Данная статья исследует развитие основных тенденций в живописи Узбекистана периода независимости.
Ключевые слова: картина, культура, ландшафт, независимость, пейзажная живопись, творчество, Узбекистан, формирование, художник, цвет, эволюция.
Given article researches development main trend in painting Uzbekistan period to independence.
The Keywords: The Picture, culture, landscape, independence, landscape painting, creative activity, Uzbekistan, shaping, artist, colour, evolution.
Интерес художников к насущным проблемам современности, к вопросу претворения традиций, расширению арсенала средств художественного выражения, — характеризуют живопись Узбекистана 90-х годов. Новаторство в области формы и цвета, поиск уникальных выразительных средств, оригинальность художественной манеры в период Независимости носит острый, радикальный характер. Созерцательность и лиричность, ставшие в процессе развития изобразительного искусства предшествующих эпох одной из приоритетных качеств национальной живописи, не отошли на второй план окончательно, но преобразовались в знаковую, метафорически насыщенную форму. Но все, же в исследуемый период круг произведений живописи довольно узок, но всё же внутри вида развиваются многие традиции и направления. Тенденция к обогащению сюжетного материала сочетаются с обогащением эмоционально — образного языка, живописных почерков.
В современных художественных галереях и на специальных выставках, начинают преобладать картины лирические, фантастические, метафорические и особенно много и знаковых картин. Возрастает количество камерных полотен. Художники уже не обращаются к монументальным полотнам, в их творчестве появилась другая нота, нота тревоги за будущее своей страны и планеты в целом.
Вследствие обращения к национальным истокам оформилась образно-стилевая система живописи 90-х гг., в которой можно выделить следующие художественные идеи и тенденции: реализм (Н. Кузыбаев, А. Юнусов, А. Мирсагатов, Г. Абдурахманов, Х. Мирзаахмедов), философско-эстетический, ориентированный на углубленное и новаторское постижение основ этнокультурного наследия (Ж. Усманов, Ф. Ахмадалиев, Л. Ибрагимов, Е. Камбина, Х. Зияханов, Ф. Гамбарова), цвето-пластическая или декоративная линия (Ю. Чернышов, Р. Ахмедов, Р. Шодиев, Ж.Умарбеков, А. Мирзаев, Ю. Талдыкин, Е.Мельников, Я. Салпинкиди, Г. Байматов, В. Бурмакин, И. Шин, Р. Гаглоева). Художники, вдохновляясь, используют орнаментальные и колористические мотивы живописных традиций. Характерно, что со временем в живописи усложняется разделение на чёткие грани между тенденциями, так как превалирует поиск индивидуального кредо и не сохраняется жанровая специфика.
Активизация художественной жизни организация крупных международных, республиканских выставок, стимулировали художников на поиски новых интересных живописных решений. Многочисленные поездки художников по странам СНГ и в зарубежные страны, способствовали обогащению тематического диапазона живописи Узбекистана.
В расширяющемся диапазоне поисков, контактов с наследием, попыток открыть в нём новые художественные идеи, творчество А. Мирзаева и художников близкой ему декоративной ориентации (Ю. Чернышов, Р. Шодиев, Е. Мельников, Я. Салпинкиди, В. Бурмакин, Р. Гаглоева, В. Ким) характеризуют важные аспекты [1, с.132]. Продолжение этой линии в живописи Узбекистана в 80-90-е гг. можно увидеть в творчестве Р. Шодыева, в произведениях которого связь с народным искусством проявляется не только в колористической концепции. Не надо сбрасывать со счетов и огромное близкие творчества Н.С. Шина на искусство Шодиева, отсюда его тенденция к примитиву и эпичности. В его картинах “Осенний Сукок”, “Неоконченное время”, “Реквием” присутствуют черты народного восприятия мира как единого ритма и цикличности бытия, что выражает философскую идею единства всего сущего на земле [1, с.134].
Ещё одна тенденция современной живописи — это изображение художниками образа исторических городов. Здесь уместно вспомнить картины, посвященные легендарному Самарканду, художника А. Исаева. Живописные полотна этого художника отличает эмоциональная трепетность и тонкое колористическое звучание. Его картины словно сотканы из изысканных серебристых, золотых и пастельных тонов, но в них вторым планом заложено и огромное мистическое начало, они высоко духовным и пронизаны восточный ментальностью.
С развитием арт — рынка в Узбекистане в художественных галереях и салонах наметилась тенденция к определённой коммерциализации искусства, что наиболее заметно в натюрморте и пейзаже. Здесь преобладает тенденция к углублению лирической и романтической трактовки, но эта линия национальной живописи больше ценна как “товар”. Виды восточных городов — Бухары, Самарканда, Хивы, то есть архитектурный пейзаж, всегда представляли определённый интерес у туристов. Это закономерно. Западное изобразительное искусство в свое время также прошло трудный этап становления. В современном изобразительном искусстве Узбекистана тоже наступил период, когда в творчестве многих художников холсты написаны именно в коммерческих целях. Но это тенденция выходит за рамки нашего исследования.
