Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: модернизация конструктивных узлов аэродинамического тракта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Цветков, А. И. Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: модернизация конструктивных узлов аэродинамического тракта / А. И. Цветков, Б. А. Щепанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 90-96. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26241/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В статье речь идёт об оригинальных конструктивных решениях по узлам аэродинамического тракта промышленной дозвуковой аэродинамической трубы замкнутого типа с открытой рабочей частью. Решения выполнены на основе тщательного экспериментального исследования влияния вносимых конструктивных решений на параметры потока в открытой рабочей части. В статье также коротко отражены координатно-позиционирующие устройства, позволяющие расширить варианты исполнения открытой рабочей части аэродинамической трубы.

Ключевые слова: дозвуковая аэродинамическая труба, открытая рабочая часть, диффузор, конфузор (сопло), поворотные секции, хонейкомб, поворотные лопатки.

 

История развития и становления аэродинамических труб на математико-механическом факультете СПбГУ изложена по работе [1]. Первая дозвуковая аэродинамическая труба АТ-12 была сдана в эксплуатацию к 7 ноября 1933 г. В дальнейшем развитие экспериментальной базы и создание в Петродворце аэродинамического комплекса во второй половине прошлого века связано с именем С. В. Валландера. В этот комплекс в 1976 г состоялся переезд аэродинамической трубы АТ-12, и в модернизированном виде в 1978 г АТ-12 была сдана в эксплуатацию.

После завершения строительства всего корпуса аэродинамики была смонтирована еще одна аэродинамическая труба — труба АТ-11. Первый пуск трубы АТ-11 состоялся в июне 1989 г. Аэродинамическая труба АТ-11 была “заморожена” в строительстве с 1989 г. по 2009 г. В 2009 г. руководством математико-механического факультета было принято принципиальное решение: всеми возможными способами достроить и модернизировать аэродинамическую трубу АТ-11, сдать трубу в эксплуатацию и интегрировать с трубой современные измерительные технологии. Данное решение было воплощено в жизнь.

Эскизный и рабочий проекты аэродинамической трубы АТ-11 выполнены коллективом сотрудников лаборатории аэродинамики под руководством зав. лабораторией Р. Н. Мирошина [3]. После всестороннего анализа построенных на то время (60-е — 80-е годы прошлого века) экспериментальных установок и опубликованных работ, с учетом требования достижения критического числа Рейнольдса, авторами [3] были выбраны следующие конструктивные параметры аэродинамической трубы АТ-11:

                    размер выходного сечения коллектора (сопла) — круг диаметром 2,25 м;

                    длина рабочей части — 4 м;

                    максимальная скорость потока — 70 м/с.

Следует отметить, что существовало ограничение на габариты установки, главным образом на ее длину, определяемое размерами зала для размещения аэродинамической трубы АТ-11, которое наложило свой отпечаток на эскизный проект аэродинамической трубы АТ-11 и, в дальнейшем, на реализованную конструкцию аэродинамической трубы.

В соответствии с требованиями к установке была выбрана общая её компоновка: аэродинамическая труба замкнутого типа с одним обратным каналом и открытой рабочей частью. Установки подобного конструктивного типа наиболее рациональны как с точки зрения удобства проведения эксперимента, так и с точки зрения качества потока и экономичности трубы.

Аэродинамический контур АТ-11, см. рис.1, показан в горизонтальной плоскости трубы и состоит из следующих основных элементов: рабочей части, диффузора, переходной части, одноступенчатого осевого вентилятора, поворотных секций, поворотных лопаток в поворотных секциях, обратного канала, участка быстрого расширения потока, форкамеры с хонейкомбом, коллектора (сопла).

Силовой каркас аэродинамической трубы АТ-11 представляет собой конструкцию из шпангоутов и стрингеров и выполнен из деревянных деталей. Внутренняя и внешняя поверхности трубы выполнены из 5-милиметровой фанеры. Заполнение между двумя слоями фанеры отсутствует.

