Аудиторская оценка антикоррупционной политики нефтяных компаний России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Е. В. Аудиторская оценка антикоррупционной политики нефтяных компаний России / Е. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26234/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проанализированы антикоррупционные политики нефтяных компаний в РФ, введены критерии оценки. В заключении подведены итоги грамотности составления политик, подготовлен рейтинг предприятий.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, нефтяные компании, критерии, оценка, место.

Антикоррупционная политика предприятия (организации) –разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер предприятия (компании) с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в компании и за ее пределами [1]. Антикоррупционная политика организации предусматривает процедуры и конкретные мероприятия в отношении не только собственных сотрудников, но и контрагентов. Сведения о реализуемой организацией антикоррупционной политике следует закрепить в одноименном документе. Тема антикоррупционной политики на сегодняшний день актуальна во всех ее проявлениях.

Мы решили исследовать и оценить антикоррупционную политику топ- 10 нефтяных компаний.

Цель данной статьи выявить лучшую антикоррупционную политику среди топ-10 нефтяных компаний.

Антикоррупционная политика топ- 10 нефтяных компаний по объемам реализации-предмет исследования.

Задачи:

– Найти

– Оценить

– Сравнить

– Сделать выводы

Были взяты такие компании, как Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Башнефть, Новатэк, Славнефть, Русснефть, НК Альянс и Таиф НК [2]. Компании расположены по убыванию объема реализации. Первым делом посмотрим наличие отдельного внутреннего документа (антикоррупционной политики) у компании (рис.1).

Рис. 1.Топ-10 нефтяных компаний по объему реализации

Поэтому дальнейшее исследование будем проводить по 5 компаниям, у которых присутствует данный внутренний документ (антикоррупционная политика): Роснефть, Башнефть, НоваТэк, Русснефть и Таиф НК. Хотелось бы сразу отметить, что все исследование проводилось на основе документов, которые находились в открытом доступе (в сети интернет).

Далее введем критерии оценки антикоррупционной политики нефтяных компаний.


Были введены 11 критериев оценки антикоррупционной политики нефтяных компаний (Рис.2).

Рис. 2. Критерии оценки антикоррупционной политики нефтяных компаний

За каждый из критериев компания могла получить от 0 до 3 баллов:

0нет упоминаний

1упоминание

2параметр не совсем полно раскрыт

3параметр раскрыт полностью.

Стоит отметить, что антикоррупционная политика всех рассмотренных нефтяных компаний составлена достаточно грамотно и все ее пункты подробно прописаны, поэтому приходилось «разводить» данные компании «по мелочам». Например, у многих компаний имеется в приложениях к антикоррупционной политике лист ознакомления сотрудников с действующей антикоррупционной политикой, в котором прописана ответственность за ее нарушение. Это совершенно необязательный документ, однако, за его наличие по критерию «указание на обязанность сотрудников соблюдения коррупционной политики и их ответственности» компаниям, имеющим такой документ, присваивалось 3 балла, а, не имеющим -2. Так, можно сказать, что баллы, присвоенные компаниям, были элементом профессионального суждения.

Далее полученные баллы по каждому критерию суммировались и делились на количество критериев (11).

Начнем с рассмотрения антикоррупционной политики Роснефти.

Компания получила за:

 Наличие внутреннего документа по противодействию коррупции 3 балла

Четко сформулированная и явная корпоративная антикоррупционная политика руководства 3 балла

 Указание на обязанность сотрудников соблюдения коррупционной политики и их ответственности 3 балла

 Антикоррупционные меры в отношении подарков 3 балла

 Антикоррупционные меры в отношении представительских расходов и командировок 2 балла

 Антикоррупционные меры в отношении дачи и получения взяток 3 балла

 Антикоррупционные процедуры при выборе контрагента 3 балла

 Наличие сведений о каналах информирования о коррупционных рисках 3 балла

 Наличие в годовом отчете за 2014 год информации об антикоррупционных мерах 3 балла

 Наличие аудиторского комитета/Наблюдательного совета 3 балла

 Наличие внутреннего документа по противодействию подкупу иностранных должностных лиц 1 балл

Рис. 3. Баллы, набранные Роснефтью

Итак, по 11 критерия Роснефть набирает 30 баллов, среднее значение= 30/11= 2,73

Рис. 4.Усредненный балл, набранный Роснефтью исходя из 11 критериев

Остальные компании рассматриваем по аналогичному принципу. Таким образом, Роснефть заняла 1 место (средний балл 2, 73), Башнефть — 2 место (ср. балл 2,64), НоваТэк — 3 место (ср. балл 2,18), Русснефть — 4 место (ср. балл 1,73), Таиф НК — 5 место (ср. балл 1,64).

