Данное упражнение выполняется в парах в заранее созданном Wiki-space. Выполнение данного задания возможно как в аудитории, как и дома. Далее план обсуждается с другими участниками группы, так создается единый для всех план пересказа текста, который помещается в блог.
Еще одним примером может быть задание, направленное на самостоятельную репродукцию текста-образца одним учащимся: предлагается пересказать текст по плану. В качестве опоры используется структурная схема, которая отражает логическое и синтаксическое строение монологического высказывания.
Наконец, можно предложить подготовить монолог-описание картинки по модели текста-образца. Дается опора на план тезисов. Данный план напоминает некоторые пункты структурной схемы текста-образца. Это помогает учащемуся последовательно и логично выстроить свой монолог-описание.Данное упражнение является одним из наиболее показательных в работе с преподавательским блогом. Учащихся можно разделить на 2–3 команды, в блог помещаются разработки Wiki для каждой из команд. Одна из команд видит одну картинку, другая команда — другую. Команда № 1 описывает, что изображено на картинке, используя уже сформированное умение построения монолога-описания, вторая команда должна отгадать описанное животное.
С помощью блога можно обучать монологу-повествованию с элементами монолога-рассуждения. Каждый обучаемый может создать свой проект и поместить его в блог, а затем выступить на занятии с презентацией.
Необходимо подчеркнуть, что используя технологии Web 2.0 можно организовать групповые формы работы, а также использовать игровые методы работы над развитием коммуникативных умений.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика — 3-е изд., — М., 2006. — 336 с.
- Патаракин Е. Д. Веб 2.0 — управление, изучение и копирование / Е. Д. Патаракин, Д. Б. Ярмахов // Образовательные технологии и общество. — 2007. -№ 10. — С. 245–258.
- Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С. В. Титова. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 2003. — 267 с.
- Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий для студентов языковых специальностей вузов: автореф. дис. … канд. пед.наук.- Москва, 2009.- 24с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Филоматис, 2004.- 480c.