Рис. 1. Аэродинамический контур трубы АТ-11

 

Рабочая часть

Рабочая часть аэродинамической трубы АТ-11 — открытая, длиной Lрч = 4000 мм от выходного сечения сопла (диаметр сопла Dс = 2250 мм) до входного сечения диффузора. Поток в рабочей части представляет собой участок свободной турбулентной струи

В процессе модернизации трубы АТ-11 разработаны и изготовлены поворотные круги под рабочей частью и в весовой, 2 сменных координатно-позиционирующих устройства с устанавливаемыми на них аэродинамическими моделями, технологическим и измерительным оборудованием.

X-Y координатно-позиционирующее устройство (КПУ № 1).

На X-Y координатно-позиционирующее устройство можно устанавливать различные измерительные зонды и лёгкие аэродинамические модели. Фотография КПУ № 1, на фоне диффузора, приведена на рис. 2. КПУ № 1 представляет собой конструкцию перемещаемой по рельсам тележки с закреплёнными на ней двумя взаимно перпендикулярными каретками форматно-раскроечного станка Z-3200, перемещаемыми приводами кареток по на 1,5 метра по каждой координате. На поперечной каретке видна установленная на ней вертикально гребенка с измерительными зондами (трубками Пито-Прандтля). Управляется КПУ № 1 оригинальной системой программно-позиционного управления.

Рис. 2. X-Y координатно-позиционирующее устройство

 

Координатно-позиционирующее устройство № 2 (КПУ № 2).

КПУ № 2 схематично показано на рис. 3.

На рис. 3 обозначены: поз.1 — сопло, поз. 2 — диффузор, поз. 3 — кольцевой раструб, поз. 4 — КПУ № 2. КПУ № 2 по направляющим рельсам вкатывается из весовой в открытую рабочую часть и устанавливается на нижний поворотный круг 5. На КПУ № 2 размещен стол-экран 6, положение которого по высоте и в горизонте регулируется с помощью натяжных тросов. Стол-экран 6 установлен на поперечной (ось Y) оси с возможностью качения относительно горизонтальной плоскости. Внутри стола-экрана выполнен поворотный круг 7 с возможностью поворота в плоскости стола-экрана на 360°. Регулировочными механизмами обеспечивается, при установке КПУ № 2 на поворотном круге 5, перпендикулярность оси Y стола-экрана оси X потока и положение оси Y в горизонте.

Рис. 3. Схема КПУ № 2

 

На КПУ № 2 размещен 3D координатник 8, на котором могут быть установлены различные измерительные зонды. В частности, на рис. 3 обозначены поз. 9 — двойной импульсный лазер и поз. 10 — две кросскорреляционные камеры, входящие в состав PIV-системы. 3D координатник позволяет сканировать измерительными зондами или измерительной вертикальной плоскостью PIV-системы поток в открытой рабочей части в объёме 1000х1000х1000 мм. Для управления 3D координатником разработано специализированное программное обеспечение.

Диффузор с кольцевым раструбом

За открытой рабочей частью находится диффузор. Диффузор аэродинамической трубы АТ-11 от входного сечения на расстоянии Lдц = 500мм — цилиндрический, а далее — расширяющийся канал круглого поперечного сечения длиной 6300 мм. Входное сечение диффузора — круг диаметром Dд = 2450 мм. Выходное сечение диффузора — круг диаметром 3000 мм. Угол раскрытия диффузора — 5°. Перед диффузором аэродинамической трубы АТ-11 установлен кольцевой раструб, охватывающий диффузор снаружи и имеющий по внутренней поверхности в поперечном сечении форму кольцевого крыла. Кольцевой раструб установлен на тележке, которая может перемещаться в осевом направлении.

При модернизации аэродинамической трубы АТ-11в конце диффузора, перед цилиндрической частью вентилятора, был установлен обтекатель. Схема расположения обтекателя относительно вентилятора и основные размеры такой компоновки показаны на рис. 4.

