Статья посвящена теоретическому изучению особенностей конфликтного поведения подростка в школе. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.
В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как конфликтное поведение ребенка в школе. Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день, так как в учебном заведении у школьников возникают трудности в общении, как с одноклассниками, так и с преподавателями.
Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным — наступает кризис подросткового возраста. Ребенок еще находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент, он по-настоящему заглядывает внутрь себя и уже способен осознавать многое. Кризис может протекать по одному из путей: «кризис независимости» — негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность; «кризис зависимости» — послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность. Поэтому у подростка появляются изменения, которые помогают ему переступить грань и начать взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. Тинэйджер уже готов взаимодействовать со взрослыми на равных, но пока не имеет такой возможности. А отношения со сверстниками становятся напряженными, так как интересы становятся разными, круг общения разбавляется подростками старшего возраста [4].
Причины подростковых конфликтов могут быть самыми разнообразными и для их разрешения подростки нередко нуждаются в помощи и в советах взрослого человека. К конфликтам подросткового возраста можно отнести: непослушание, спор, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимание, высокомерное отношение к людям, не выполнение обязанностей, низкая успеваемость, лень [1].
Для того чтобы рассмотреть стороны конфликтного поведения ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Если исходить из общепринятого определения конфликта, то в толковом словаре им. С. И. Ожегова оно трактуется, как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [7].
А.Я Анцупов, И. Е. Ворожейкин, Т. В. Драгунова, А.Я Кибанов, А. А. Реан, А. И. Шипилов в своих работах рассматривают конфликт с разных сторон.
По мнению, И. Е. Ворожейкина и А. Я. Кибанова, конфликт, исходя из его психологической сущности, «является одним из типов трудных ситуаций, возникающих в жизни подростка и в его коллективе» [5].
А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности. Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [8]. А в работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается, как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью» [2].
В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим каждый из них [2].
Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка. Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт.
Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье.
Некоторые исследователи (О. В. Кербиков А. Е. Личко, Г. Е. Сухарева, Я. А. Лупьян) считают, что это зависит от неправильного выбора типа воспитания: воспитание по типу Золушки, потворствующая гиперопека, гипоопека, подавляющая гиперопека [2].
Конфликт между подростками, подразумевает отстаивание интересов своему оппоненту. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в подростковом периоде, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка.
Конфликт между подростком и группой и между группами подростков — это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем.
Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов. Согласно исследованиям К. Томаса в конфликтной ситуации могут использоваться пять главных стилей поведения: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество. Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достигнуть своих целей.
Стиль соперничества наблюдается, в основном, у школьников, которые пользуются авторитетом среди сверстников. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы, при этом интересы другой стороны их совершенно не интересуют [3].
Стиль сотрудничества — один из непростых методов поведения подростков в конфликте, к этому стилю школьники прибегают только в том случае, когда не хотят портить отношения со сверстниками. Обе стороны конфликта должны обладать дипломатическими способностями, то есть — умением договариваться, защищая свои интересы и при этом учитывать интересы своего оппонента, умением слушать других и при этом сдерживая свои эмоции. Отсутствие одного из этих умений делает этот стиль неэффективным [3].
Стиль компромисса подразумевает под собой урегулирование разногласий с помощью взаимных уступок. От стиля сотрудничества этот стиль отличается тем, что конфликтующие стороны договариваются между собой на ранней стадии конфликта, так как понимают, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели, все стороны хотят одного и того же, но достичь цели, не уступая друг другу, одновременно не получится [3].
Стиль избегания выбирается подростками тогда, когда они не совсем уверены в своей правоте или когда эта проблема не стоит для них на первом месте, или может когда другие стороны инцидента имеют больше возможностей для достижения цели. Во всяком случае, уход от проблемы иди отсрочка не являются бегством, а вполне разумная реакция на конфликтную ситуацию. По истечении какого-то времени эти разногласия, приведшие к конфликту, могут разрешиться сами собой или подросток может заняться этими вопросами позже, когда в его распоряжении будут дополнительная информация и возможности [3].
Стиль приспособления означает, что подросток не заинтересован защищать свои собственные интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль используется школьниками не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности [3].
Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков. В ходе осуществления деятельности по преодолению конфликтного поведения подростков педагог-психолог может столкнуться непосредственно с ситуацией конфликта. Тогда кроме проведения тренингов и консультаций ему, возможно, придется взять на себя роль медиатора (посредника) в разрешении конфликта. Такая деятельность требует специальной подготовки, но ее правильное проведение оказывает существенное влияние на развитие навыков решения конфликта, так как подростки наглядно знакомятся со стратегией поведения в конфликте [8].
В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.
Литература:
- Аракелов Г. Г., Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Просвещение, 2005. — 163 с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.
- Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург: 2000. — 111 с.
- Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 2011. — 356 с.
- Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М.: Владос, 2010–438 с.
- Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2013. — 324 с.
- Ожегов С. И. «Словарь русского языка — М.: Мир и Образование, 2015.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: Владос, 2013. — Кн. 1. — 384 c.