В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды ведущих педагогов и психологов. Приведены результаты изучения качественных и количественных показателей проявления самостоятельности и трудолюбия у учащихся начальных классов. Разработаны рекомендации для родителей и педагогов по формированию самостоятельности и трудолюбия.
Ключевые слова: самостоятельность, трудолюбие, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации.
Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в Федеральных государственных образовательных стандартах, является создание условий для формирования личности образованной, нравственной, активной и самостоятельной. Результатом обучения и воспитания должны стать такие значимые личностные качества ученика, как самостоятельность и трудолюбие.
Проблема формирования самостоятельности и трудолюбия у детей младшего школьного возраста не раз поднималась и обсуждалась в трудах ведущих педагогов и психологов, таких как А. С. Макаренко, Н. Г. Алексеева, И. С. Кона,Р. С. Немов, А. Ф. Ахматова, Н. П. Семыкина, В. В. Чебышевой, В. Н. Турченко. С психологической точки зрения, самостоятельность и трудолюбие рассматриваются как составляющие волевой сферы личности, формируются по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеют свои особенности.
Исследования В. В. Давыдова, посвященные теории учебной деятельности показали, что «научить ребенка учиться самостоятельно можно через формирование у него теоретического типа мышления, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже в начальной школе» [3]. Цукерман Г. А. и Венгер А. Л. рассматривали самостоятельность в учебной деятельности (умение учиться) как способность ребенка обнаруживать, каких именно знаний ему недостает для решения той или иной задачи и находить их [5]. Потребность в самостоятельности появляется у ребенка еще в дошкольном возрасте. Это свидетельствует о его стремлении занять собственную, достаточно независимую позицию в познании окружающего мира в эмоциональном, познавательном, социальном аспектах. Самостоятельность можно рассматривать как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой цели, добиваться их достижения своими силами.
Трудолюбие можно рассматривать как черту личности, проявляющуюся в положительном отношении к трудовой деятельности. В трудолюбии так же, как и самостоятельности, проявляется активность, добросовестность, целенаправленность деятельности ребенка. Так, в психологическом словаре трудолюбие определяется «как черта характера, потребность и привычка трудиться [4]. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте видел и понимал смысл и результаты своего труда. Таким образом, самостоятельность и трудолюбие — это гармоничное сочетание разумных требований со стороны взрослого и использование собственной инициативы ребенка в деятельности. Чем глубже ребенок освоил рекомендуемые взрослыми знания, правила социального взаимодействия, тем шире его возможности активно и самостоятельно применять их в новых условиях.
Период младшего школьного возраста является наиболее значимым в совершенствовании личностных качеств трудолюбия и самостоятельности. Благоприятные условия для этого создаются новым ведущим видом деятельности, новым характером отношений ребенка с окружающими людьми: став школьником, он начинает выполнять социально оцениваемую деятельность, он начинает учиться. Отставание в развитии самостоятельности происходит во многом из-за неправильной организации деятельности, ошибочных подходах в воспитании: чрезмерное регулирование деятельности, постоянный контроль, прямое руководство деятельностью детей, обучение действиям по прямому подражанию взрослого.И, наоборот, воспитание самостоятельности является успешной, когда учитель активно побуждает детей проявлять инициативу, учит их самостоятельно планировать работу, выделить цель и результат. На данном этапе важную роль играет обучение самоконтролю.
Для изучения уровня развития самостоятельности и трудолюбия у современных школьников (учащихся начальных классов) нами были использованы психодиагностические методики: опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии» [1] и методика «Нерешаемая задача» (авторы Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга) [2]. Исследование было проведено на базе МБОУ «Сосновская средняя школа № 1», в нем приняли участие учащиеся 3-х классов, в количестве 55 человек. Проанализируем полученные результаты.
Опрос учащихся «Представление о самостоятельности и трудолюбии». Учащимся были заданы следующие вопросы:
Что такое самостоятельность?
Какого человека называют самостоятельным?
Считаешь ли ты себя самостоятельным? Почему?
В чем проявляется твоя самостоятельность?
Считаешь ли ты себя трудолюбивым и почему?
На рисунке 1 представлена диаграмма результатов опроса.