Рис. 4. Схема расположения обтекателя

 

Цилиндрическое тело вентилятора 1 имеет по переднему торцу выемку глубиной 130 мм. Цилиндрическая образующая выемки — тонкая, толщиной 5 мм. Расстояние между вентилятором и обтекателем 2–500 мм, что позволяет проводить технические работы по монтажу и обслуживанию вентилятора и обтекателя. Обтекатель выполнен коническим с оживальной формой в начале его. Длина обтекателя — 2000мм; диаметр у основания — 1200 мм. Несущие пластины 3 (6 шт) обтекателя выполнены из фанеры толщиной 16 мм и шириной 750 мм. Проходное сечение в конце диффузора в связи с размещением обтекателя уменьшилось на 5,5 %, но сохранилось значительно большим проходного сечения на входе в диффузор.

Виды со стороны рабочей части на вентилятор без обтекателя и с установленным обтекателем показаны на рис.5.

Рис. 5. Виды на вентилятор

 

На переднем плане рис. 5 видны элементы защитной прямоугольной сетки, и, далее, — обтекатель с 6-ю несущими пластинами, исходящими из тела обтекателя в направлении к внутренней поверхности диффузора и закрепленными на 3-х элементах швеллера № 16. За оголовком и несущими пластинами видны лопасти вентилятора. Воздушный поток засасывается в диффузор десяти лопастным вентилятором, расположенным в переходном участке трубы. Сами лопасти находятся в начале переходного участка.

Десяти лопастной осевой вентилятор, установленный с консольным вылетом на двух подшипниковых опорах, соединен промежуточным валом с электродвигателем постоянного тока и развивает напор, достаточный для преодоления сопротивления всего контура аэродинамической трубы. Регулирование скорости потока в рабочей части трубы обеспечивается регулированием скорости вращения вала электродвигателя с помощью привода постоянного тока.

По проекту [3] предполагалось выполнить в стенках диффузора демпфирующие сквозные отверстия на расстоянии (0.53- 0.86)Dд от входного сечения диффузора диаметром Dд; форма, размеры и число отверстий, как указано в [3], определяются из конструктивных соображений; общая площадь отверстий должна была составить величину ~2м2 (0.42 % от площади входного сечения диффузора).

Демпфирующие сквозные отверстия были выполнены при модернизации трубы на основе экспериментальных результатов по исследованию инфразвуковых пульсаций давления в рабочем канале аэродинамической трубы. Эскиз с расположением демпфирующих отверстий представлен на рис. 6.

Рис. 6. Диффузор с демпфирующими отверстиями. 1 — диффузор; 2 — кольцевой раструб; 3 — лопасти вентилятора

 

Переходный участок

К диффузору примыкает переходный участок длиной 2500 мм. На длине этого участка осуществляется плавный конструктивный переход от круглого поперечного сечения диффузора к восьмиугольному поперечному сечению контура аэродинамической трубы. Начало переходного участка представляет собой цилиндр постоянного поперечного сечения диаметром 3000 мм и длиной 300 мм.

В переходном участке расположен ведомый вал вентилятора, установленный на двух подшипниковых опорах. Опоры установлены на горизонтальных площадках, размещенных каждая на трёх силовых пластинах толщиной 40 мм и шириной 400 мм. Опоры и силовые пластины связаны между собой полуцилиндрическим трубным сегментом. Опоры, трубный сегмент, три силовые пластины удалённой от лопастей вентилятора опоры скрыты цилиндрическим телом вентилятора, см. рис.5; видны лишь три силовые пластины ближайшей к вентилятору опоры.

При экспериментальных исследованиях потока в открытой рабочей части аэродинамической трубы было выявлено существование значительного по амплитуде и площади вихревого течения, выходящего из сопла и, предположительно, индуцированного лопастями вентилятора. Ослаблению влияния вихревого течения до приемлемых параметров потока в открытой рабочей части способствовало конструктивное решение по установке в переходном участке за лопастями вентилятора спрямляющих поток пластин и короба, накрывающего полуцилиндрический трубный сегмент. Фотография элементов конструкции за лопастями вентилятора приведена на рис. 7.

