В статье рассматриваются особенности юридических фактов, являющихся основаниями возникновения прав на земельные участки. Особое внимание уделено вопросу о терминологии, используемой при регулировании отношений, возникающих в процессе приобретения прав на данные объекты недвижимого имущества.
Ключевые слова: земельный участок, основания возникновения прав, юридические факты, классификация юридических фактов.
Традиционно в качестве оснований возникновения прав, в том числе на земельные участки, рассматриваются юридические факты, являющиеся основаниями динамики гражданских правоотношений. Представляется, что введение в научный оборот такого понятия обусловлено свойством юридических фактов выступать в качестве оснований или условий одновременно возникновения, изменения и прекращения правоотношений, по сути, являясь механизмом, приводящим правоотношение в движение.
На сегодняшний день понятие «юридический факт» рассматривается во многих аспектах с учетом различных функций и признаков данного явления. На наш взгляд, это явление может быть рассмотрено как явление реальной действительности, правовая модель обстоятельства, структурная часть гипотезы правовой нормы, элемент механизма правового регулирования и средство такого регулирования.
Многообразие юридических фактов предопределяет значение их классификации как необходимого средства упорядочения рассматриваемого явления в целях изучения его свойств и функций. При этом одним из основных критериев классификации юридических фактов является волевой критерий, на основании которого все факты подразделяются на события и действия с дальнейшей многоступенчатой классификацией каждого из них. Однако не меньший интерес представляет классификация юридических фактов в зависимости от вида порождаемого правового последствия.
В соответствии с данным критерием, юридические факты подразделяются на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Необходимо отметить, что классификация юридических фактов по данному критерию наиболее часто подвергается критике ввиду ее условности, предопределяемой указанным выше многофункциональным значением факта, способного одновременно порождать различные правовые последствия для разных субъектов.
В чем же ее недостатки? Из представленной классификации неясно, идет ли речь о возникновении, изменении или прекращении гражданского правоотношения или субъективного гражданского права. Если эти понятия отождествляются, то представляется неверным использование понятия «изменение права». Под правоизменяющим юридическим фактом, например, О. А. Красавиков понимает факт, с которым нормы права связывают изменение конкретного права. Причем, по его мнению, изменение может идти по двум линиям: по линии носителей конкретного права (обязанности) — цессия и перевод долга и по линии содержания данного права — замена исполнения [1, c. 143].
Представляется, что если и признать существование правоизменяющих юридических фактов, то такой их вид вряд ли будет уместным выделять как основание изменения субъективного права, в частности, на объект недвижимого имущества, к числу которых можно отнести и земельные участки. Применительно к случаю изменения носителей конкретного права, прекратится и право, то есть факт будет правопрекращающим (или правообразующим). Что касается изменения содержания права, представляется, что измениться могут гражданские правоотношения, но не субъективные гражданские права, которые могут быть ограничены либо обременены.
Интересной представляется позиция М. А. Рожковой, по мнению которой, «… подразделение юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие вообще не может быть признано классификацией по критерию последствий наступления юридического факта [2, c. 84]». Следует согласиться с позицией исследователя, предлагающей без учета функций фактов по критерию последствий выделить две их разновидности: факты, являющиеся основанием движения гражданского правоотношения (правовоздействующие) и факты, влекущие иные юридические последствия (правопозитивные).
Таким образом, в основе выделения правообразующих юридических фактов должен быть определен критерий их функционального назначения, а не вид наступающего юридического последствия. Кроме того, в зависимости от реализуемой функции (в нашей ситуации приобретение прав на земельный участок) можно выделить правоустанавливающие (сделка, акт органа публичной власти и т. д.) и правоудостоверящие (государственная регистрация права) юридические факты.
В настоящее время анализ целого ряда нормативных актов, позволяет сделать вывод о том, что законодатель, не учитывая правовой природы и правообразующего характера юридических фактов, являющихся основаниями возникновения прав на земельные участки, использует в содержании правовых норм ряд понятий, правовую природу которых объяснить, как минимум, затруднительно.
Таким примером может являться использование в нормативных правовых актах термина «оформление» права без указания на содержание данного понятия.