Рис. 1. Представления о самостоятельности и трудолюбии учащихся3 классов
Из диаграммы видно, что большая часть школьников (86 % и 78 % соответственно) знают, что такое самостоятельность и кого называют самостоятельным человеком. Ответы этих детей были содержательными, аргументированными. Самостоятельностью они обозначали «качество хорошего человека», «человека, который может сам все делать», «который доводит дело до конца и делает его сам», «который отвечает за свои дела и поступки» и др. Самостоятельным дети называли, как правило, конкретного человека — педагога, родителей, друзей. Однако были ответы детей, которые свидетельствовали о неполной сформированности этих понятий, они путались в пояснениях, отмалчивались. Считают себя самостоятельными 58 % детей, участвующих в исследовании. Они смогли аргументировать свой ответ, в чем проявляется их самостоятельность: «сам хожу в магазин», «делаю самостоятельно уроки», «самостоятельно добираюсь до школы и после уроков домой», «могу самостоятельно принять решение» и пр. Часть детей самостоятельными себя не считают, поясняя что «родители всегда говорят об отсутствии самостоятельности», «не всегда это качество проявляется», «быть самостоятельным трудно» и пр. Все дети (100 % опрошенных) считают себя трудолюбивым человеком, в большинстве случаев уверенно заявляя, что «любят трудиться, помогают взрослым». Можно сделать вывод, что самостоятельно принять решение и сделать что-то без помощи взрослых (родителей, педагогов) учащимся начальных классов намного сложнее, чем оказывать помощь, трудиться «по просьбе» взрослого.
Вторая методика «Нерешаемая задача» (авторы Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга) проводилась с целью выявления уровня самостоятельности и трудолюбия в учебной деятельности. Детям необходимо было решить задачи-головоломки (сначала ту, которую решить легко, а затем такую, которая не имеет решения). На основе методики были выявлены три уровня выполнения задания: высокий (школьники работали самостоятельно, не обращались за помощью к учителю); средний (работали самостоятельно 10–15 минут, затем обратились за помощью); низкий (бросили работу при первых затруднениях). На рисунке 2 представлена диаграмма распределения по уровням.
Рис.2. Результаты методики «Нерешаемая задача» (%)
Результаты данной методики позволяют судить о том, что в учебной деятельности (ведущем в начальный период обучения) дети по-разному распределяются по уровням проявления самостоятельности и трудолюбия. Большинство детей имеют средний уровень (73 % опрошенных). Дети без труда самостоятельно выполняли простую задачу, с интересом приступали к «трудной», проявляли попытки решить самостоятельно, но обращались за помощью через некоторое время. Почти четверть опрошенных детей продемонстрировали низкий уровень самостоятельности и трудолюбия в учебной деятельности. Приступив к решению «трудной» задачи, сразу обращались за помощью или бросали интерес к работе, прекращали ее. Лишь 2 % учащихся 3-х классов проявили высокий уровень изучаемых качеств. Они не только не обращались за помощью взрослого и сверстников, но и пытались во что бы то ни стало довести начатое дело до конца, предпринимали новые попытки в решении, были очень мотивированы.
Как показали результаты нашего исследования, далеко не все современные школьники обладают трудолюбием, привычкой к труду, умственным и физическим нагрузкам. Некоторые дети не имеют даже элементарных трудовых навыков, не говоря о самостоятельности и инициативности. Из этого следует, что педагогу необходимо определять условия, средства и способы развития этих качеств у детей в начальной школе.
С учетом результатов нашего исследования, нами были определены эффективные способы развития самостоятельности и трудолюбия у детей младшего школьного возраста. Вот некоторые из них.
Необходимо ребенку поручать больше дел выполнять самостоятельно, но при этом больше ему доверять. Не подменять воспитание опекой и контролем каждого шага ребенка.
Приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности, при этом дать ему возможность адекватно оценить результат своего труда.
Не подсказывать готового решения, показать возможные пути разрешения ситуации.
Трудолюбие развивается тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Необходимо в любом деле создавать условия для порождения положительных эмоций (гордость за победу над трудностями, радость познания).
Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.
Сделанные в работе выводы, могут быть полезны не только учителям в школе, но и родителям, старающимся воспитать в своем ребенке достойного человека и гармонично развитую личность. Человек живет, чтобы трудиться, и трудится, чтобы жить. Труд в этом смысле имеет самоценный характер, потому что открывает каждому дорогу к совершенствованию себя и своих способностей. И эту истину необходимо донести до детей.
Литература:
- Качина Л. Б. Использование опросников в работе практического психолога образования // Психология и школа. — 2006. — № 4. — с. 21–28.
- Кочетов А. И. Психологическая диагностика в школе. — Минск: Нар. свита, 1987. — 323 с.
- Психическое развитие младшего школьника /под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика. — 1990. — 160 с.
- Психологический словарь / под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
- Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 4. — с. 77–90.