Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Ещё сравнительно недавно главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешного обучения — уровень знаний и степень сформированности предметных умений и навыков. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс стандартов второго поколения начальное образование закладывает основы формирования учебной деятельности — систему познавательных и учебных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одновременно начальная школа призвана формировать у детей способность и готовность к сотрудничеству в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми [1]. Приоритетные средства для достижения этого — развитие речи и культуры общения.
Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем учебным предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Я со своими учениками работаем по УМК «Перспективная начальная школа», который открывает большие возможности для решения вопросов развития коммуникативных УУД детей.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи. Язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Все учебники комплекта ПНШ опираются на коммуникативные технологии. Цель — научить школьников:
общаться с одноклассниками и взрослыми;
обосновывать свою точку зрения;
владеть устной диалогической речью;
смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения [2]
В содержание гуманитарных учебников включена переписка со школьниками, которая ведётся в течение трёх лет по линии двух научных клубов: «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение), «Мы и окружающий мир». Ученики моего класса ведут активную переписку с учёными клуба, отвечают на их вопросы, выполняют задания в конце учебника.
Выразительное чтение — неотъемлемая часть любого урока. Я придаю большое значение развитию выразительного чтения, т. к. оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, её способность оказывать определённое воздействие на слушателей. От уровня развития произносительно-слуховой культуры детей (чёткость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента включаю работу над звуковой её стороной.
С 1 класса работу начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.
- Отчётливо произноси слоги, варьируя громкостью голоса от тихого до громкого и обратно: «Ди-дэ-да-до-ду-ды»; «То-ддо-ту-оду-ты-дды»
- Отчётливо и быстро читай слоги: «Га-го-гы-гэ-гу»; «Гя-гё- ги-ге-гю»
- Доскажи строку: «Ша-ша-ша (мама моет малыша)»,
«Шу-шу-шу (я письмо тебе пишу)»
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорок, которые вносят эмоциональную разрядку в урок («Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока»). [4, с.324–340]
Развитию дикции у детей помогают и загадки. Они развивают слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены какими-то определёнными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков («Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом» — звук [c])
Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слова — слоговой анализ. В букварный период стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с утверждением, что слог — это ключ к чтению. Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и занимательные упражнения — пример творческого подхода к звучащему слову. Ребята с большим удовольствием отгадывают загадки, решают головоломки и шарады, словом, играют. Но при этом, развиваясь, учатся [6].
Игра «Чёрным по белому».
Мы займёмся новым делом.
Я хочу, чтоб ты сумел
На доске дополнить мелом
Те слова, в которых «мел».
Трёх минут не пожалей,
Всё получится. Смелей! (мел-----, --мел-, -мел-, -мел----) [4,c. 180]
Это умственные задачи сложного порядка, когда ребёнок задумывается над словом, его значением, его строением. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.
Большое значение уделяется роли предложения. Значительное место занимают аналитические упражнения: ознакомление с признаками связного высказывания, работа над заглавием, планом и т. д. Первоклассники учатся выделять отдельные признаки предложения, опознавать предложения по смысловым вопросам: о ком (о чём) говорится в предложении? На этом этапе даю детям следующие задания [7, с. 5–7]:
- Отметь только те строчки, где записаны предложения. Объясни свой выбор.
а) осенние листья уже
б) осенние листья уже укрыли дорожки парка
в) укрыли дорожки парка
- Составь из слов предложения. Каждое предложение начинай с выделенного слова. Запиши составленные предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его.
Юра, из, слепил, пластилина, льва, и, слона;
жирафа, вылепила, Яна, и, бегемота;
зверинец, целый, получился, из, животных, пластилиновых;
мы, из, пластилина, лепили, зверей.
Слово — это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если я научу понимать часть, значит, мои ученики смогут понять целое. Если ребёнок не приучен вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, то он всегда будет страдать от непонимания самого предмета.
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача — не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Таким образом, я готовлю своих учеников к изучению лексики в последующих классах, чтобы они научились подбирать наиболее подходящее слово для выражения мысли, умели устранять однообразное употребление слов в речи, различать разные значения одного и того же слова. То есть осуществляется подготовка к написанию изложений и сочинений.
С чувством определённого удовлетворения отмечаю, что проводимая в системе работа даёт свои плоды. Мои ученики достойно участвуют в школьных и международных компьютерных олимпиадах, стали победителями и призёрами школьных конкурсов чтецов. Их стихи печатаются в школьном альманахе «К солнцу». Изучение секретов родного языка делает моих учеников духовно богаче, грамотнее, им легче правильно общаться друг с другом и взрослыми людьми. Возникает поиск самовыражения и общения с окружающим миром, освоение новых эстетических критериев с помощью родного языка.
Хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенки — одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений — таков путь к гармонии знаний и нравственности».
Литература:
- ПНШ Программы четырёхлетней начальной школы. Москва. Академкнига /Учебник 2009г.
- Русский язык. Методическое пособие 2,3,4 классы. Байкова Т. А., Малаховская О. В., Чуракова Н. А. Москва, Академкнига/Учебник 2010г.
- Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка Н. И. Политова. Москва, «Просвещение» 1984г.
- Праздник Букваря. В. В. Волина Москва, 1997г.
- Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. В. А. Синицин, «Лада», 2007г.
- Литературные игры для детей. И.Агапова, М.Давыдова Москва, «Лада» 2006г.
- Творческие и контрольные работы по русскому языку 3–4 классы. В. А. Крутецкая, Санкт-Петербург 2009г.