В статье представлены результаты научного исследования, посвященные изучению экономических аспектов развития возобновляемых источников энергии.
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, инновационный проект, инвестиции, генерация, электроэнергетика.
The results of scientific research devoted to studying of economic aspects of development of renewables are presented in article.
Keywords: renewable energy sources, innovative project, investment, generation, power.
Возобновляемая энергетика — один из самых динамично развивающихся секторов экономики. Использование возобновляемых источников энергии является приоритетным направлением развития топливно- энергетического комплекса в странах Европейского союза, США, Китае, в отдельных странах Африки.
На сегодняшний день Российская Федерация обладает обширными запасами ВИЭ, технический потенциал которых приблизительно равен 4,6 млрд. тонн условного топлива в год, а это в пять раз выше объема потребления всех топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации, а экономический потенциал приблизительно составляет 270 млн. тонн, что в свою очередь составляет около 25 % годового внутреннего потребления всех энергоресурсов на территории страны.
Экономические инструменты поддержки проектов ВИЭ
Развитие проектов ВИЭ в Российской Федерации за последнее время связывается с целым рядом факторов, среди которых необходимо выделить экономические (развитие новых технологий ВИЭ а также позитивный экономический эффект использования ВИЭ в связи с улучшением экологической среды).
Использование возобновляемых источников энергии ведет к повышению энергоэффективности экономики, что весьма актуально поскольку в настоящее время энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в 2,5-3 раза превышает уровень стран Западной Европы и Японии [5, с. 30-35].
На сегодняшний день существует ряд проблем на пути развития и использования проектов ВИЭ, наиболее значимыми из которых является необходимость осуществления высоких первоначальных инвестиций в их разработку и внедрение, а также сложность при определении дополнительного финансово-экономического эффекта от использования ВИЭ (например, эффект от сохранения запасов традиционных энергоресурсов в недрах, реальный экономический вклад в социально-экономическое развитие и др.).
Государственная экономическая поддержка ВИЭ — это мероприятия, осуществляемые государством и направленные па создание таких экономических условий, при которых в результате деятельности субъектов рынка достигается внедрение ВИЭ в экономику на уровне, обеспечивающем производство электроэнергии от ВИЭ в минимально заданном объеме к определенному времени.
Развитие ВИЭ в Российской Федерации в предыдущие годы и до настоящего времени осуществляется только при поддержке государства, которая состоит в создании государством формальных правил, которые меняют работу рынка и создают условия для поиска и привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов ВИЭ. В настоящее время, в результате действий государства развиваются дорогостоящие технологии, которые в будущем создадут обществу преимущества, которые смогут компенсировать затраты на их поддержку.
ООН, рассматривая мероприятия по сокращению выбросов, классифицировала действия государств в этой области как политические инструменты, и выделила в отдельную группу экономические инструменты, которые классифицировала как ценовые и ориентированные на квоты [1, с. 84-86]. Необходимо еще раз подчеркнуть, что именно теоретические разработки в области регулирования выбросов С02 стали основанием для выработки инструментов поддержки развития ВИЭ.
Поддержка развития проектов ВИЭ на сегодняшний день в большей степени состоит только в увеличении расходов бюджетных средств. В действительности, поддержка должна заключаться в создании приемлемых условий как производителям, так и потребителям, которые используют ВИЭ. Это, в первую очередь, отсутствие дискриминации при льготном присоединении к электрической сети и регулирование тарифов на электроэнергию и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды, свободный доступ на рынок электроэнергии.
Самой эффективной системой поддержки ВИЭ в мире, и это уже доказано опытом, являются фиксированные тарифы на основе производства.
Существуют различные классификации инструментов поддержки развития ВИЭ.
Еспей выделял финансовые, институциональные инструменты (прежде всего, нормативно-правовое регулирование и организационные мероприятия) и инструменты, ориентированные на установление объемов производства электроэнергии от ВИЭ, а также программы поддержки и добровольные мероприятия [2, с. 2630].
Бехбергер в своем исследовании разделял инструменты поддержки ВИЭ по ориентированности их влияния на спрос и предложение [3, с.2-10].
К инструментам, ориентированным по влиянию на предложение, указанные авторы относили:
1. Оплату по фиксированным ставкам электроэнергии от ВИЭ, принятой в сеть. Данный инструмент первой начала использовать Германия с 1991 года [3, с.2].
