Статья посвящена изучению различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия). Исследование проведено на 163 и 50 вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия).
Ключевые слова: творческие способности, творчество, студент
Творческие способности — одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.
Е. Е. Туник видоизменил и создал методики «Cамооценкa творческих способностей». Этот тест позволяет определить четыре особенности творческой личности: 1) любознательность (Л); 2) воображение (В); 3) сложность (С) и 4) склонность к риску (Р) [2].
В данной работе использована методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника для исследования различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия).
Исследование проведено на 163 студентов, проживающих в долине реки Меконг (Вьетнам) и 50 вьетнамских студентов, которые учатся в Астраханском Государственном Техническом Университете (АГТУ). Студентам предлагается ответить на 50 вопросов. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.
В результате анализа данных при повторной диагностике были отмечены изменения значений средних баллов в исследуемых показателях творчества, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения показателей творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия)
Субъекты |
Tворческие способности |
||||
Р(1) |
Л(2) |
С(3) |
В(4) |
||
1 |
X1 |
17,29 ± 3.26 |
15,58 ± 3.39 |
14,57 ± 3.40 |
11,63 ± 3.79 |
2 |
X2 |
17,6 ± 3,24 |
16,54 ± 3,80 |
14,26 ± 4,29 |
13,82 ± 4,32 |
р |
0,005 |
||||
t |
-0,504 |
-1,641 |
0,550 |
-4,282 |
|
где: 1 — Студенты во Вьетнаме; 2 — Вьетнамские студенты в России
Данные в таблице 1 показывают что:
Сравнивая данные вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия) по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Склонность к риску” (Р), Любознательность (Л) и Воображение (В) средние показатели вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия) выше вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг ((t(Р1)=-0,504; t(Л2)=-1,641; t(В4)=-4.282 (при р=0,005)), за исключением творческой способности за “Сложность" (С), где показатели вьетнамских студентов в долине реки Меконг выше вьетнамских студентов в Поволжье (Россия) (t(С3) =0,550 (при р=0,005) (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).
Таблица 2
Различие уровня творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия)
Уровни |
Объект |
Показатели творческих способностей |
|||||||
Р(1) |
Л(2) |
С(3) |
В(4) |
||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
||
Низкий |
1 |
1 |
0,61 |
0 |
0,0 |
1 |
0,61 |
6 |
3,67 |
2 |
0 |
0,0 |
1 |
2,0 |
3 |
6,0 |
3 |
6,0 |
|
Пониженный |
1 |
6 |
3,67 |
7 |
4,3 |
32 |
19,62 |
46 |
28,22 |
2 |
3 |
6,0 |
0 |
0,0 |
7 |
14,0 |
3 |
6,0 |
|
Средний |
1 |
52 |
31,9 |
52 |
31,9 |
87 |
53,4 |
71 |
43,56 |
2 |
11 |
22,0 |
15 |
30,0 |
26 |
52,0 |
23 |
46,0 |
|
Повышенный |
1 |
95 |
58,3 |
87 |
53,4 |
41 |
25,15 |
40 |
24,55 |
2 |
33 |
66,0 |
25 |
50,0 |
12 |
24,0 |
18 |
36,0 |
|
Высокий |
1 |
9 |
5,52 |
17 |
10,4 |
2 |
1,22 |
0 |
0,0 |
2 |
5 |
10,0 |
9 |
18,0 |
2 |
4,0 |
3 |
6,0 |
|
где: 1 — Студенты во Вьетнаме; 2 — Вьетнамские студенты в России
Данные в таблице 2 показывают, что:
уровень творческой способности P (склонность к риску) вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия) сосредоточился на повышенном показателях (58,3 %и 66,0 %) и высоком (5,52 % и 10,0 %), между ними существенного различия.
уровень творческой способности Л (любознательность) у студентов в долине реки Меконг закрепился на повышенном показателе (53,4 %) и высоком (10,4 %), в то время как у вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье — на повышенном (50,0 %) и высоком (18,0 %).
уровень творческой способности C (сложность) у студентов в долине реки Меконг твёрдо укрепился на среднем и повышенном значении (53,4 % и 25,15 %), а у вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье в основном сосредоточен на среднем и повышенном значении (52,0 % и 24,0 %), между ними нет существенного различия.
уровень творческой способности B (воображение) у студентов в долине реки Меконг имеет среднее (43,56 %), повышенные (24,55 %) и высокие значения (0,0 %), а у вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье –среднее (46,0 %), повышенные (36,0 %) и высокие значения (6,0 %). Уровень этой способности вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия) выше у вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг.
Эти различия в уровни особенностей творческих личностей (Р, Л, и В) влияют на уровень творческих способностей студентов.
Таблица 4
Различие общего уровня творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия)
Уровни Субъект |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
1 |
2 |
1,2 |
8 |
4,9 |
86 |
52,8 |
66 |
40,5 |
1 |
0.6 |
2 |
0 |
0,0 |
8 |
16,0 |
18 |
36,0 |
20 |
40,0 |
4 |
8,0 |
где: 1 — Студенты во Вьетнаме; 2 — Вьетнамские студенты в России
Для наглядности построена кривая распределения студентов на различных уровнях общих творческих способностей (рис. 1).
Рис. 1. Средние значения в уровне творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия)
Результаты, представленные в таблице 4 и диаграмма 1, показывают, что уровень творческих способностей вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия), сосредоточен на высоком (8,0 %), у 0,0 % вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия) находится на низкем уровне и у студентов во Вьетнаме 1,2 %. Таким образом, уровень творчества у студентов, обучающихся в Поволжье (Россия) выше, чем у вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия) данные различия чётко выражены на уровнях следующих особенностей творческих личностей: Р (склонность к риску), Л (любознательность) и B (воображение). Результаты сравнительной оценки показали, что уровни особенностей творческих личностей Р, Л, и В вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье (Россия) выше уровня этих же творческих способностей у вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг. Эти различия в уровни особенностей творческих личностей (Р, Л, и В) являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень особенностей творческих личностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия). Внешней причиной этого неудовлетворения является ограничительные фактор, такие как окружающая среда, образование, наука, техника и технология. Разница образовательных условий между Россией и Вьетнамом — одна из основных главных причин, которые влияются различия уровень творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия)
Литература:
- Динь Н.Т. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам)/ Н.Т., Динь// Российский научный журнал: — 2014, — № 1 (34). — с. 160-167.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.