Приоритет современного образования — это индивидуализация к обучающимся. Осуществление индивидуализации возможно при эффективной и продуктивной организации образовательного процесса, который будет не только включать передачу знаний, умений и навыков, но и иметь психолого-педагогическую составляющую в форме сопровождения обучающегося при его продвижении по индивидуальной образовательной траектории.
Существует два принципа при тьюторском сопровождении учебного процесса: индивидуальный подход и индивидуализация.
При индивидуальном подходе педагог передает знания не массовым способом, а напротив, каждому с учетом индивидуальных способностей. При индивидуализации педагог учитывает способности каждого и оказывает сопровождение обучающегося в процессе обучения, которое позволяет реализовывать цели обучающихся.
При тьюторском сопровождении используют второй принцип — индивидуализации.
В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностного плана образования.
С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации.
Тьютор — новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как педагог, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). [1]
Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, — раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.
Деятельность тьютора включает три этапа:
- Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
- Навигация (проложить и обсудить маршрут).
- Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).
Тьютор (с англ. tutor) — это «домашний учитель, (школьный) наставник, опекун». [4]
Тьюторская деятельность, работает с принципом индивидуализации, т. е. это личная образовательная траектория обучающегося, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации.
Реализуя индивидуализацию обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося (Я. Коменский). Работает педагог фронтально, а усвоение идет индивидуально. Основное содержание этого принципа — найти адекватные способы передачи содержания разным людям [2].
В практике тьюторства при реализации принципа индивидуализации возникает вопрос: «Если все люди разные, то зачем мы всем даем одинаковое содержание?». В рамках принципа индивидуализации тьютор работает с индивидуальной образовательной программой (ИОП) ученика и осуществляет тьюторское сопровождение [1, с. 230–234].
Варианты (форматы) тьюторского сопровождения взависимости от масштаба ИОП [1]
Масштаб индивидуализации иварианты (модели) тьюторского сопровождения |
||
Масштаб индивидуализации |
Формат ИОП |
Модели/вариант тьюторского сопровождения |
В рамках одной дисциплины профессионального модуля направления. |
Индивидуальный план освоения дисциплины. |
Учитель педагог, психолог с тьютерской компетентностью. Образовательные события. |
В рамках образовательной программы |
Индивидуальная учебная программа. |
Тьютор, наставник с тьютерской компетентностью. Уклад жизни в ОУ. Образовательные события. |
В рамках профессионализации. |
Индивидуальная программа профессионального развития. |
Тьютор. |
Возможные этапы тьюторской деятельности:
1-й этап — диагностика преподавателем уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся;
2-й этап — фиксирование каждым обучающимся, а затем и преподавателем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания;
3-й этап — выстраивание системы личного отношения обучающегося к предстоящей к усвоению образовательной области или теме;
4-й этап — программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности;
5-й этап — деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
6-й этап — демонстрация личных образовательных продуктов обучающихся и коллективное их обсуждение;
7-й этап — рефлексивно-оценочный. [3]
Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.
Литература:
- Азарова Е. А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве // Преподаватель высшей школы в 21-м веке: тр. 8-й Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 8. Ростов н/Д., 2010. Ч. 2. С. 230–234.
- Долгова Л. М. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. — М.: АПКиППРО, 2009.
- Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: материалы науч. конф. М.: ИТИП РАО, 2006.
- Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая позиция. — М.: 2008.