2. Дополнительные инструменты, такие как налоговые льготы, льготные кредиты, иные финансовые инструменты [3, с.5].
3. Квоты, ориентированные на предложение [3, с.6] Впервые этот инструмент был предложен в США в 1990 году с целью снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и реализовывался с 1998 года. С этой целью был создан рынок сертификатов, ориентированный на снижение выбросов и развитие использования ВИЭ [4, с.52]
4. Тендеры на реализацию проектов по производству определенного объема электроэнергии от ВИЭ [3, с. 9]
При этом авторами отмечалось, что первые два инструмента воздействуют на цену электроэнергии, а последующие влияют на объемы электроэнергии от ВИЭ.
Ко второму типу инструментов, ориентированных на спрос, относят:
1. «Зеленая электроэнергия». Инструмент основывается на готовности потребителей добровольно платить более высокую цену за электроэнергию от ВИЭ [3, с.10].
2. Экологические налоги. Введение государством специализированных налогов, которые делают производство электроэнергии от традиционных источников дороже и создают конкурентные преимущества для электроэнергии от ВИЭ [3, с.11]. Для реализации экологического налогообложения требуется интернализация издержек производств электроэнергии от традиционных источников, в том числе так называемых внешних (социальных) издержек.
Квоты, ориентированные на спрос. В отличие от подобного инструмента, ориентированного на предложение, обязанность приобретения квот возлагается на конечных потребителей [3, с.11].
Необходимо также отметить, что при теоретическом рассмотрении принципов действия данных экономических инструментов в научных работах рассматриваются в первую очередь модели, которые представляют собой обобщенные и условные описания совокупности нескольких инструментов, отражающих существенные свойства поддержки ВИЭ.
Вывод
Для выбора экономических инструментов поддержки развития ВИЭ необходимо проведение комплексного анализа и оценки систем поддержки развития ВИЭ в мировой и российской практике, выявление причин различия между эффектами, прогнозируемыми при теоретической разработке и возникающими при практической реализации, а также эффектов от выбора различных сочетаний экономических инструментов внутри системы.
Широко применяемый в ЕС метод оценки эффективности поддержки ВИЭ, базирующийся на оценке роста объемов использования ВИЭ и прибыли инвесторов, не позволяет выявить факторы успешного внедрения системы поддержки развития ВИЭ или причины неудачи, что должно быть учтено в России при формировании системы поддержки развития ВИЭ.
Для создания результативной и эффективной системы поддержки развития ВИЭ важен не принципиальный выбор между основными моделями, а выбор правильной совокупности экономических инструментов.
Мировой потенциал проектов ВИЭ огромен, но их применение и развитие носит разнообразный характер в зависимости от страны или региона. На сегодняшний день, больше всего средств и внимания их развитию уделяются в странах Европейского Союза, бедных топливными ресурсами. В то же время в Российской Федерации, имеющей значительный природный потенциал ВИЭ, его использование осуществляется весьма незначительно, поскольку при достаточных запасах традиционного топлива зачастую вряд ли оправданы крупные стартовые инвестиции, связанные с развитием проектов ВИЭ.
Однако, несмотря на то, что цена электроэнергии, полученной от ВИЭ, чрезмерно высока, на ее дотирование недостаточно финансовых ресурсов, именно развитие ВИЭ позволит в будущем перейти к «зеленому росту» экономики, снизить уровень загрязнения окружающей среды и дать толчок развитию инноваций в данной сфере.
Литература:
1. Review of the implementation of commitments and of other provisions of the convention [Электронныйресурс] // United Nations Framework Convention on Climate Change.
2. Espey, S. Internationaler Vergleich energiepolitischer Instrumente zur Förderung regenerativer Energien in ausgewählten Industrieländern / Espey S. — Bremen, 2001. -364 p.
3. Bechberger, M. Erfolgsbedingungen von Instrumenten zur Förderung erneuerbarer Energien im Strommarkt: FFU-report 01-2003 [Электронный ресурс] / M. Bechberger, S. Korner, D. Reiche // Fachbereich Politik und Sozialwissenschaften.
4. Reiche, D. Aufstieg, Bedeutungsverlust und Re-Politisierung erneuerbarer Energien // Zeitschrift für Umweltpolitik und Umweltrecht. — 2002. — № 1 — P. 27-59.
5. Седаш Т.Н. Использование зарубежного опыта повышения энергоэффективности в российской экономике //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013.№ 9. С. 30-35.