Следующая тенденция в живописи Узбекистана — развитие философского направления, когда основным языком художественного выражения становятся знак, символ, метафора и раскрывающего общие закономерности природы, её отношение с фактором времени, с человеческим фактором. Для художников этой группы важным являются проблемы знаково-условной интерпретации реальных форм. В этой ситуации интересно проследить творчество художника Ж. Усманова. Условность пространства и рисунка, далеких от реалистической достоверности, своеобразие стиля побуждают усматривать в картинах Д. Усманова влияние средневековой миниатюрной живописи [2, 27,29]. Чтобы понять смысл картин художника необходимо ознакомиться с трудами средневековых поэтов Востока — Аттара, Навои, Низами, Руми, с трудами средневекового теолога имама ал-Газали.
Еще одна тенденция развития в живописи Узбекистана периода Независимости — это камерность создаваемых полотен, где превалируют личностные ощущения и переживания художников, что привело к появлению ориентации на духовность. Видовая установка на мотивы сменяется более ассоциативным образным строением картин, где главное место часто отводится субъективным ощущениям мастера. Особенно ярко проявляется это в творчестве молодых художников (А. Нур, Д. Мамедова, С. Келтаева Е. Ли, Д. Ахунбабаев, Е. Кулагина, Т. Ли,).
Каждый подлинный художник создает свой мир — то духовное пространство, которое пронизано его мыслями и чувствами. Это своего рода миропорядок, в котором рождаются и живут определенные герои, происходит действия, есть свой отсчет времени и пространства. У узбекского художника Акмаля Нура тоже есть свой образный мир — мир, очень своеобразный, на стыке реального и ирреального, визуально ощутимого и мифологизированного. Мир, казалось бы, знакомый и в то же время открывающий свои новые грани, новые ракурсы, новые интерпретации [3, с.-3]. Акмаль Нур работает исключительно в живописи, потому что именно живопись его стихия, через которую он наиболее полно самовыражается, передает свои ощущения, мысли, чувства.
Разнонаправленность стилистических решений в работах А.Нура не отрицает цельности его художественного мировоззрения, а лишь подтверждает мысль о динамичности его поисков, нацеленности мастера на философское размышление и пластическую выразительность.
Работы ещё из молодых художников Узбекистана Д. Мамедовой никого не оставляют равнодушным. Ее творчество посвящено живописной природе, уникальным историческим и архитектурным памятникам Узбекистана. Произведения талантливой художницы хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Московском галарее «Никор», а также в частных коллекциях Германии, США, Швейцарии, Англии, Японии, России, Турции, Индии, Австралии и Израиля. Она — одна из самых плодовитых художников современности республики. Отдавая должное реалистическому жанру, художник не отходит от самобытных национальных обычаев. Её излюбленная тема — красота родного края, культура и традиции узбекского народа. Мы можем проследить это на таких полотнах, как «Узкие улицы», «Старый орешник», триптих «Зима». А величие исторических городов-памятников Узбекистана запечатлено в её работах «Шахимардан», «Долгая дорога», «Хорезм», «Регистан», «Улицы Самарканда» и других…
Рис. 1. Д. Мамедова Готовят обед. х.м.
Полотна талантливой художницы Сайры Келтаевой очень близки и понятны многим жителям Узбекистана, ведь они напоминание о наших родных местах, в которых мы родились и выросли. В этих полотнах она творит свой собственный мир, мир символики и красоты лика восточной женщины, в который Сайра, умело, вплетает древние восточные украшения.
Образы восточных пери в ореоле необычайно красивых восточных украшений, будь то образ узбекской, казахской или таджикской красавиц, кажется, отстранены от нашего суетного бытия… И всё же, трепещущая линия рисунка, сочная, красочная палитра, усиливают притягательную силу живописных женских образов, создаваемых Сайрой.
Возможно, не обошлось без влияния Врубеля. Но, покажите мне профессионального художника, который за всю свою творческую жизнь не испытал бы влияние на своё творчество великих мастеров прошлого .
Картины Сайры — одно из самых своеобразных явлений современной узбекской живописи, она — мастер портрета и блестящий колорист. В своих работах она воспевает величие и красоту женщин Востока, экзотику восточного типажа и этнографического убранства. В её творческих исканиях переплелись традиции национального искусства и европейской живописи. Она черпает вдохновение из богатейшего наследия декоративно-прикладного искусства Центральной Азии. Стиль её картин всегда торжественный и магический. Художник возвышает свои образы над обыденностью, подчеркивая высокие духовные качества. Поэтому её работы украшают многие музеи нашей страны, хранятся в частных коллекциях в Турции и США, Германии и Испании, Франции и Англии, Швеции и Кореи, Японии и России.
Рис. 2. С. Келтаева. Восточная красавица. х.м.
Этот краткий анализ творчества художников Узбекистана, кого бы приоткрывает двери сложного и многоцветного мира нашего искусства. Мы питаемся охватить основные узлы развития искусства Узбекистана. Раскрыт его потенциальные возможности.
Литература:
- Н. Ахмедова “Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог” Т.2004
- Э. Гюль. Мистические откровения Д. Усманова САНЪАТ 99 № 3
- К. Акилова. Мир образов Акмаля Нура. — Ташкент: Изд.во журнала «San’at». -224 c. -(на рус. и англ. языках)