Ключевые слова: специалист, процесс, педагог, подготовке, физическое воспитание, технология, молодёжи.
Подготовка высококвалифицированных специалистов способных обеспечить прогрессивное развития образовательного процесса является важнейшей проблемой высшей школы. Следует указать на недостаточную изученность целевой модели будущего специалиста по физическому воспитанию, где должна быт очерчена социальная, профессиональная и мотивационная стороны данной проблемы.
В настоящее время наблюдаются реальные перемены направленные на коренное реформирование структуры и содержания образования при обучении высококвалифицированных специалистов в области физической культуры обладающих знаниями оздоровительных технологий. При подготовке педагогических кадров по физическому воспитанию одним из стратегических направлений реформирования непрерывного образования является охрана и укрепление здоровья молодёжи, о чём Президент Республики Узбекистан сказал: «Образовательные учреждения и здравоохранения принимают необходимые меры для сохранения и укрепления здоровья детей и учащейся молодёжи. Совершенствуются организационно — методические подходы для повышения медика — гигиенической культуры и роста физкультурной активности».
Для реализации идеи о здоровом поколении необходимо:
сохранить национальный генофонд, возродить национальный менталитет;
воспитать физически и нравственно здоровое поколение;
вырастить свободное, независимое и сильное поколение;
воспитать талантливую и свободную молодёжь.
Действующие стандарты по физическому воспитанию и возникающих с оздоровлением учащийся молодёжи возникает выдвигается необходимость в изучении студентами предмета «Педагогическая валеология» — суть которой заключается в приобретении глубоких знании о здоровом образе жизни.
В педагогическом аспекте валеология рассматривается как оздоровительная система, направленная на сохранение и улучшение физического состояния, обучение формам, методам и средствам оздоровительной направленности физической культуры, формирования навыков и побудительных мотивов здорового образы жизни, осознанного, устойчивого и позитивного отношения к теоретическим, практическим и самостоятельным занятиям по физическому воспитанию, что улучшает здоровье и продуктивность учебного процесса.
Обеспечение здоровья молодежи в системе образования требует валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, что находит свое отражение в разработке и применении новых форм и методов обучения, позволяющих усваивать знания и навыки на принципиально ином качественном уровне.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны соответствовать определенным принципам:
- Учет возрастно-половых и индивидуально-типологических особенностей.
- Состояние уровня здоровья.
- Функционального состояния организма и уровень работоспособности.
- Предупреждение перенапряжения и переутомления.
- Создание мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Следуют выделить ряд требований, определяющих влияние педагогических технологий на организм учащихся. К которым относятся: предупреждение гиподинамии формирование заданий адекватных возможностям учащихся, развитие активности и творческих способностей, мотивацию к самостоятельным занятиям физическими упражнениями осуществляемых на занятиях по физическому воспитанию и тренировках по видам спорта.
Успешность педагогических технологий в значительной степени зависит о личности учителя, взаимоотношений его с обучающимися.
Исследования последних лет, направленных на повышение потенциала здоровья подрастающего поколения, дают основание считать, что данная проблема будет решаться при целенаправленном воспитании устойчивых позиций составляющих нравственную основу личности, сохранение творческих интересов и потребностей к ведению здорового образа жизни основанных на базе научно-обоснованных рекомендации.
Как показали социологические, исследования, проводимые на контингенте учащейся молодёжи показали, что у них сформировано неадекватное представление о здоровье как таковом, которое в основном трактуется как соматическое здоровье.
Физическое здоровье далеко не единственный показатель благополучия человека, нужны специальные умения и навыки для целенаправленного воздействия на организм физических нагрузок с целью сохранения и укрепления здоровья, что в принципе и составляет суть предлагаемого к изучению нами предмета.
Это должно занять важное место при подготовке специалистов физического воспитания, которые будут работать в системе народного образования, где ошибки на этапе могут иметь в перспективе серьёзные последствия.
Данный предмет в системе образования нуждается в синтезе знаний, связанных с человеком, в поиске здоровьесберегающих образовательных методик, формирующих рациональный режим труда (учёбы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях, оптимальную и систематическую физическую активность, научно–обоснованное, эффективное закаливание, нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питание, комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействии.
Структура предметов медико-биологического цикла изучаемых в высших учебных заведениях должны находиться в тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами решать задачи, направленные на формирование у студентов правильного представления о здоровье людей.
Внедрение в учебный процесс предмета «Педагогическая валеология» позволит расширить диапазон профессиональных знаний будущих специалистов и целенаправленно осуществлять государственную программу по оздоровлению подрастающего поколения.
Летиратура:
- Абрамов М. С. Аэробика и мы. М., ФИС, 1986 г., с. 64.
- Аршавский И. А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей. // Физиология человека № 5, 1979.
- Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Л., 1979 г., -С. 32–39.
- Бака М. М., В. С. Бойко, С. С. Гурвич и др. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Киев: Здоровье, 1983, с. 103.