Так, например, ранее действующее земельное и гражданское законодательство предусматривало возможность приобретения субъектами земельных правоотношений вещных прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. К таким правам законодатель относил право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Однако впоследствии законодательно было установлено правило о недопустимости предоставления гражданам земельных участков на указанных правовых основаниях и закреплено их право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения в собственность бесплатно при условии оплаты лишь сборов, установленных федеральными законами для регистрации нового права.
Однако такой порядок не был определен как упрощенный, и сама процедура переоформления включала в себя подачу заявления в орган государственной власти или местного самоуправления, принятие данным органом решения о предоставлении земельного участка и только потом государственную регистрацию права собственности.
Анализ законодательства о приобретении прав на земельные участки гражданами в процессе переоформления ранее возникших прав, действовавшего в рассматриваемый период времени позволяет сделать выводы о наличии правовых проблем, связанных с применением норм об однократном бесплатном переоформлении, к которым можно отнести: неоднозначность толкования норм об «однократности переоформления»; невозможность принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность в связи с невозможностью точного определения вида права, указанного в правоустанавливающем документе; расхождение данных о фактической площади земельного участка с данными, получаемыми при межевании; отсутствие у гражданина правоустанавливающих документов на земельный участок (например, при предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование не гражданину, а садоводческому объединению
Наличие указанных проблем предопределило новый этан в развитии законодательства о приобретении права собственности на земельные участки указанной категорией граждан, начавшийся с принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» [3].
Данным Федеральным законом был внесен целый ряд изменений в земельное и гражданское законодательство, направленных на установление особого, упрощенного порядка оформления прав на земельные участки гражданами, в случае, если они предоставлялись им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства.
Упрощенный порядок для регистрации права собственности на земельный участок распространяется на две категории граждан. К первой категории относятся граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право). Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок.
Для такой категории граждан вышеупомянутым законом были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которыми предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
По сути, предметом правового регулирования данных законов являются отношения, связанные с приобретением права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества. Причем с оформлением права связываются не только действия субъектов, направленные непосредственно на приобретение права, но и действия, направленные на юридическое подтверждение существования его объекта.
Термин «оформление» права прочно вошел и в научный оборот, примером чего являются многочисленные научные исследования [4], посвященные проблемам и особенностям так называемого оформления субъективных гражданских прав.
В словарях значение слова «оформление» определяется как «то, что составляет внешнюю сторону чего-либо, тот или иной вид чего-либо» [5, с.727] «форма» — наружный вид, внешнее очертание [6, с.549]. Представляется, что в рассматриваемых законах определены юридические факты, с которыми связываются определенные юридические последствия в виде возникновения (приобретения) права либо государственной регистрации прав, возникших до введения правила о ее обязательности.
Поэтому более точным являлось бы использование понятия «приобретение прав», «государственная регистрация прав», что вполне отражало бы основную правообразующую функцию юридических фактов в рассматриваемых отношениях.
Литература:
- Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избранные труды. В 2-х томах. М., «Статут». 2005. Т.2.
- Рожкова М. А. Теории юридических фактов гражданского и процессуального права: понятия, классификации, основы взаимодействия: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2010.
- О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ с изм. и доп. от 23 июля 2013 года // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2881; 2013. № 30 (часть I). Ст. 4083.
- См., например: Васькин В. В., Мустафин Р. Р. К вопросу об оформлении права собственности на земельный участок под многоквартирным домом // Жилищное право. 2010. № 4. С. 39; Верстова М. Е., Стародумова С. Ю. Некоторые аспекты оформления права собственности на земельные участки в свете административной и муниципальной реформ // Законодательство и экономика. 2009. № 10. С. 43; Вижевитова Т. А. Правовые проблемы, связанные с оформлением прав на земельные участки для строительства линейных объектов // Правовые вопросы недвижимости. 2009. № 2. С. 2.
- Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньева. М., «Русский язык». 1982. Т.2.
- Словарь иностранных слов. Под ред. В. В. Пчелкина. М., Изд-во «Русский язык». 1989.