Рис. 7. Вид на спрямляющие пластины и короб за лопастями вентилятора

 

Поворотные секции

За переходным участком расположены 1 и 2 поворотные секции, обратный канал (конструктивное исполнение внутреннего канала аэродинамической трубы от переходного участка до сопла — восьмиугольное поперечное сечение), 3 и 4 поворотные секции.

Для уменьшения потерь на сопротивление и улучшения поля скоростей потока в поворотных секциях установлены направляющие лопатки, профилированные в соответствии с рекомендациями работ [2,4]. Выполненный нами расчёт в соответствии с указанными рекомендациями дан в таблице 1, где:

                     — площадь проходного сечения секции в м2;

                     — условный диаметр проходного сечения секции в м;

                     — размер хорды поворотной лопатки в м;

                     — приведённый размер хорды;

                     — количество лопаток фактическое, оптимальное или нормальное.

 

Таблица 1

Данные по лопаткам секций

секции

, м2

, м

, м

лоп. факт.

лоп. расчетн.

примечание

№ 1

7.45

3.08

0.755

0.252

8

8 опт.

приемлемая

№ 2

7.45

3.08

0.755

0.252

8

8 опт.

приемлемая

№ 3

17.5

4.72

0.755

0.164

12

12 опт.

короткая

№ 4

17.5

4.72

0.630

0.133

22

21 норм.

короткая , лоп. увел.

 

Расчёт показал, что в 3 и 4 секциях неоправданно установлены поворотные лопатки с короткими хордами. Такие лопатки приводят к геометрической прозрачности канала, не обеспечивают поворот потока, что может иметь следствием плохое качество потока на входе в форкамеру.

При модернизации поворотных секций выполнено:

                    удлинение хорд лопаток во 2 и 4 поворотных секциях в направлении движения потока вставками из бакелитовой фанеры толщиной 7 мм, шириной 450 мм и высотой, равной высоте этих лопаток;

                    соединение вставок между собой и с корпусом аэродинамической трубы в жёсткую конструкцию по горизонтальным линиям элементами из той же бакелитовой фанеры и профиля для гипсокартона.

На рис. 8 и рис. 9 показаны схема удлинения лопаток 2 секции и фотография с монтажом вставок 4 секции, соответственно.

Рис.8. Схема удлинения поворотных лопаток

 

Рис. 9. Монтаж вставок 4-ой секции (вид из форкамеры)

 

В результате: на выходе поворотных секций построены жёсткие ячеистые конструкции; размер ячеек по вертикали ~450 мм, размер по горизонтали — шаг установки поворотных лопаток; удлинение хорды поворотной лопатки 4-ой секции до ~1080 мм (приведенный размер хорды составил величину ).

Форкамера аэродинамической трубы

При модернизации форкамеры выполнены площадка в форкамере и фундамент с наружной нижней стороны форкамеры для установки облегченного хонейкомба, отличающегося конструктивно от классического.

Хонейкомб смонтирован из секций профилированного решётчатого настила размером 1000х1000х30 мм. Размер ячейки в секции 30х30 мм. Хонейкомб представляет собой двухслойную вертикальную конструкцию шириной 360 мм, заполняющую внутренний канал форкамеры.

На рис. 10 приведена фотография, иллюстрирующая размеры и процесс монтажа хонейкомба.

Традиционно считается [4], что наличие хонейкомба и детурбулизирующих сеток обеспечивают качество потока в рабочей части аэродинамической трубы. Вместе с тем, в ряде крупногабаритных аэродинамических труб ЦАГИ (трубы Т-102, Т-103 и Т-104) детурбулизирующие сетки отсутствуют, а в трубе Т-104 отсутствует и хонейкомб [5].

В аэродинамической трубе АТ-11 в процессе модернизации было принято решение отказаться от установки детурбулизирующих сеток по всему аэродинамическому тракту АТ-11 и только на входе в диффузор установить защитную сетку.