Итак, места, полученные в результате анализа антикоррупционной политики компаний совпали с местами в топ — 10 нефтяных компаний по объему реализации. Можно предположить, что грамотно составленный документ (антикоррупционная политика), недопущение дачи взяток в любых проявлениях, подробно прописанная ответственность за нарушения данного документа, в том числе повлияли на выручку рассмотренных нами компаний. Мы получили прямую зависимость.

Литература:

  1. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник/ под ред. П. А. Кабанова. М., 2012.
  2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» http://www.raexpert.ru/
  3. Официальные сайты Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Башнефть, Новатэк, Славнефть, Русснефть, НК Альянс и Таиф НК
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная политика, балл, компания, критерий оценки, внутренний документ, место, коррупционная политика, объем реализации, обязанность сотрудников соблюдения, Роснефть.


Похожие статьи

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Оценка влияния мирового кризиса на финансовую устойчивость компаний нефтегазового комплекса

В статье определено понятие финансовой устойчивости предприятия, как индикатора экономической нестабильности в стране и мире. Выполнено построение этапов проведения анализа финансовой устойчивости и сформулированы цели такого анализа. На основе финан...

Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях

В статье раскрывается понятие инвестиционной безопасности, приводятся основные факторы, оказывающие на нее влияние. Проанализированы показатели РФ и дана их оценка с точки зрения инвестиционной безопасности, а также приведены рекомендации по улучшени...

Проблемы системы управления рисками на предприятиях Казахстана и специфика их совершенствования

В статье анализируется существующая практика и подходы в области управления рисками в компаниях — лидерах казахстанского рынка, позволяющие оценить текущее состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития риск-менеджмента в стране.

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в России и прогноз ее развития

В данной статье рассматривается такое понятие в экономике, как предпринимательство. Дается определение этому понятию, общая характеристика, а также определяется ее специфика и важность вопроса для страны. Проводится анализ развития малого бизнеса за ...

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий по форматам

В статье рассмотрены подходы авторов к определению конкурентоспособности розничных торговых сетей. Дано авторское определение конкурентоспособности. Предложены показатели оценки конкурентоспособности для каждого торгового формата.

Применение системы управления рисками в таможенных службах мира

В статье проанализированы показатели внешней торговли стран. Изложен опыт функционирования системы управления рисками в таможенных службах Австралии, Германии и России, выделены их особенности.

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Похожие статьи

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Оценка влияния мирового кризиса на финансовую устойчивость компаний нефтегазового комплекса

В статье определено понятие финансовой устойчивости предприятия, как индикатора экономической нестабильности в стране и мире. Выполнено построение этапов проведения анализа финансовой устойчивости и сформулированы цели такого анализа. На основе финан...

Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях

В статье раскрывается понятие инвестиционной безопасности, приводятся основные факторы, оказывающие на нее влияние. Проанализированы показатели РФ и дана их оценка с точки зрения инвестиционной безопасности, а также приведены рекомендации по улучшени...

Проблемы системы управления рисками на предприятиях Казахстана и специфика их совершенствования

В статье анализируется существующая практика и подходы в области управления рисками в компаниях — лидерах казахстанского рынка, позволяющие оценить текущее состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития риск-менеджмента в стране.

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Проблемы реализации предпринимательской деятельности в России и прогноз ее развития

В данной статье рассматривается такое понятие в экономике, как предпринимательство. Дается определение этому понятию, общая характеристика, а также определяется ее специфика и важность вопроса для страны. Проводится анализ развития малого бизнеса за ...

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий по форматам

В статье рассмотрены подходы авторов к определению конкурентоспособности розничных торговых сетей. Дано авторское определение конкурентоспособности. Предложены показатели оценки конкурентоспособности для каждого торгового формата.

Применение системы управления рисками в таможенных службах мира

В статье проанализированы показатели внешней торговли стран. Изложен опыт функционирования системы управления рисками в таможенных службах Австралии, Германии и России, выделены их особенности.

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Задать вопрос