Рис. 10. Хонейкомб в процессе монтажа

 

Модернизированная аэродинамическая труба АТ-11 обеспечивает в открытой рабочей части:

                    скорость потока до 70 м/с;

                    степень турбулентности потока менее 1 %;

                    неравномерность скорости потока в поперечном направлении на длине 1,5 м менее 1,5 %;

В аэродинамической трубе практически полностью демпфированы пульсации давления инфразвукового диапазона.

 

Литература:

 

  1.                Богатко В. И., Мирошин Р. Н., Цибаров В. А. О развитии аэродинамики в Ленинградском-Санкт-Петербургском университете // В сб.: Аэродинамика (к 60-летию лаборатории аэродинамики С.-Петербургского университета) / Под ред. Р. Н. Мирошина. CПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. С. 5–29.
  2.                Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М. -Машиностроение, 1992. 672 с.
  3.                Мирошин Р. Н., Крылов В. Д. Проектирование, отладка и пуск аэродинамических труб АТ-11 и АТ-13. Модернизация трубы АТ-12 (промежуточный отчет № 2 — эскизный проект аэродинамической трубы АТ-11). Отчет НИММ ЛГУ, 1980. 40 с.
  4.                Повх И. Л. Аэродинамический эксперимент в машиностроении. Изд. 3-е, доп. исправл., Изд-во Машиностроение (Ленингр. отд-ние). 1974. 480 с.
  5.                Экспериментальная база ЦАГИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsagi.ru/experimental_base/ (дата обращения 05.11.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): аэродинамическая труба, открытая рабочая часть, рабочая часть, x-y, лопасть вентилятора, переходной участок, секция, диффузор, кольцевой раструб, входное сечение диффузора.


Ключевые слова

дозвуковая аэродинамическая труба, открытая рабочая часть, диффузор, конфузор (сопло), поворотные секции, хонейкомб, поворотные лопатки

Похожие статьи

Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: измерение дифференциальных стационарных давлений

В статье речь идёт о выборе приборов (манометров и интеллектуальных преобразователей) для измерения стационарного дифференциального давления в дозвуковых потоках. Выбор в дальнейшем будет подтвержден внедрением приборов в измерительные технологии на ...

Применение балок с гофрированной стенкой и особенности их работы

В данной статье рассматривается способ совершенствования металлических конструкций и снижения их материалоемкости за счет использования балок с гофрированной стенкой. Балка с гофрированной стенкой — это конструкция, состоящая из поясов и тонкой стенк...

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Экранный эффект: разработка экспериментальной методики определения аэродинамических характеристик моделей с учетом влияния экрана

Представлена методика экспериментального определения аэродинамических характеристик тел с учетом экранного эффекта в аэродинамической трубе Т-500 МГТУ им. Н. Э.Баумана. В качестве объекта экспериментального аэродинамического исследования выбран профи...

Повышение эффективности разрушения горных пород при бурении с использованием шарошечных долот

Несомненно, основную роль в процессах разрушения горных пород занимает буровой инструмент. Способность породоразрушающего инструмента (ПРИ) в заданном интервале времени в зависимости от глубины бурения и буримости горных пород поддерживать свои техно...

Гидроиспытания стальных труб на прочность на заводе. Труба с «донышками»

Представлен аналитический метод расчета технологических параметров процессов гидроиспытания труб большого диаметра: критического давления в трубе и размеров пластической и упругой зон в стенке трубы при закритических давлениях. На всех стадиях процес...

Особенности бурения через соляные отложения. Анализ применения роторных управляемых систем для бурения через соляные структуры

В настоящее время бурение скважин на нефть и газ — процесс, требующий высокотехнологичного забойного оборудования, построения сложных геологических моделей и точного следования заданной траектории ствола скважины. Подавляющее большинство разрабатывае...

Разработка и внедрение блока — преобразователя цифрового сигнала в монтажный шкаф АСКВД «Вектор» на Волгоградской ТЭЦ-3

Практика эксплуатации электростанций показывает, что эффективное использование котлов, турбин, генераторов и другого оборудования может быть достигнуто только при правильной организации эксплуатации и систематическом проведении профилактических, теку...

Анкеровка рабочей арматуры подошвы столбчатого фундамента согласно СП 63.13330.2012 и СП 63.13330.2018

«В работе конструктора неотъемлемую роль играет множество, казалось бы, незначительных по важности расчетов, которые выполняются навскидку или по устаревшим нормам» [1]. Одним из таких расчетов является проверка обеспеченности анкеровки рабочей армат...

Методы и средства очистки нефтепродуктопроводов от внутритрубных отложений

В статье приведен анализ методов очистки магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов от различного рода осадков, образования внутренних газовоздушных скоплений и воды, предложен метод очистки нефтепродуктопроводов с помощью гелевого поршня, п...

Похожие статьи

Аэродинамическая труба АТ-11 СПбГУ: измерение дифференциальных стационарных давлений

В статье речь идёт о выборе приборов (манометров и интеллектуальных преобразователей) для измерения стационарного дифференциального давления в дозвуковых потоках. Выбор в дальнейшем будет подтвержден внедрением приборов в измерительные технологии на ...

Применение балок с гофрированной стенкой и особенности их работы

В данной статье рассматривается способ совершенствования металлических конструкций и снижения их материалоемкости за счет использования балок с гофрированной стенкой. Балка с гофрированной стенкой — это конструкция, состоящая из поясов и тонкой стенк...

Создание двухконтурной системы регулирования температуры в электрической печи на базе программируемого логического контроллера

Электрические печи потребляют много электроэнергии, от чего вопросы их рациональной эксплуатации и автоматизации имеют большое значение для промышленности. В работе описан вариант создания двухконтурной системы регулирования температуры в электрическ...

Экранный эффект: разработка экспериментальной методики определения аэродинамических характеристик моделей с учетом влияния экрана

Представлена методика экспериментального определения аэродинамических характеристик тел с учетом экранного эффекта в аэродинамической трубе Т-500 МГТУ им. Н. Э.Баумана. В качестве объекта экспериментального аэродинамического исследования выбран профи...

Повышение эффективности разрушения горных пород при бурении с использованием шарошечных долот

Несомненно, основную роль в процессах разрушения горных пород занимает буровой инструмент. Способность породоразрушающего инструмента (ПРИ) в заданном интервале времени в зависимости от глубины бурения и буримости горных пород поддерживать свои техно...

Гидроиспытания стальных труб на прочность на заводе. Труба с «донышками»

Представлен аналитический метод расчета технологических параметров процессов гидроиспытания труб большого диаметра: критического давления в трубе и размеров пластической и упругой зон в стенке трубы при закритических давлениях. На всех стадиях процес...

Особенности бурения через соляные отложения. Анализ применения роторных управляемых систем для бурения через соляные структуры

В настоящее время бурение скважин на нефть и газ — процесс, требующий высокотехнологичного забойного оборудования, построения сложных геологических моделей и точного следования заданной траектории ствола скважины. Подавляющее большинство разрабатывае...

Разработка и внедрение блока — преобразователя цифрового сигнала в монтажный шкаф АСКВД «Вектор» на Волгоградской ТЭЦ-3

Практика эксплуатации электростанций показывает, что эффективное использование котлов, турбин, генераторов и другого оборудования может быть достигнуто только при правильной организации эксплуатации и систематическом проведении профилактических, теку...

Анкеровка рабочей арматуры подошвы столбчатого фундамента согласно СП 63.13330.2012 и СП 63.13330.2018

«В работе конструктора неотъемлемую роль играет множество, казалось бы, незначительных по важности расчетов, которые выполняются навскидку или по устаревшим нормам» [1]. Одним из таких расчетов является проверка обеспеченности анкеровки рабочей армат...

Методы и средства очистки нефтепродуктопроводов от внутритрубных отложений

В статье приведен анализ методов очистки магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов от различного рода осадков, образования внутренних газовоздушных скоплений и воды, предложен метод очистки нефтепродуктопроводов с помощью гелевого поршня, п...

Задать вопрос